В ОСВОБОЖДЕННОМ от немецко-фашистских захватчиков Харькове восстанавливается нормальная жизнь. Горячо взялись за дело местные советы. Им предстоит обследовать жилой фонд, наладить работу магазинов, пекарен, больниц, парикмахерских, бань, выявить первоочередные нужды жителей и в кратчайший срок ликвидировать разрушения. Районные советы города приступили к работе. На снимке: председатель Орджоникидзевского райисполкома г. Харькова Д. Мендус беседует с активом.

ХАРЬКОВСКИЙ. тракторный завод будет восстановлен! Первое, что удалось сделать в его цехах после изгнания гитлеровцев, — это капитально отремонтировать мотовоз, который будет доставлять рабочих на завод. На снимке: мотовоз выходит на линию.

НАСЕЛЕНИЕ срывает немецкие вывески и указатели и с ра- достью заменяет их надписями на родном языке.

НАДО восстановить городское хозяйство — водопровод, канализацию, электричество, связь. И эта работа ведётся сейчас в ускоренном темпе. На снимке: восстановление связи на улице Иванова.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ПРИМЕРЫ МУЖЕСТВА И ОТВАГИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2. (Спец. корр. ТАСС). Ни днём, ни ночью не умолкает гул сражений на полях Курской области. Шаг за шагом, ломая упорное сопротивление немцев, бойцы Красной Армии очищают родную землю от ненавистных оккупантов.

Каждое сражение изобилует примерами мужества и отваги красноармейцев, умения наших командиров наносить врагу неожиданные удары. Под прикрытием сильного артиллерийского огня рота немцев атаковала позиции подразделения, которым командует Алферов. Наши бойцы выждали, когда противник приблизится, и поднялись навстречу гитлеровцам. Штыковой контратакой враг был опрокинут. На поле боя осталось несколько десятков трупов немецких солдат и офицеров.

Красноармеец Галашев находился в боевом охранении. Группа немецких автоматчиков, маскируясь, пыталась просочиться в боевые порядки подразделения. Заметив это, Галашев подпустит фашистов на близкое расстояние и открыл огонь. Все вражеские автоматчики были уничтожены.

В другом месте группа наших автоматчиков под командованием лейтенанта Гуменчука скрытно подошла к сильно укреплённой немцами высоте. Ночью бойцы атаковали в несколько раз превосходящего по силам противника. Деморализованные внезапностью атаки немцы в беспорядке отступили. В этом бою уничтожено 40 гитлеровцев и захвачено два пулемёта.

Боевыми делами отвечают артиллеристы на приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Огнём орудий они рассеивают скопления немецких войск, уничтожают технику и живую силу неприятеля.

Орудийный расчёт старшины Хлопухина за один день разрушил 4 блиндажа, прямой наводкой подавил огонь двух миномётов, уничтожил две вражеских пулемётных точки вместе с их прислугой. В этот же день артиллеристы во главе со старшим сержантом Мошкиным орудийным огнём накрыли скопление вражеской пехоты и уничтожили большое число вражеских солдат и несколько офицеров.

Потеряв один из важных рубежей, гитлеровцы решили восстановить положение. Разведчики сообщили, что большая группа немцев накапливается для контратаки. Старший сержант Гражданцев выкатил на открытую позицию захваченную у немцев пушку. За несколько минут он выпустил 90 снарядов. Гитлеровцы, не смогли даже развернуться для контратаки.

И. Грибов.

В ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОТОКИ военных машин, грузовиков и других видов транспорта движутся по улицам освобожденного города, уходя на Запад к фронту. На снимке: регулировщик движения на Сум- ской улице. Фото Д. ЧЕРНОВА и Д. ФАВИЛОВИЧА (ТACС).

В освобождённых сейчас районах Орловской области фашисты пробыли 15 месяцев. Теперь становятся известными некоторые подробности зверств, совершённых ими за это время.

Немецкий комендант деревни Темерзяево Карл Манц никогда не появлялся в деревне без плётки или палки. Каждого, кто проходил мимо и не приветствовал его, он избивал. Так, однажды Манц выбил все зубы и повредил челюсть колхознице С. В. Буровой. Манц убил пятилетнего мальчика В. Авернева за то, что он не приветствовал коменданта. Полицейские бросили ребёнка на глазах матери под ноги обозных лошадей.

Все жители деревни Ефремово носили таблички с номерами. За малейшее неповиновение колхозников сажали в бочки с водой и держали на морозе по 2—3 часа. Однажды в этом селе ветром был порван телефонный провод. Немцы в 4 часа ночи согнали колхозников на выгон и стали их избивать. В это же время другая группа немецких солдат обыскивала дома колхозников и забирала масло, сало и ценные вещи. В качестве штрафа за разрыв провода гитлеровцы взяли с крестьян 5 коров, 200 кур и 10 баранов.

В этой же деревне фашисты расстреляли председателя ревизионной комиссии колхоза Никифора Ефремова, учителя Якова Черникова, колхозницу Евдокию Аркаутову, секретаря сельсовета Агроновича и многих других.

В соседнем селе Новоморозово гитлеровцы с первых дней оккупации устроили лагерь военнопленных. В нём же содержались колхозницы и колхозники близлежащих деревень. Ежедневно в лагере от голода умирало более 10 человек. Отступая, гитлеровцы обстреляли лагерь из миномётов, и все заключённые погибли.

В селе Смирново немцы расстреляли учительницу — комсомолку Клавдию Костромину и её мать Наталью Костромину. В деревне Маркино за невыход на работу фашисты убили Башкирова С. И. 65 лет, Афонина И. Н. 33 лет, Афонина С. Н. 47 лет, Афонина Р. Н. 43 лет, Пенькова А. Г. 55 лет и Афонина И. А. 31 года.

В деревне Кубань гитлеровцы забрали у колхозников всё личное имущество и отобрали 275 голов крупного скота, 1.596 штук разной птицы, разрушили все колхозные постройки, школу, МТС и сожгли много домов колхозников.

В деревне Маркино немцы сожгли 20 домов, две школы, здание сельсовета, весь хлеб нового урожая немцы отправили в Германию.

Фашисты погнали в Германию на каторжные работы тысячи советских женщин и подростков. Из деревни Темерзяево и Мапионово гитлеровцы отправили в Германию 45 юношей и девушек, из села Зубково — 75 человек, в том числе больше 30 подростков.

Колхозник деревни Темерзяево С. А. Колесник рассказывает, как происходила отправка советских граждан в Германию.

— Днём пригнали на станцию Змиевка несколько тысяч крестьян. Гитлеровцы в каждый вагон загоняли по 110 человек. Кто не шёл добровольно, того избивали палками и вталкивали силой. Я сам видел, как из одного вагона тянулись руки и люди кричали: «Дайте пить, погибаем!». Фашистские автоматчики открыли огонь по вагону. Крики о помощи сменились стонами. Ночью поезд под усиленной охраной ушёл на запад, в Германию.

Вот документ, свидетельствующий ещё об одном злодеянии гитлеровцев:

«1943 года февраля 13 дня. Составлен настоящий акт в том, что после освобождения от фашистов деревни Смирны Орловской области, мы, нижеподписавшиеся, обнаружили в этой деревне 5 трупов красноармейцев, которых, по свидетельству местных жителей, фашисты долго пытали, потом облили бензином и заживо сожгли. Обугленные трупы имеют следы побоев и ранений холодным оружием. Фамилий замученных установить не удалось».

Акт подписали: капитан Петрушкенко, старший сержант Кишкин, сержант Корос и красноармеец Федюк.

Залегошинский район немцы опустошили при отступлении. Черкассы, Дубровка, Никольская, Товаршевское, Критово и ряд других сёл и деревень выжжены дотла. Население угнали на каторгу в Германию.

В селе Ольховец за несколько часов до прихода советских частей немцы выгнали всё население из домов и погнали на запад. Сопротивлявшихся расстреливали на месте.

Факельщики подожгли село со всех сторон. Советские подразделения ворвались в Ольховец стремительным броском. Красноармейцы ликвидировали пожар. В селе уцелело всего 10 домов, 68 домов превращены в развалины. Сейчас село мертво. Дымятся развалины. В воздухе пахнет гарью. На улицах лежат трупы замученных жителей и пленных красноармейцев. Представители советского командования —старший лейтенант Олимпиев, военврач 3 ранга Ершова и ст. сержант Зайцев осматривают трупы. У одного из обуглившихся домов они обнаруживают 15 трупов зверски замученных бойцов и трёх лейтенантов. Медицинское освидетельствование показывает, что они были связаны и подвергнуты жестоким пыткам, а затем умерщвлены. На руках всех замученных сохранились следы верёвок и провода. Головы у большинства бойцов проколоты тонким острым оружием. У некоторых на голове обнаружено до 13 ран. На лицах сильные кровоподтёки. У одного красноармейца от виска до уха большой шрам. Тяжёлой, медленной смертью умер лейтенант. Об этом свидетельствуют бесчисленные штыковые раны на его руках и ногах. Два трупа — красноармейца и старика-колхозника — связаны по рукам и ногам. Тела их были заживо сожжены на костре. У одного из бойцов вырван язык, у другого разбит череп, острая металлическая пластинка в виде треугольника осталась в его переносице. Животы у бойцов во многих местах исколоты кинжалами. Фамилий замученных установить не удалось.

В одном из сараев этой же деревни в яме найдено ещё 8 трупов бойцов. У большинства из них разбиты головы сапёрной лопатой. У двух бойцов перебиты переносицы.

На окраине Ольховца на перекрёстке обнаружен труп распятого красноармейца. Близ него найдены обугленные остатки двух заживо сожжённых на костре бойцов. Здесь же лежит труп 70-летней старухи. Она, видимо, была единственной свидетельницей разыгравшейся в селе трагедии. Гитлеровцы выкололи ей глаза, а потом умертвили.

ДЕНЬ НА „ТИХОМ” УЧАСТКЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец. корр. ТАСС).

Этот участок фронта сейчас считается «тихим» Лишь изредка тут вспыхивают минометные и артиллерийские дуэли, кое-где глухо трещат пулемёты Но фронтовая тишина обманчива Вот один из обычных дней «тихого» участка.

Бойцы подразделения, которым командует Мосин, были в обороне. Разведчики сообщили: «Немцы оголили участок, оставив лишь редкую цепь боевого охранения». Позиции противника были выгоднее наших. Командир подразделения решил немедленно их занять. Группа стрелков атаковала неприятеля. Ошеломленные внезапным ударом, немцы в беспорядке отошли. Подразделение заняло новый рубеж и прочно на нём закрепилось. Это не только улучшило его позиции, но и укрепило фланги соседей.

Вражеская противотанковая пушка прямой наводкой била по нашему переднему краю. Артиллерийский наблюдатель младший лейтенант Карев лежал в кустах возле самых немцев и вычислял координаты. Пушка выстрелила ещё раз и смолкла. Карев приподнялся и увидел, что весь артиллерийский расчёт ушел в землянку. Самоуверенные гитлеровцы даже не выставили часового.

Карев позвонил на командный пункт и вместо сообщения координат попросил прислать четырёх бойцов с веревкой подлиннее. Бойцы приползли. Указав на немецкую пушку, младший лейтенант сказал им:— Видите? Жалко уничтожать её, пригодится.

Карев пополз к пушке. Погода была пасмурной и ветренной, над болотом вихрилась поземка. Это дало возможность незамеченным пробраться на вражеский рубеж. Карев обвязал пушку веревкой и подергал ее, давая знак тащить. Бойцы дружно потянули, и пушка ушла от немцев.

Отдохнув, гитлеровцы вышли на огневую позицию и, увидев пустое место, в недоумении остановились.

— Дайте огоньку по ротозеям,— сообщил Карев с наблюдательного пункта.

Прогремел выстрел. По немцам ударила трофейная пушка.

Над передним краем шёл советский «ИЛ-2». Бойцы с восхищением наблюдали, как искусно штурмовал он огневые точки немцев. Вдруг из-за облаков вынырнули 4 «Мес- сершмитта». Советский лётчик принял неравный бой, но штурмовику было трудно бороться против четырёх истребителей. За воздушным боем следили советские зенитчики. Их орудия были наготове, артиллеристы выжидали лишь удобного момента, чтобы притти на выручку летчику. Командир батареи старший лейтенант Могилевских приказал открыть огонь.

Момент был выбран удачно. После первого же залпа один «Мессершмитт» спикировал до самой земли, оставив за собой лишь черный хвост дыма. Три других заметались среди разрывов. Советский пилот скрылся за лесом, поблагодарив зенитчиков покачиванием крыльями.

Группа разведчиков ползла по снежным сугробам к позициям противника, чтобы выяснить расположение вражеских огневых точек. Неожиданно разведчики натолкнулись в лесу на ДЗОТ. Изнутри слышались голоса.

— Нужно посмотреть, что там делается, — сказал командир отряда комсомолец Николай Васильев.

Дело происходило ночью. Гитлеровцы, видимо, считали себя в лесу в полной безопасности. Николай Васильев рванул дверь и, влетев с тремя бойцами в ДЗОТ, скомандовал: «Руки вверх!». Четыре немца схватились за винтовки, но было поздно! Разведчики прикололи их штыками. Пятый гитлеровец поднял руки вверх.

Разведчики вернулись в расположение своей части не только с важными сведениями о противнике. Они принесли 6 трофейных винтовок, автомат, радиоаппарат, телефонный аппарат и привели пленного.

Такими эпизодами полны боевые будни на участке, о котором оперативная сводка скупо говорит: «На рубеже не произошло ничего существенного».

В. Шилкин.

«РУССКИЕ ЛЮДИ»

ПРЕМЬЕРА МОСКОВСКОГО ТЕАТРА-СТУДИИ

Закончился капитальный ремонт помещения театра им. Баумана. Приведены в порядок сцена, зрительный зал, фойе. Сегодня здесь начнутся спектакли Московского театра-студии (художественный руководитель — заслуженный артист РСФСР В. Готовцев). Будет показана пьеса «Русские люди» К. Симонова в постановке Л. Делегенской и Н. Богоявленской, художник — Г. Минасян.

Зрители увидят также спектакли «Разлом», «Двенадцатая ночь», «На всякого мудреца довольно простоты» и две программы, составленные из одноактных пьес: «Медведь» и «Предложение» Чехова и старинных русских водевилей: «Муж всех жён», «Беда от нежного сердца», «Дочь русского актёра».

5 марта начнутся параллельные спектакли в помещении театра им. Ленсовета, где Московский театр-студия будет играть 10—12 раз в месяц.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

КОМПОЗИТОР Л. Ходжа-Эйнатов закончил новую оперу «Три встречи»— о людях города Ленина в суровые дни блокады. Либретто оперы написано ленинградским драматургом И. Луковским.

«БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК»

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ КРАСНОАРМЕЙСКИХ АНСАМБЛЕЙ

Центральный дом Красной Армии выпустил отдельным изданием литературно-музыкальную композицию «Будет и на нашей улице праздник», рассчитанную на исполнение силами самодеятельных воинских коллективов.

Авторы композиции — А. Новиков, В. Левик и Е. Канн — объе- динили всё представление рядом коротких сюжетно-драматических сцен. Композиция включает также и шуточные эпизоды, сатиру, буффонаду. Перед зрителем проходят фашистские маски в музыкальной буффонаде «Галопом по Европам», театрализованные частушки и т. п.

В финале представления советские люди восторженно встречают и чествуют на освобождённой от фашистов земле победоносную Красную Армию.

По ходу действия в композиции исполняются популярные песни советских композиторов—В. Белого, В. Соловьева-Седого, В. Захарова, А. Александрова, С. Каца, Ю. Милютина, М. Фрадкина.

Спектакль-концерт «Будет и на нашей улице праздник» готовят сейчас фронтовые бригады. В ближайшее время его покажет московская красноармейская самодеятельность.

Лубок работы художника А. Пластова «Немцы сдаются советскому автоматчику». Лубок выпускается издательством «Искусство».

ОТВЕТ ТУРЕЦКОГО ЖУРНАЛИСТА НА НАПАДКИ ИТАЛО-ФАШИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

СТАМБУЛ, 3. (ТАСС).

На-днях итальянское радио обрушилось с угрозами по адресу турецких газет, обвиняя их в том, что они «клевещут на Италию». Особенно резким нападкам подверглись турецкие журналисты Сертель, Давер и Ялчин, которых итальянское радио обвиняет, в частности, в том, что они «сопровождают официальные итальянские сообщения вопросительными знаками».

Касаясь этого выступления итальянского радио, редактор турецкой газеты «Ени сабах» Ялчин пишет: «В турецких газетах нет клеветы на Италию. Чтобы писать против фашистов, совершенно нет надобности прибегать к клевете и утруждать свою голову измышлениями, а достаточно указывать только на действительные факты. Мы можем писать об итальянцах, мечтавших о господстве в Европе и побитых, об их армиях, которые нигде не могут удержаться, об итальянской авиации, которая не может летать, и о флоте, который не может плавать. Мы действительно сопровождаем вопросительными знаками итальянские официальные коммюнике. Но если мы будем публиковать их как достоверные сообщения, то читатели забросают нас тухлыми яйцами».

«Может быть, — спрашивает далее Ялчин, — нам следует писать о победах итальянского оружия? Итальянцы, повидимому, забыли об Абиссинии, Сомали и Эритрее, забыли о Ливии и Триполитании, о сотнях тысяч итальянских солдат, переполняющих лагери для военнопленных в Индии. Если они забыли горечь пощёчин, полученных от маленькой, но героической Греции, то мир не может забыть этого. Нет! — восклицает Ялчин, — не мы, а сама действительность смеётся над Италией. Ни об одной из армий мира не рассказывается столько анекдотов, сколько об итальянской армии. Одно упоминание слова «фашист» вызывает у людей презрительную усмешку, и это совсем не заслуга турецкой печати. Гений всех карикатуристов не сможет создать ничего более карикатурного, чем итальянская действительность. Не турецкая печать, а сами фашисты виноваты в том, что любой анекдот в применении к итальянцам звучит, как правда. Кто может отнять у нейтральных журналистов право смеяться над тем, что действительно смешно? Клевещем не мы. Итальянское радио беспардонно клевещет на турецких журналистов, бросая им незаслуженные обвинения».

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА СССР

Свыше полутора лет ансамбль не был в Москве. За это время он побывал на Урале, в Сибири, Кузбассе, на Дальнем Востоке, в Бурят-Монголии. В столицу артисты вернулись творчески окрепшими, их искусство приобрело еще большую выразительность и законченность.

На состоявшихся 26 и 28февраля в концертном зале им. Чайковского выступлениях ансамбля талантливый коллектив вновь порадовал великолепным исполнением народных танцев.

— Для творчества советского артиста народный танец, — сказал в беседе с нашим сотрудником художественный руководитель ансамбля народного танца СССР лауреат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР Игорь Моисеев, — является богатейшей, неисчерпаемой сокровищницей. По развитию и совершенствованию танца можно проследить историю и культуру народа, узнать многие черты его характера.

С первых дней организации ансамбль занялся собиранием и исследованием танцовального фольклора, популяризацией наиболее ценных классических образцов, созданием новых хореографических произведений на народные темы. В течение шести лет наш коллектив неустанно работает над этой благородной и интересной задачей, непрерывно расширяя и обогащая свой репертуар. Сейчас он насчитывает до 50 различных, национальных танцев.

Во время поездок ансамбль знакомил зрителей с богатством и многообразием народных танцев, одновременно внимательно изучал местный хореографический фольклор. Отдельные танцы, пользовавшиеся когда-то большой популярностью, приходилось воссоздавать по сохранившимся рисункам, орнаментам, рассказам. При повторных выступлениях в городах мы с радостью замечали, что наши танцы получили

БЕСЕДА С ЛАУРЕАТОМ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ ЗАСЛУЖЕННЫМ АРТИСТОМ РСФСР ИГОРЕМ МОИСЕЕВЫ

широкое распространение, их исполняют сотни юношей и девушек.

Огромное удовлетворение дала артистам последняя наиболее длительная гастрольная поездка. Мы проехали свыше 50 тысяч километров по железной дороге и 6.500 километров на автомашинах, побывали в 107 городах и населённых пунктах, пять месяцев провели среди

Выступление государственного ансамбля народного танца СССР под художественным руководством Игоря Моисеева в концертном зале им. Чайковского. Артисты ансамбля Харитонова и Израйлов исполняют осетинский танец.

Фото А. ГАРАНИНА.

моряков Тихоокеанского флота. За это время состоялось 500 концертов. В самых разнообразных условиях выступали артисты: и в прекрасных дворцах культуры, и на заводских площадках, и в воинских клубах. Летом на Дальнем Востоке сценическими площадками нам служили четыре сдвинутых грузовика с откинутыми бортами, а зрители размещались на склонах сопок.

В частях Красной Армии, на кораблях Тихоокеанского флота мы не только играли, но и помогали художественной самодеятельности. Десятки различных танцев поставили артисты в красноармейских и краснофлотских самодеятельных коллективах.

Массовый краснофлотский танец-сюита, подготовленный ансамблем Тихоокеанского флота под моим руководством, своим содержанием, художественным замыслом и хорошим исполнением был тепло встречен личным составом кораблей и общественностью Приморского края.

Наша работа на Дальнем Востоке получила высокую оценку в приказе командования.

В Москву коллектив вернулся с новой программой. В неё входят: таджикский воинственный танец в исполнении И. Карташова, гуцульский танец (с участием Н. Подгорецкой, Б. Лаврухина и Т. Израйлова), краснофлотская сюита, в которой занят весь мужской состав ансамбля.

Краснофлотская сюита отображает средствами хореографии день на боевом корабле, начиная с утренней уборки палубы и кончая весёлой пляской после работы. Уже в Москве нами подготовлена русская сюита, построенная на четырёх наиболее характерных русских танцах — от медленного, плавного хоровода, до лихой мужской пляски.

Новую программу ансамбля мы покажем москвичам в середине марта.

СИМФОНИЯ АМЕРИКАНСКОГО КОМПОЗИТОРА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОВЕТСКОМУ НАРОДУ

НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС).

Как передаёт агентство Ассошиэйтед Пресс 26 февраля в Бостоне состоялся симфонический концерт, на котором впервые исполнялась новая симфония американского композитора Рой Гарриса, посвящённая советскому народу. Симфонию исполнял симфонический оркестр под управлением Кусевицкого. 27 февраля эта симфония транслировалась по всей стране.

В посвящении к своему новому произведенпю Рой Гаррис пишет: «Как американский гражданин, я горд тем, что могу посвятить свою новую симфонию героическому, свободолюбивому народу нашего великого союзника — Советского Союза».

ПРИГОВОР ПО ДЕЛУ О ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ВЕНГРИИ

СТАМБУЛ, 3. (ТАСС).

Венгерская газета «Пестер ллойд» опубликовала приговор по делу 63 венгров, обвинявшихся в подготовке государственного переворота. Судебный процесс происходил в городе Ко- ложваре. В своей обвинительной речи прокурор заявил, что в раскрытую организацию входило 1200 человек, из которых 548 человек было арестовано. Прокурор утверждал, что обвиняемые готовили государственный переворот. Несмотря на то, что, по признанию прокурора, доказательств виновности обвиняемых было очень мало, суд приговорил обвиняемых к каторжным работам на различные сроки.

АНТИГЕРМАНСКИЙ САБОТАЖ В НОРВЕГИИ

СТОКГОЛЬМ, 3. (ТАСС).

По сообщению шведского телеграфного агентства из Осло, в ночь на 27 февраля была совершена попытка взорвать заводы Норск-гидро в городе Рьюкан (Южная Норвегия). Заводы Норск-гидро принадлежат крупнейшему в Норвегии химическому концерну, производящему, главным образом, удобрения, селитру и другие продукты.

Эти заводы выполняли немецкие заказы.

Шведское телеграфное агентство сообщает также, что германский военный суд в Осло приговорил к смертной казни 17 норвежцев за антигерманскую деятельность, выразившуюся в совершении актов террора и саботажа. Приговор приведен в исполнение.

ФРАНЦУЗЫ УКРЫВАЮТСЯ ОТ ОБЪЯВЛЕННОЙ ЛАВАЛЕМ МОБИЛИЗАЦИИ

НЬЮ-ЙОРК. 3. (ТАСС).

Бернский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» передаёт, что, по имеющимся сведениям, по крайней мере, 100.000 французов скрываются во французских деревнях от агентов Лаваля, которым предписано насильственно отправлять французских рабочих в Германию. Крестьяне повсюду помогают рабочим, бежавшим из городов и промышленных центров, укрываться от властей Лаваля.

ОККУПАЦИЯ НЕМЦАМИ РАЙОНА ФРАНЦУЗСКИХ ПИРЕНЕЕВ

ЛОНДОН, 2. (ТАСС)

Как передает агентство Рейтер из Женевы, здесь получены сведения об оккупации немцами района Пиренеев во Франции на глубину в 60 миль. Оккупация произведена германскими войсками и отрядами гестапо общей численностью около 20 тыс. человек. Предполагают, что оккупация произведена главным образом для того, чтобы полностью отрезать Францию от Испании подобно тому, как Франция уже отрезана от Швейцарии.

ОТОВСЮДУ

МИНИСТР иностранных дел Уругвая Гуани приступил к исполнению обязанностей вице-президента республики. В связи с этим он вышел в отставку с поста министра. Временное исполнение обязанностей министра иностранных дел возложено на министра внутренних дел Герона.

★ ПОСЛЕ ЭВАКУАЦИИ и разрушения старого портового квартала в Марселе немцы дочиста разграбили всё имущество и вещи насильственно эвакуированного населения. Гитлеровцы вывезли в Германию даже мебель и кухонную утварь.

★ КАК ПЕРЕДАЕТ бернский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс», руководитель лионского отделения французского легиона бывших фронтовиков заявил, что наличных запасов хлеба во Франции хватит не более чем на месяц. Особенно тяжёлое положение создалось в департаменте Верхняя Савойя, где, по признанию местного префекта, имеется всего лишь 8 тыс. квинталов зерна, тогда как на месяц населению департамента, даже при нынешних голодных нормах, требуется 20 тыс. квинталов.

★ В ЛОНДОНЕ состоялся просмотр советского киножурнала, посвящённого победе Красной Армии под Сталинградом, и фильма «Русские партизаны». На просмотре фильмов присутствовали высший командный состав всех родов английских войск и большое число американских, чехословацких, югославских и норвежских офицеров.

★ В ИНДИЮ прибыла китайская культурная миссия для ознакомления с работой различных просветительных и культурных учреждений Индии. Миссию возглавляет заместитель министра просвещения Гу Юй-сюй. Миссия пробудет в Индии 45 дней и посетит университеты в Дели, Бомбее, Калькутте, а также исследовательские институты и военные академии в Гайдерабаде, Бангалоре, Мадрасе и других крупных центрах страны.

Прибытие в Москву делегации Тувинской Народной Республики с подарками для Красной Армии

1 марта в Москву прибыла делегация Тувинской Народной Республики с эшелоном подарков для бойцов и командиров Красной Армий. Делегацию возглавляет секретарь ЦК ТНРП Тока. В состав делегации входят представители интеллигенции, рабочие предприятий г. Кызыла и знатные скотоводы страны.

На вокзале, делегацию встречали: И. о. Генерального Секретаря НКИД Г. Ф. Саксин, генерал-полковник О. И. Городовиков, Зав. Отделом НКИД Г. П. Латышев, от ВОКС’а Л. Д. Кислова, а также Посланник ТНР Мандара.

Делегация привезла 120 вагонов подарков, среди которых 187 тонн мяса, 73 тонны рыбы, 54 тонны масла, 18 тонн колбасы, 62 тонны сухарей и печенья, 10.000 пар валенок, 5.000 полушубков и мн. др.

В ближайшие дни делегация выедет в части действующей Красной Армии.

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ