5 МАРТА 1943 Г.

ПЯТНИЦА

№ 53 (5801)

Цена 20 коп.

О Международном коммунистическом женском дне — 8 марта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б)

Международный коммунистический женский день в текущем году советские женщины встречают в решающий момент Отечественной войны против гитлеровской Германии и её прислужников. Более трёх месяцев продолжается успешное наступление наших войск. Красная Армия под руководством Верховного Главнокомандующего товарища Сталина нанесла ряд сокрушительных ударов по немецко-фашистским войскам и заложила прочный фундамент для победы над врагом. От немецких захватчиков освобождены десятки городов и многие тысячи сёл и деревень. Началось массовое изгнание врага из Советской страны.

В Отечественной войне советская женщина стоит в рядах активных борцов против немецко-фашистских извергов. Никогда ещё во всей прошлой истории женщина не участвовала так самоотверженно в защите своей Родины, как теперь, в Великой освободительной войне нашего народа.

Советской женщине есть что защищать!

Советская власть принесла трудящейся женщине полное и действительное равноправие во всех областях жизни. Она привлекла женщин к участию в управлении государством, создала все условия для свободного творческого труда и счастливого материнства.

Немецко-фашистские разбойники угрожают жизни, свободе и независимости нашего народа, всем историческим завоеваниям трудящейся женщины. Во временно захваченных советских районах гитлеровцы чинят неслыханные злодеяния, истребляют мирное население, насилуют женщин и девушек, истязают и убивают детей. Сотни тысяч советских женщин фашистские поработители угнали на тяжелые каторжные работы в Германию.

Грозным гневом и великой ненавистью к немецко- фашистским подлецам наполнены сердца трудящихся женщин нашей страны. Вместе со всем народом поднялись они на защиту свободы и независимости своей Родины от подлого врага. В тылу и на фронте советские патриотки показывают образцы героизма и беззаветной преданности Родине, большевистской партии, товарищу Сталину.

Во время Отечественной войны неизмеримо возросла роль женщин в общественном производстве. Самоотверженным трудом миллионы женщин, работающие на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, обеспечивают бесперебойное снабжение фронта вооружением, боеприпасами и продовольствием. Тысячи женщин руководят заводами, фабриками, учреждениями. Сотни тысяч женщин и девушек, овладев сложными профессиями, заменили мужчин, ушедших на фронт. Особенно возросла роль женщины в сельском хозяйстве. На плечи колхозниц легла сейчас основная тяжесть колхозного производства. Десятки тысяч женщин стоят во главе колхозов, работают бригадирами, звеньевыми, заведующими животноводческими фермами, агрономами.

Советские женщины и девушки в рядах доблестной Красной Армии и в партизанских отрядах самоотверженно борются против немецких захватчиков, с честью несут службу санитарок, медсестёр, врачей, связисток, снайперов, службу в частях противовоздушной обороны. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство многим славным советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Тысячи женщин — участниц Великой освободительной войны за смелость и отвагу награждены орденами и медалями Советского Союза. Советские женщины окружают вниманием и заботой раненых, организуют сбор подарков и тёплых вещей для Красной Армии, активно участвуют в сборе средств на постройку самолётов и танков, проявляют материнскую заботу о семьях фронтовиков, берут на воспитание в свои семьи осиротевших детей. Десятки тысяч советских женщин дают свою кровь для спасения жизней раненых бойцов.

ЦК ВКП(б) предлагает всем партийным организациям провести Международный женский день 8 марта, как широкую массово-политическую кампанию.

В настоящий решающий момент Отечественной войны от советского народа и от советских женщин требуется ещё большее напряжение всех сил для разгрома врага. Красная Армия продолжает вести на-ступательные бои, изгонять немцев из Советской страны. Но враг ещё силен, он яростно сопротив-

НАШИ ВОЙСКА ЗАНЯЛИ ГОРОДА ОЛЕНИНО, СЕВСК, СУДЖА, СТАНЦИЮ ЧЕРТОЛИНО

1) 4 марта западнее РЖЕВА наши войска, продолжая развивать наступление, овладели городом и железнодорожной станцией ОЛЕНИНО, а также заняли крупную железнодорожную станцию ЧЕРТОЛИНО. Железная дорога МОСКВА—РЖЕВ—ВЕЛИКИЕ ЛУКИ на всём протяжении очищена от противника.

2) В Орловской области наши войска после упорного боя заняли город СЕВСК.

3) В Курской области наши войска в результате решительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией СУДЖА.

СОВИНФОРМБЮРО.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 4 марта

ляется. Борьба против гитлеровской Германии потребует ещё времени, жертв, напряжения наших сил и мобилизации всех наших возможностей.

Надо полностью мобилизовать все резервы женского труда. Самоотверженный труд — священный долг каждой советской женщины и девушки. Нужно ещё шире развернуть производственное обучение женщин и выдвижение передовых работниц и колхозниц на руководящую работу. Партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации должны всемерно заботиться о бытовых нуждах женщин, занятых в общественном производстве, ибо от этого зависит успех дальнейшего вовлечения женщин в производство и производительность их труда. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации должны уделять самое серьёзное внимание политическому воспитанию женщин, в особенности вновь пришедших на производство.

Женщины — работницы, инженеры, техники! Давайте наступающей Красной Армии ещё больше танков, самолётов, орудий, пулемётов, винтовок, боеприпасов, обмундирования! Увеличивайте выплавку металла, добычу угля, производство электроэнергии. В совершенстве овладевайте техникой своего дела и непрестанно повышайте производительность труда.

Женщины-железнодорожницы! Быстрее продвигайте поезда с вооружением, боеприпасами и продовольствием для фронта. Помогайте Красной Армии громить немецко-фашистских захватчиков! Боритесь за бесперебойную, чёткую работу железных дорог! Овладевайте техникой железнодорожного транспорта!

Женщины-колхозницы, работницы МТС и совхозов! От вашей работы на полях зависит теперь снабжение Красной Армии и тыла продовольствием. Вы решаете сейчас успех весеннего сева. Обеспечьте получение в 1943 году высокого урожая. Всё для фронта, всё для победы!

Женщины-связистки, снайперы и все участницы Отечественной войны! Неустанно совершенствуйте боевую выучку! Всемерно улучшайте дело связи Красной Армии, учитесь метко стрелять! Всеми силами содействуйте успеху наступления наших войск! Беспощадно истребляйте гитлеровских захватчиков!

Женщины-санитарки, медсёстры, врачи! Оказывайте неотложную помощь раненым на передовых позициях, выносите с поля боя раненых бойцов и командиров с их оружием, окружайте вниманием и заботой бойцов и командиров, находящихся на излечении в госпиталях! Помните, что от вашей работы зависит жизнь и возвращение в строй раненых советских воинов!

Женщины и девушки! В совершенстве овладевайте военными специальностями! Учитесь метко стрелять. Изучайте дело противовоздушной и противохимической обороны, санитарное дело, связь. Обеспечьте уход за ранеными, проявляйте материнскую заботу о семьях фронтовиков! Возьмите на себя заботу о детях-сиротах, пусть ни один осиротевший ребенок не останется без материнской ласки.

Женщины и девушки городов и сёл, освобождённых от немецких оккупантов! Быстрее восстанавливайте промышленность, сельское хозяйство, школы, библиотеки, больницы и пекарни. Налаживайте нормальную жизнь городов и сёл!

Женщины и девушки советских районов, временно захваченных врагом! Близится час вашего освобождения! Помогайте партизанским отрядам беспощадно истреблять гитлеровских мерзавцев, не давайте отступающему врагу сжигать наши города и сёла!

Женщины-партизанки! Всеми силами, всеми средствами помогайте наступающей Красной Армии! Шире раздувайте пламя партизанской борьбы в тылу врага! Самоотверженно выполняйте боевые задания партизанских отрядов! Срывайте переброску неприятельских войск, подвоз оружия и боеприпасов, поджигайте воинские склады врага! Неустанно овладевайте военным делом! Преследуйте и уничтожайте немецких захватчиков на каждом шагу!

ЦК ВКП(б) приветствует работниц, колхозниц, женщин интеллигентного труда, санитарок, медсестёр, врачей, связисток, славных партизанок, всех трудящихся женщин Советского Союза в Международный коммунистический женский день и выражает твёрдую уверенность в том, что советские женщины в решающий момент Отечественной войны отдадут все силы на дело полного разгрома немецких захватчиков.

В течение 4 марта западнее Ржева наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Опенино, а также заняли крупную железнодорожную станцию Чертолино.

В Орловской области наши войска после упорного боя заняли город Севск.

В Курской области наши войска в результате решительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией Суджа.

На других участках фронта наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.

★Западнее Ржева наши войска, продолжая развивать наступление, овладели городом и железнодорожной станцией Оленино, железнодорожными станциями Чертолино, Манчалово. В бою за станцию Манчалово бойцы Н-ской части уничтожили до 400 немецких солдат и офицеров, захватили 6 паровозов, 3 железнодорожных состава и, кроме того, большое количество вагонов. Юго-западнее Ржева части Н-ского соединения, сломив сопротивление противника, продвигались вперёд. Освобождены от немецко-фашистских захватчиков десятки населённых пунктов. Взяты большие трофеи, которые подсчитываются.

В течение ночи на 5 марта наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.

Южнее и юго-западнее Ржева наши войска продолжали успешное наступление. Части H-ского соединения продвинулись вперёд на 5—10 километров. Многочисленные контратаки немцев были отбиты с тяжёлыми для них потерями. На других участках наши войска заняли 42 населённых пункта и захватили большие трофеи и пленных. Овладев вчера городом Оленино, наши части с боями продвигались вперёд и заняли южнее города 10 населённых пунктов.

★Западнее Ростова на Дону Н-ская часть, после мощной артиллерийской подготовки, овладела линией вражеских окопов. Контратаки противника успеха не имели. На поле боя осталось до 200 убитых гитлеровцев и 3 подбитых танка.

Западнее Ростова на Дону наши войска вела наступательные бои с упорно обороняющимся противником. Немцы пытались вернуть утерянные укреплённые позиции и предприняли ряд контратак. Не добившись никакого результата, гитлеровцы отступили, оставив перед нашими позициями более 600 трупов и 4 подбитых танка

★Юго-западнее Ворошиловграда части Н-ского соединения в бою с противником захватили самоходное орудие, 5 пулемётов, 3 миномёта и радиостанцию. На другом участке наши подразделения, отражая контратаку противника, уничтожили до роты гитлеровцев и сожгли 3 немецких танка.

★Северо-западнее Харькова наши войска продолжали наступление. Н-ская часть выбила противника из крупного населённого пункта и захватила склад боеприпасов, склад с инженерным имуществом и много оружия, которое подсчитывается.

В районе Льгов — Дмитриев-Льговский наши войска продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. В боях за город Льгов в течение последних четырёх дней уничтожено свыше 6 000 немецких солдат и офицеров. Взято в плен более 300 гитлеровцев. По дополнительным данным, в Льгове захвачено у противника 4 танка, 20 орудий, 75 миномётов, 66 пулемётов. 150 автоматов, свыше 700 винтовок и другие трофеи. На другом участке наши части вели упорные бои за два крупных населённых пункта. К исходу дня наши бойцы овладели этими населёнными пунктами. Захвачены трофеи, в числе которых 2 орудия, 11 миномётов, 20 пулемётов, 72 автомата, 370 винтовок, 2.500 мин, 17 тысяч патронов и 2 склада боеприпасов, на подступах и на улицах населённых пунктов подсчитано около 800 трупов гитлеровцев. Взято в плен несколько десятков немецких солдат.

На Северо-Западном фронте на одном участке наши части овладели  двумя населёнными пунктами. Немецкие гарнизоны, оказавшие сопротивление, полностью уничтожены. На другом участке Н-ская часть выбила немцев из укреплённых позиций. Противник, поспешно

Утреннее сообщение 5 марта

Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков).

ПОДАРОК КОЛХОЗНИКА ГВАРДЕЙЦАМ-ЛЕТЧИКАМ

ГОРОД Н., 5. (ТАСС).

На Н-ском заводе встретились председатель колхоза «Ударник второй пятилетки», Чкаловского района, тов. Кутман и прибывшие из гвардейской дивизии, которой командует генерал-майор Родимцев, летчики Чумаков, Арцыбашев и Гусев. Тов. Кутман передал гвардейцам самолёт, купленный им на свои сбережения в подарок фронтовикам.

Под Сталинградом этот экипаж уничтожил шесть немецких самолётов, много гитлеровцев. Принимая новую боевую машину, капитан Чумаков сказал:

— Товарищ Родимцев просил передать привет своим землякам — рабочим и колхозникам Чкаловской области, сообщить, что в боях за Сталинград наша дивизия не посрамила гвардейских знамён. От всей души благодарим вас за прекрасный самолёт, клянемся беспощадно уничтожать фашистских мерзавцев.

ПЕРВЫЕ ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ШАХТЫ СТАВРОПОЛЬЩИНЫ ВЫДАЮТ  УГОЛЬ

СТАВРОПОЛЬ, 5. (ТАСС). Началось восстановление разрушенных немецкими оккупантами угольных шахт Карачаевской автономной области. Шахты №№ 2 и 4 полностью восстановлены. Забойщики выдают на-гора 120 тонн угля в сути. К 1 мая производительность будет доведена до 400 тони в сутки. На-днях вступят в строй шахты №№3 и 7.

Северо-западнее Харькова части Н-ского соединения вели наступательные бои. Овладев одним населённым пунктом, наши бойцы захватили 2 танкетки, броневик, 4 орудия, 3 крупнокалиберных пулемёта, склад продовольствия и фуража.

★В районе Льгова наши войска продвигались вперёд и заняли несколько населённых пунктов. В бою за один из этих населённых пунктов уничтожено свыше 300 немецких солдат и офицеров, сожжено и подбито 5 вражеских танков. Захвачены трофеи: 9 орудий, 13 пулемётов, 24 автомашины с различными грузами, склад мин, штабеля снарядов и другое военное имущество.

★На Кубани бойцы Н-ской части, сломив упорное сопротивление гитлеровцев, овладели их укреплёнными позициями. Уничтожено более 100 немецких солдат и офицеров,захвачено 10 автомашин, 15 повозок, 3 миномёта и 12 пулемётов.

★Партизанский отряд, действующий в одном из районов Минской области, в конце февраля месяца совершил налет на гарнизон немцев. Партизаны истребили 25 гитлеровцев, в том числе 5 офицеров, и уничтожили склад противника с горючим. Советские патриоты захватили 8 пулемётов, 39 винтовок, 152 гранаты и 12 тысяч патронов.

★Занятие советскими войсками города Ржева вызвало переполох среди гитлеровских заправил. 3 марта в 15 часов берлинское радио весьма кратко сообщило: «Немецкие войска в целях укорочения линии фронта эвакуировали Ржев». Буквально через десять минут эта же берлинская радиостанция опровергла сообщение об эвакуации Ржева немецкими войсками. Позднее, когда в Берлине несколько пришли в себя, появилось следующее заявление германского информационного

отступая, бросил ни поле боя раненых солдат и технику.

★Партизанский отряд, действующий в одном из районов Витебской области, совершил налёт на немецкий аэродром. Пока специально выделенная группа партизан вела бой с аэродромной командой гитлеровцев, основные силы отряда прорвались на лётную площадку и уничтожили находившиеся там 4 самолёта. Через несколько дней отряд пустил под откос немецкий воинский эшелов с боеприпасами и обмундированием. Советские патриоты захватили большое количество боеприпасов и много обмундирования. Всё, что не удалось увезти из разбитого эшелона, партизаны сожгли.

★Норвежские патриоты, несмотря на репрессии, изо дня в день ведут борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. В районе Бергена группа вооружённых норвежцев обстреляла немецкую автоколонну. В городе Осло только за одну декаду убито 8 немецких солдат и офицеров. В районе Тронхейма норвежские партизаны уничтожили прожекторную установку и охранявших её гитлеровцев.

бюро: «В ходе плановых перегруппировок на центральном участке восточного фронта немецкие войска эвакуировали также выступающую вперед дугу линии фронта вокруг города Ржева».

До чего знакомы эти берлинские сообщения об отступлении немецких войск «в целях сокращения линии фронта» и «в ходе плановых перегруппировок». Берлинские шулера и на сей раз пустили в ход краплённую и неоднократно битую карту. При этом гитлеровцы не дают себе труда объяснить, почему германское командование вынуждено в течение всей зимы «выравнивать», «сокращать» и «переносить» линию фронта.

Гитлеровцы боятся сообщить населению Германии о том, что немецко-фашистские войска не добровольно ушли, а были выбиты Красной Армией из Ржева, как и из многих других городов. Поэтому они и продолжают планомерно лгать о положении дел на советско-немецком фронте.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

БОИ HА КУБАНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5. (Спец. корр. ТАСС). На Кубани части Красной Армии продолжают вести наступательные бои. Храбро сражаются против немецких оккупантов гвардейцы.

Рота шла в атаку, но была прижата к земле ураганным огнём про- тивника. Гвардии красноармеец Косарев ползком пробрался к проявлявшему особую активность вражескому ДЗОТ’у и забросал его гранатами. Потом гвардеец ворвался в ДЗОТ и в рукопашной схватке перебил восьмерых гитлеровцев. Огонь со стороны немцев ослаб, и рота успешно выполнила боевое задание.

Гвардии лейтенант Бородулин незаметно подполз к вражескому пулемётному гнезду, державшему под непрерывным обстрелом одно из наших подразделений, и очередью из автомата уничтожил гитлеровцев. Это решило в нашу пользу исход боя за командную высоту.

Командир роты гвардии лейтенант Захаров увлёк за собой в атаку группу бойцов и прорвался к вражеским блиндажам. В короткой схватке бойцы вывели из строя 6 немецких пулемётов и истребили 15 гитлеровцев. Роте Захарова удалось овладеть выгодным рубежом для дальнейшего развёртывания наступательных операций.

К. Пухов.

УДАРЫ ПО ВРАЖЕСКИМ ОПОРНЫМ ПУНКТАМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5. (Спец. корр. ТАСС).

Подразделению старшего лейтенанта Давыдова было приказано овладеть опорным пунктом противника и выйти во фланг крупной группировки немцев, оборонявшей важный рубеж.

Изучив местность и огневые средства врага, Давыдов предпринял атаку в том месте, где этого меньше всего ожидали немцы. Вражеские заслоны, прикрывавшие подступы к опорному пункту, были опрокинуты, и бойцы буквально на плечах противника ворвались в село.

На помощь своему гарнизону немцы бросили пехотный полк Когда неприятельские батальоны приблизились к селу, Давыдов решил дать им бой раньше, чем они развернутся для контратаки.

В реализации этого плана участвовало подразделение, которым командует Зименко. Оно внезапно ударило немцам во фланг и привело их ряды в замешательство. В это время бойцы Давыдова стремительным броском врезались в середину вражеской колонны и, разорвав ее на две части, обрушили на нее всю мощь своего огня. Противник, оставив на поле боя свыше 100 трупов своих солдат и офицеров, в беспорядке отступил.

Наши подразделения, развивая успех, продвинулись вперёд, заняли еще один населённый пункт и захватили большие трофеи.

Успешно атаковало узел сопротивления гитлеровцев подразделе- ние, которым командует Першенко. Перед решающим боем Першенко лично провёл командирскую разведку, уточнил силы немецкого гарнизона и затем неожиданно для противника атаковал его. Однако враг быстро оправился от первого удара и усилил сопротивление. Тогда Першенко бросил в обход укреплённого пункта две группы автоматчиков, создавая видимость окружения. Гитлеровцы, боясь попасть в «котел», с боем стали отходить на новый рубеж. Стремительной атакой советские бойцы окончательно сломили сопротивление противника и вскоре овладели его укреплённым узлом.

За проявленное мужество и умелое руководство боем Першенко награждён орденом «Красная Звезда».

И. Грибов.

Действующая армия. Бойцы Н-ской части ведут бой.

Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА. (TAСC).

Пулемётчики сбили немецкий самолёт

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 5. (Спец. корр. ТАСС). Группа немецких истребителей появилась над боевыми порядками наших подразделений. Зенитно-пулемётный расчёт старшего сержанта Данилина внимательно следил за действиями вражеских лётчиков. Наводчик старший сержант Грицко и прицельный Касьянов быстро приготовились к бою и ждали только сигнала командира.

Вскоре одни из истребителей вошёл в зону обстрела. Расчёт выпустил одну за другой две пулемётные очереди. Пробитый в самых уязвимых местах, фашистский самолёт загорелся и рухнул на землю.

Бригада паровоза № 21749 — одна из лучших в депо Москва, Ленинской железной дороги. Лунинская бригада паровоза во главе с машинистом-инструктором П. Зетиловым добилась большой экономии топлива, работает без аварий и водит поезда строго по графику. На снимке: кочегар М. Пустынский, машинист-инструктор П. Зетилов, помощник машиниста Е. Донсков и машинист А. Пасюкевич.

Фото Л. CMИPHOВA.

Вся страна помогает освобожденным районам

АШХАБАД, 5. (ТАСС).

Трудящиеся Туркмении оказывают братскую помощь населению районов, освобождённых от немецких оккупантов.

Колхозники отправляют в эти районы 15 тысяч голов рогатого скота, 2.000 плугов и борон, большое количество огородных семян. В фонд помощи пострадавшим от гитлеровских изуверов засевается 1.535 гектаров зерновыми культурами. Высылается оборудование для двух столовых, тысячи комплектов постельных принадлежностей, сотни полушубков, валенок, 15 вагонов ваты. Работники предприятий кинопромышленности посылают киноаппаратуру, звуковую кинопередвижку, работники связи — оборудование для радиоузлов, телефонной станции.

МОЛОТОВ, 5. (ТАСС). МТС Молотовской области отправили в освобождённые районы Ростовской области 211 тракторов, 209 плугов, различные инструменты. В Ростовскую область выехали 289 трактористов и бригадиров тракторных бригад, старшие механики, агрономы и другие специалисты сельского хозяйства.

Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина.

Куйбышев, секретарю Куйбышевского обкома ВКП(б) тов. Муратову; Секретарю Смоленского обкома ВКП(б) тов. Богданову, председателю исполкома облсовета депутатов трудящихся тов. Мельникову; Секретарю Асбестовского горкома ВКП (б) тов. Коптелову, управляющему трестом Союзасбест тов. Пашкину, председателю горкома союза промстройматериалов тов. Крыловой, директору завода асбестовых технических изделий тов. Елисееву, директору механического завода № 61 тов. Кучерову, директору центрально-асбестового рудоуправления тов. Тутову; Рыболовецкий колхоз имени 18-го партийного съезда села Усть-Большерецка Усть-Большерецкого района, Камчатской области, председателю колхоза тов. Бельскому; Колхоз «Красный партизан» Елабужского района Татарской АССР, председателю колхоза тов. Брыкову.

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС