Обыкновенный характер

О
ткровенно говоря, в той работе,
какую получила в августе 1942 года домашняя работница Евдокия Пивоварова на заводе, ничего особо увлекательного не было Девушка думала, что станет строить самолёты и танки, а пришлось подносить материал к варочным кот
лам, дробить разноцветную массу, которую, именовали здесь одним непонятным словом — «компонент».
Но Дуся примирилась оо своей неудачей. А когда прислушалась, как начальник цеха Хлебникова
отзывается об этой работе, так даже заинтересовалась новым делом
— Нашей краской покрывают танки и самолёты, — говорила Хлебникова, — А если краска ляжет на поверхность самолёта неровно, — десять процентов лёгкости насмарку; лётчику труднее обойти немца в бою. Нет, краска тоже немало значит для победы...
Маленькая, спорая Дуся обго-~ няла в работе лучших работниц. Прислушиваясь и приглядываясь, она походя узнавала всё, что касалось лаковарбнпя.
— Что ж, девушка, — сказала ей однажды Хлебникова, достаточно присмотревшись к новой работнице. — становись старшим ла
коваром; будешь у нас первой женщиной на этом месте.
Дуся нерешительно взглянула на чёрный, прикрытый сверху густым паром котёл.
— А справлюсь я?
— Ничего, поможем, — успокоила её Хлебникова и с лаской в голосе прибавила: — с твоим характером ты и не с таким делом справишься.
Здесь, на жпвом деле, Дуся поняла, чего стоит каждая секунда. А, поняв, стала вообще бережнее относиться к времени. Прежние лаковары выполняли норму и были убеждены, что на этой операции невозможно выработать больше.
Но Дуся решила найти эти источники. Она резонно об’яснилз двум своим помощницам: если невозможно ускорить процесс варки — здесь вгё научно обоснованно и оправданий. — так загружать быстрее котёл наука никому не запрещает?! Н девушки на несколько минут: скорее заправляли ко
тел. Потом согласились, что носить полный бак сырья много тяжелее, а потому и медленнее, и стали набирать полба
ка. Наконец, Дуся заметила, что, когда го
товую краску скачают в лакоотстойник, она гораздо быстрее остывает, если кочегар немедленно остановит топку. Да и освободившиеся котлы можно тут же загрузить — тоже экономия времени. До
сидела девушка с карандашом над листком бумаги, подсчитала—неплохо должно получиться. С тех пор, как только кончится варка, Дуся
немедленно бежит к кочегару и уже издалека кричит:
— Останови топку! Слышишь, останови-и!..
Сначала кочегары шутили над хлопотливой девушкой, а,ког
да узнали, что старший лаковар набирает на этом 20—30 минут, стали с уважением прислушиваться к молодой работнице.
Смёткой и упорством добилась бригада Пивоваровой небывалой на варке выработки — 120 процентов нормы — ив январе получила почётное звание фронтовой.
К 25-й годовщине Красной Армии цех пообещал выполнить двух
месячное задание. Но с первых дней на пути у лаковара Пивоваровой стали возникать трудности.
— Говорят, девушки, надо ещё процентов двадцать дать сверх обя
зательства, только тогда цех слово выполнит, — с этого начала Дуся свой разговор с бригадой. Она под
робно указала, на чём теряются ми
нуты и как их можно сохранить. За время работы она присмотрелась к каждой девушке, к их приёмам, сравнила со своими и отобрала самые продуктивные. Разговаривая, сна показывала, как надо действо
вать. Девушки быстро усвоили всё новое, что дала им Дуся. Админи
страция цеха даже пе уловила, что же произошло в бригаде. Неза
метны были изменения в работе, но очень заметны результаты: за каждую смену бригаде Пивоваровой записывали 130—140 процен
тов нормы. К 23 февраля цех мог рапортовать об окончании плана. Дусю поздравляли и благодарили.
— Это у тебя характер такой настойчивый, — говорили ей.
— При чём тут характер! Характер мой обыкновенный, только бригада — фронтовая. Это мы хорошо помним.
Л. Белецкая.
В небольшом ресторане при гостинице Валя Давыдова появилась незадолго до войны. Новая офи
циантка скоро обратила на себя внимание быстротой, ловкостью.
Началась война. Осенью 1941 года, когда бои шли на подступах к Москве, Валя неожиданно исчезла.
В тёмную осеннюю ночь она ушла с колонной трудящихся Свердловского района на строительство оборонительных рубе
жей. Где-то за Сетунью впервые узнала она, что такое пулемётный обстрел с низко летящего над открытым полем самолёта. Она нау
чилась перевязывать раненых. И делала это чётко, быстро, хорошо.
Когда Валя вернулась к своим столикам в ресторане, никто не заметил в ней перемен. Только, пожалуй. она молчаливее стала. Вско
ре после нового года она исчезла вновь. Опять была на рубежах, но уже на других работах. Валила деревья, растаскивала брёвна.
В Москву вернулась с обветренным лицом, с огрубевшими руками.
В третий раз, притом надолто, уехала прошлым летом. Тогда же покинули огель и двенадцать ее подруг во главе с Мотей Соколо
вой. Мотя, председатель месткома, сперва не включала Валю в список. Но Валентина запротестовала:
— Куда ты. туда и я! — с необычной горячностью сказала она.— Не хуже других сумею, увидишь!..
Так стала она лесорубом. Послали их всех в Конаковский район. Там они образовали свою бригаду. Бригада работала хорошо, план выполнила досрочно.
В Москву приехали уже осенью, проведя на лесозаготовках сто пять
дней. Вернулись с маленькими подарками от леспромхоза.
Выпал первый снежок, и Валя исчезла в четвёртой раз. Теперь
часто вспоминали её не только жильцы отеля, но и подруги. Они скучали без неё, но вместе с тем и одобряли путь, который выбрала Валя.
Большой радостью для всех было ее первое письмо, адресованное в гостиницу «Центральная».
— Пишет вам Валя Давыдова,— так начиналось письмо. — Дорогие и милые, шлю вам свой боевой красноармейский привет и от души желаю только хорошего...
Дальше шёл рассказ о занятиях в военной школе, о том, что ей за хорошую успеваемость об’явлена благодарность. Учёбу в школе Ва
ля закончила и сейчас стоит на боевом посту
— Теперь ещё лучше буду изучать боевую службу, которую дове
рила нам советская страна. Будем все работать так, чтобы приблизить час пЪлного разгрома оккупантов, посягнувших на нашу землю, честь и свободу. Смерть, только смерть врагу!..».
Так кончается письмо, с которого началась переписка девушек.
Подруги Вали каждый раз с радостью вскрывают очередной пакет со штампом полевой почты.
Опи живо представляют себе Валю .на боевом посту. Изменилась лишь обстановка, но не Валя. Вот наблюдает она за огромным купо
лообразным голубым залом, где в любое мгновение может появиться немецкий самолёт. И тогда ее ру
ки быстро обратятся к приборам и чётко наведут орудие на цель.
Тих. Холодный.
Проводив мужа на фронт, домашняя хозяйка В. Татаринцева поступила на Н-ский завод столицы. Овладев специальностью штамповщицы, В. Татаринцева выполняет производственные задания на 250 процентов, давая продукцию отличного качества. На снимке: В. Татаринцева за работой. Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
Письмо жене. Отличница-проводник военно-санитарного поезда Маргарита Шишкова пишет письмо под диктовку раненого бойца. Рисунок художника П. Васильева.
(Из серии зарисовок с Донского фронта).
СТОЯЛИ жестокие январские
морозы 1942 года. В одпу из тёмных, беззвёздных ночей нз Можайска выступил лыжный баталь
он на выполнение ответственной
оперативной задачи — обойти город Кондрово и ударить по противнику с тыла.
Всю ночь лыжники двигались по открытому полю и .только на рас
свете достигли замёрзшего русла небольшой речушки. Через некоторое время в туманной дали выри
совался серый силуэт моста. Когда шедшие впереди лыжники приблизились к нему вплотную, то невольно, словно по уговору, замерли на месте. На толстом телеграфном проводе висела худенькая, неестественно вытянувшаяся девоч
ка. Бледное, окаменелое лицо её было закинуто вверх, волосы рас
пущены, а в глазницах лежал снег. Сведенные судорогой ноги были босы, изранены...
Как ни дорога была каждая минута, весь батальон остановился отдать последний долг этой неизвестной русской девочке, чью го
ленькую шею стянула немец
кая петля. Безмолвно стояли люди, не смея отвести глаз от повешенного ребёнка, принявшего .мученическую смерть от руки ненавистного врага. Наконец, в суро
вом безмолвии батальон двинулся дальше.
После буранной ночи наступил яркий, солнечный день; глубокие синие тени ложились на ослепи
тельно белый снег. Город Кондро
во был обойдён. Предстояло найти хорошее естественное укрытие, а затем ночью сделать стремитель
ный бросок вперёд. Таким укрытием мог бы явиться лес: к нему и направились лыжники. Лео ока
зался густой н труднопроходимый. Люди проваливались глубоко в снег. Выйдя на узкую лесную про
секу, бойцы, несмотря на большую усталость, быстро пошли вперёд, напрягая все свои силы.
Колонна остановилась по совершенно непредвиденным обстоя
тельствам: на просеке неожиданно выросла фигурка мальчика. Посмотрев на приближающихся, он крикнул и кинулся прочь. Через несколько минут бойцы услышали, как лесная тишина огласилась звонким детским криком:
— Наши!.. Наши!..
И тут же с обеих сторон просеки, из-за деревьев и сугробов выс
кочили старики, женщины, дети и бросились обнимать бойцов.
В дальнейшем выяснилось: жители разорённых гитлеровцами де
ревень избрали это место своим постоянным жительством. Здесь
они вырыли землянки, перевезли сюда свой немудреаый скарб и жили, прячась от. немцев.
У одной из ям стояла маленькая горбатенькая старушка и, хватая красноармейцев за рукава, звала заглянуть в ее «ямку». Заметив высокого, стройного бойца с открытым, чисто русским липом, она подбежала к нему:
— Сыночек... Светик мой, не обессудь меня, старую...
— Эго не сыночек, а дочка! — раздался чей-то голос из группы бойцов.
— Дочка? — всплеснула, руками старушка.
—- Это наш командир, — с гордостью с,казал красноармеец.
Старушка недоверчиво, с укором посмотрела вокруг. И только после
того, как высокий красивый боец произнёс свои первые слова, ста
рушка поверила, что перед ней стоит пе юноша, а девушка. Удивлению её не было границ.
— И как же тебя зовут? — оправившись от изумления, спросила она.
— Верой меня зовут, бабушка!— спокойно ответила девушка, поправляя ремень автомата.
Не прошло я двух минут, как Вера была уже в тесной землянке своей новой знакомой. В землянку собрались все внучата Анастасии, — так звали старушку, — и они с ре меньшим восхищением, чем их

Вера Крылова

Р. ФАТУЕВ
бабушка, смотрели на Веру. После того, как девушка достала из сум
ки концентраты, сухари к шоко
дад, она окончательно покорила сердца ребятишек. Они не знали, как выразить ей свое расположение и доверие: наперебой торопи
лись рассказать всё, что с ними произошло за время немецкой оккупации.
Простое, доброе лицо Веры после каждого такого рассказа станови
лось всё суровее. О её уст вот-вот, казалось, сорвутся слова проклятия по адресу тех, кто творил здесь, на русской земле, свои подлости и злодеяния. До она, сдерживая, себя, как могла, утешала ре
бят, которые почувствовали в ней свою защитницу и друга. Вера поняла это, ибо кому, как пе ей, бы
ло знагь доброе детское сердце. Ведь до войны она была скромной преподавательницей географии и истории в одной из московских шкочТ Эти детские лица, эти вопрошающие, полные скорби и пере
несенных лишений глаза говорили ей так много, что, казалось, она пережила всю их жизнь вместе с ними...
Командир батальона по-звал Веру к себе.
— Пора, — обратился он к ней, — я хочу с тобой посоветоваться. Во-первых, как с опытным десант
ником, а во-вторых, как со своим заместителем..
Вера уже бывала в тылу у немцев — в октябре 1941 года. Гвар
дейская часть,, в которой она мужила, попала в. окружение. Коман
дир был убит, и Вере пришлось принять на себя командование. Она не только с честью вывела часть нз окружения, но и захватила большие трофеи и немало пе
ребила немцев. В этом отношении у Веры был хороший боевой опыт.
— Как ты считаешь, — продолжал командир, — следует ли на.м Двигаться дальше или подождать одну ночь здесь?
После краткого совещания было решено заночевать: большой и утомительный путь, какой приш
лось проделать батальону, сильно на нём отразился.
День прошёл в подготовке к новому рейду. Лишь только стемнело, была дана команда: «На лыжи!» Колонна, приняв все возможные меры предосторожности, неза
меченной вышла и-з леса. Но не успела он,< пройти и десяти километров, как по ней открыли миномётный огонь. Колонна, резко из
менив направление, вышла из-под обстрела и, рассыпавшись по полю, начала охватывать немецкую батарею в кольцо. Лыжники подбира
лись к батарее ползком, без единого выстрела. И вдруг, единым порывом, выпрямились и кинулись в ата
ку, Огонь, открытый по ним, уже. не мог остановить бегущих людей. Немцы не ожидали столь стреми
тельной атаки, замешкались. Для Веры этого было достаточно, чтобы внезапной очередью выбить расчёт п бросить гранату.
Не успели люди притти в себя после боя, перевязать раны, как на дороге послышался характерный скрежет идущих полным ходом танков.
— Занять оборону! — крикнул командир батальона.
Бойцы кинулись оттаскивать трупы немцев в сторону, проверять исправность миномётов и пулемё
тов. И всё это в темноте, при скудном свете звёзд. То, что они заняли, представляло собой ка
менную постройку, — вероятно, это был большой дорожный пост. Те
перь от здания остались одни лишь стены с узенькими .амбразурами для стрельбы.
Немцы, окружив эту случайную «крепость», блокировали ее. Де
сантникам пришлось , провести в ней пять долгих суток, не имея ни одного спокойного часа. Они без устали вели огонь из трофейных
орудий, а по ночам ходили в стремительные контратаки. Ряды бой
цов поредели. Вера была ранена осколком снаряда в бедро, но сделать перевязку не было времени.
Были собраны все уцелевшие лыжи. Лыжный батальон должен
был снова выступить в поход. На его счастье в это утро поднялась сильная метель. Невидимый вра
гом батальон ушёл в противопо
ложную сторону от фронта и лишь через несколько часов рзял нужное направление.
К полудню, когда улеглась метель, батальон приблизился к Кондрову. Прямо с хода он должен был ударить по городу. Но, обнаружен
ный раньше времени неприятелем, батальон оказался скованным в
своих действиях. Вышедшая из Кон дрова большая воинская часть,
заметив советских десантников, открыла по ним миномётный н пулемётный огонь. Десантники рас
полагали только ручным оружием, н потому лучшим выходом для них было скорее войти в непосредст
венное соприкосновение с врагом, другими словами — пойти в рукопашную.
Как бнхрь, обрушились на немцев десантники. Завязалась жесто
кая схватка. Нз боязни попасть в своих ни те, ни другие не стреляли. Действовали только прикладами да кинжалами.
На Веру насело трое немцев. Один вышиб из её рук автомат,
другой схватил за горло. Потеряв много крови, она ослабела, к тому же рана сводила правую ногу — ей трудно было двигаться. Успев выхватить кцнжа.л, она ударила им схватившего её за горло немца в грудь, а сама, поскользнувшись, упала на землю. «Но за ней следи
ли десятки глаз её товарищей, и друзья бросились ей на помощь
Схватка продолжалась до тех пор, пока не были потреблены все немцы. Но и из десантников уце
дели лишь единицы. Погиб командир батальона, погибли многие из товарищей Веры. Недёшево далась эта битва. Вера принял командо
вание. Почти падая от усталости, израненные, окровавленные, бойцы пошли по полю, где на каждого их убитого товарища лежало по двоетрое врагов. Никто не решался пер
вым заговорить. Все смотрели на Веру и ждали, что скажет она. И первое, что Вера сказала, было:
— Мы пойдём на Кондрово.
С невиданной храбростью и ожесточением дрались воины, мстя за- удавную петлю на шее девочки. з.а обездоленных женщин и детей, за своих товарищей, остав
ленных на снежных полях, за свою землю...
Кондрово вновь стало нашим. 12 немецких факельщиков сдались в плен, не успев совершить своего адского дела.

Передо мной сидит девушка, одетая в защитную гимнастёрку. Это—гвардии майор Вера Петровна Крылова, заместитель командира
Н-ской стрелковой бригады по строевой части. На её груди — два боевых ордена и гвардейский знак, рядом с которым — три красных и одна золотая нашивка — свидетельство полученных в бою ранений. У девушки ясные глаза и простая, доверчивая улыбка. Не раз в эти глаза смотрела смерть, а эту доверчивую улыбку сменяла
каменная суровость. С первого дня войны Вера — доброволец Красной Армии. В боях и в огне из неё выковался командир, умеющий
прекрасно разбираться в сложной боевой обстановке. Сейчас па свей
опыт строевика передаёт молодым бойцам.
Яркое солнце заливает своими лучами комнату, в которой мы на
ходимся. За широким переплётом рамы видна уходящая в заснежен
ную даль дорога. Этой дорогой с политопа возвращается колонна бойцов. Бойцы поют песню. В мо
розном воздухе как-то особенно звонко разносятся молодые голоса.
Вера встаёт и, улыбаясь, смотрит в окно.
АВТОМОБИЛЬ мчится
по гладкому асфальтовому шоссе. Во
дитель уверенно ведёт машину, время от вре
мени прислушиваясь к ровному стуку- мото
ра. Но вдруг—резкий поворот руля, и машина свёртывает с шоссе в канаву. Глухой рокот мотора, наби
рающего скорость, — и машина плавно переваливает через канаву в поле.
Через кочки и рытвины мчится автомобиль куда-то вдаль. Води
тель направляет свою машину на крутую гору. Затем быстро спус
кается в овраг, преодолевает новые препятствия, бросает машину из
стороны в сторону. Остановившись у барьера дороги, он онимает канот и осматривает мотор.
— Работает отлично, — говорит Елизавета Алексеевна Степанова, конструктор нового типа газогене
раторного автомобиля. — Вое испытания проходят хорошо...
Каждый день Елизавета Алексеевна садится за руль новой машипы -и в тысячный раз проверяет работу деталей, прислушивается, как ведёт себя мотор, под
вергает машину резким толчкам и неожиданным переменам скоростей.
Самое трудное осталось позади. Кое-какие детали требовали конструктивного изменения, но главное уже было сделало. Причудливые линии чертежей получили своё во
площение в этой замечательной, послушной рулю машине.
А было время, когда многие не верили, что Елизавете Алексеевне удастся осуществить свой проект. Дело в том, что подобное предло
жение уже пробовали применить в 1938 году, но опыты оказались неудачными.
Когда на заводе начали конструировать новый тип газогенератор
ной машины, к предложению Ели
заветы Алексеевны об уменьшении веса конструкции отнеслись недо
верчиво. Но она решила доказать свою правоту. По вечерам, когда конструкторское бюро заканчивало свою работу, она подолгу засижива
лась за своим столом. В технической литературе по поводу облег
чения веса машины путём измене
ния конструкции питания ничего не было сказано. Был один-едивствеиный опыт, да и тот неудачный.
Но молодой конструктор пошёл на риск.
Два года Елизавета Алексеевна работала над конструкцией новой машины. Товарищи по работе по

Автомобиль Е. Степановой

могали. ей чем могли, и Степааовя нашла простое конструктивное решение вопроса.
Газ и воздух поступали в смеситель без фильтровки. Это досгазляло водителям много неприятностей во время эксплоатапии машины. Елизавета Алексеевна задалась вопросом:
— Если на автомобиль переносили без критической опенки принцип стационарного газогенератора, почему не взяли от него газо-воздушный фильтр?
Она решила его применить, использовав радиатор для фильтра
ции. Но дальнейшую очистку газа H смешение его с воздухом конструктор предлагает производить од
новременно тонким фильтром. 9то уже было оригинальное решение вопроса, до которого никто рань
ше не додумался. К тому же такая конструкция позволяла упрос
тить систему питания, упраздняла четыре лишних агрегата газогенератора. Следовательно, вес автомобиля облегчатся на 200 килограммов.
В конструкторском бюро завода предложение тов. Степаново встретило большую поддержку. Коллектив конструкторов начал работать над новой машиной и включил схему Елизаветы Алексеевны в план. Разработка питания была
поручена Степановой. И она с жаром взялась за дальнейшую рабо
ту, которая уже заключалась лишь в проверке некоторых расчётов и небольших конструктивных изменениях.
Опытный экземпляр машины готов. Елизавета Алексеевна всё время хлопочет около своего детища Она готовит автомобиль к испыта
ниям ж в то же время продолжает работать над новой темой. Она хочет предложить всем гаражам простейший способ переоборудова
ния автомобилей с жидкого топлива на газ.
Так работает конструктор Елизавета Алексеевна Степанова. Всем пять лет назад она покинула студенческую скамью, а сейчас её считают одним из опытных конструкторов, знатоком советского автомобиля.
Г. Загорский.

Военный хирург

Девушка с коротко подстриженными волосами нечаянно уронила в одной из комнат райкома комсомола свою сумочку. Оттуда посыпа
лись письма, записные книжки и масса фотографий. Сильно смутившись, девушка начала всё засовывать обратно.
— А ты не торопись, покажи нам фотографии, — попросили её работники райкома.
Они хорошо знали, что девушкаврач все дарёные фотографии от выздоравливающих бойцов всегда носит с собой. Ей была известна жизнь каждого из них. Не было случая, чтобы выздоровевший бо
ец. уехав снова на фронт или к себе домой на отдых, не прислал бы ей письма с дороги.
Вот групповой снимок. Несколько молодых людей в больничных халатах лежат на зеленой траве госпитального сада. Между ними —- молодой хирург госпиталя Зина Барскова. На фотографии — надпись: «Дорогой, незабвенной Зинаиде. Андреевне Барсковой. Вра
чу, сумевшему отлично вылечить нас. Рана срастается и от ласково
го голоса и от терпеливых забот. Где бы мы ни были, наш дорогой товарищ, мы не забудем тебя, со
ветская ясенщина! — Полковник Гусев, лейтенант Андреев, танкист
Осипов, лётчик Архипов, связист Нестеренко».
На другой фотографии красивый, молодой боец с большими грустными глазами лежат на больничной постели.
— На эту фотографию мне бывает больно смотреть, — говорит Зина, — этот красноармеец был у немцев в плену, его наши бойцы
нашли окровавленным н без сознания. Бойца, исколотого немешшя штыками, доставили в госпиталь. На нём не было буквально та одного живого места. Я не покидала его ни днём, ни ночью.,, «У вас,— оказал он однажды, — есть и фронте близкие, напишите им обо мне, о моих муках, о том, что сде
лали со мной эти негодяи». При этих словах все больные припод
нялись на своих кроватях и сказали умирающему: «Мы за тебя отомстим. Верь нам!». Тяжело было...
— Вот, — показала девушка ещё один снимок, — товарищи
Колчннко и Филатов; один — с абсцессом мозга, другой — о десятью ранами. Недавно они уехали совсем выздоровевшими, а ведь привезли их в почти безнадёжвом состоянии.
На-днях комсомолку-врача Зтгнзиду Андреевну Барскову принял! кандидатом в члены партии.
Летом 1941 года Барскова омчнла институт с оценкой «отлично» Через неоколько месяцев она начала работать в госпитале, где я поселилась. Отсюда она никуда и отлучается, как не отлучается мать от своего больного ребенка. -22-леткий хирург знает, что каждую минуту она может понадобиться раненому. Часто Барскова садится у
кровати бойца, и они говорят о жизни, о боевой и о мирной, меч
тают... Суровые лица становятся ласковыми. Бойцы показывают ей фотографии своих детей, жён. Оня
понимают, что это не только врач, но прежде всего—чуткий, отзывчявый человек.
Елена Никкель.
Много мужества находчивости проявила разведчица партизанского отряда Вера Прохорова в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами зи
мой 1041 года. В дни, когда гитлеровцы пытались прорваться к Москве, тов. Прохорова пе раз пробиралась во вражеский тыл и всегда приносида данные о противнике. Сейчас она работает секретарем Остагпевского райкома комсомола Московской области. Отважная партизанка награждена орденом Красного Знамени. На снимке: Вера Прохорова докладывает о результатах разведки (зима 1942 года). Фото М.БАЧУРИНА.

Русская девушка