Всеволод ИВАНОВ

МАТВЕЙ Ковалев, командир свод
ного отряда и стахановец завода, на территории которого происходил бой, вместе со овоим отря
дом то ползком, то кувырком, по ложбиночкам, но воронкам от снарядов медленно приближался к Дворцу культуры, где васели немцы.
По правую руку от него полз библиотекарь Силнгура, тощий и с виду мало воинственный человек. Однако и Оилигура показал себя в
этом бою достойно!.. По левую — должен был находиться слесарь Арфёнов широкоплечий, весёлый мужчина... место его пустовало, — Матвей отправил его за патронами.
А в сущности говоря, не столько за патронами, сколько узнать, как де
ла в цехах завода. Немцы только что окончили яростную бомбежку цехов, а цехи не только продолжа
ли работать попрежнему, но и туда пришёл весь персонал заводоуправ
ления во главе со стариком Рамада. новым—директором, которого Матвей, мало сказать, уважал,—он любил его любовью почти сыновней!..
Дворец тяжёлыми, секущими и прямыми чертами вырисовывался перед ними. Оттого, что они подби
рались к ному ползком, о-н казался более чем когда-либо приземистым, грузным- так что думалось: не пробьешь ©го ни снарядом, не заберёшься в него никаким способом.
Силнгура, штатский человек — библиотечное семя, понимает дис
циплину только по отношению к книгам. Поэтому он опрашивает:
— А не пора ля атаковать их, Матвей Потапыч?
— Тш!..—на него ппгпят. Что он лезет к командиру? Комалхдир сам ввает, когда отдать приказ об атаке!
Матвей говорят:
— Момент не подошёл, Силнгура. Жди.
— Жду.
Матвей всматривается. Вот, когда он увидит, что наша артиллерия сосредоточена и готова подавить артиллерию противника, тогда он
отдаст приказ о штурме! Есть при- чины думать, что штурм будет удачным. Дело в том, что Дворец обращён к заводу своей слепой — без окон и дверей—стеной. Поэтому немцы могут вести обстрел его
группы только с крыши, а это им крайне неудобно. Таким: образом
Матвей имеет возможность подкрасться...
Артиллерия сосредоточивается. Через овраги, рвы- ямы я разваляны
везут орудия. Матвею кажется, что оя ощущает их движение всем сво
им телом... А между тем Силнгура бормочет:
— ...Не зажгут немцы библиотеку, Матвей Потапыч, не зажгут!
— Да она уже горит, твоя библиотека,!
— Прикажи штурмовать, Матвей Потапыч .—раздался вдруг потвердевший толос Оилитуры.
— Кого?
— Библиотеку! — Обождём:.
— Господи, чего же ждать? Ведь горят сто тысяч томов!
Матвей, поглаживая Ладонью нагревшуюся землю, глядел на всё растущие клубы дыма н думал. В смысле пожаров немцы опытны.
Кто-кто, а они-то уже знают, как пылают библиотеки. Следовательно, у входа в библиотеку ими или оставлен слабый караул, или же, понадеявшись на пожар, они вообще караула ие оставили. Да и то ска
зать, есть ли стена непроницаемей, чем степа пламени? Ясно, что опи перешли в правое крыло Дворца, I там, где радиоузел...
Матвей взглянул на мокрое и жалкое лицо Силигуры. Вдруг рядом с библиотекарем он увидел све
жее и розовое, как всегда, сияющее п довольное собой лицо Арфёноиа.
— Арфёныч! Вернулся?
— Вернулся... — голос у Арфёюва дрожал.
Сшгитура прервал его;
— Ото тысяч томов!.. Вернулся, - пожар смотреть!
— Бумага, — сказал Арфёнов равнодушно. — Ты, Силнгура, в Сибири ие был? Сибирь, брат, при
любых условиях — сила! Там, этих твоих томов, на тысячи километров.
— Каких томов?
— Ну, из которых книги делают. Деревьев. Что, брат, книги? Книги
напечатаем. Люди! За людей нем
цев надо посыпать бурой для впайки и паять при тысяче градусов. Ведь кого они убили- подумай! Рамаданова убили!..
— Как Рамаданова? — вскричал; вскакивая, Матвей. — Рамадагнова?.. Директора убили?..
Арфёнов тоже встал. Лицо его изображало жалость и стыд. Он пред
полагал, что Матвею известно о смер
ти Рамаданова. Иначе,разве Арфенов стал бы так легко, между прочим, говорить о с-мерти «старика» ?..
— Убили старика, товарищ коиандир. Бомба...
Арфёнов положил тяжёлые руки иа плечи Матвея и сказал неожи
данно нежным голосом, таким, что все окружающие сочувственно закивали головами:
— Таге ты, стало бьггь, не слыхал, Матвей Потапыч? Как же. Весь город охнул... Снаряд разорвался Иаленький, а осколок от того снаря
да — каждому в сердце! Рамаданова-а, ах, ты, господи!..
Огненные брызги, сверкнувшие в сердив Матвея при первых словах Арфёнова о смерти «старика», сменились теперь тупой и едкой болью. Он сидел, качаясь л охватит голову руками.
Арфёнов, желая отвлечь мысли Матвея от Рамаданова, стал рассказывать, как погиб час назад на
батарее паводчик Птицкин. Арфёиов рассказывал быстро, желая воздействовать на красноармейцев героизмом ГГтяцкггиа, а моЖет быть он
опасался, что Матвей ire сможет повести отряд на штурм Дворца, и ему придётся принять командование.
— И тот расчёт, понимаешь ты, Перебили, который я к нему привел! Остались у орудия двое: я да

ОТРЫВОК

ИЗ PОMAHA
Птицкин. Смотрим. Танки идут! Он мне говорит: «Арфёныч, требует
ся внимание танков навести на меня, иначе они ко Дворцу пробьются»... Нам не пора вставать- Мат
вей Потапыч? — топотом спросил он.
— Ие пора, — сказал Матвей, сжимая голову.
— Ну. разр не пора, так не пора. Командиру виднее. Ну... Начали палить по немцу! Снаряд за снарядом, снаряд за снарядом. Я неутомимый,, да и то устал. А он ведь одно слово—воробей... Птичкин! Заинтересовал меня своими очертани
ями. Живописный! Он командует: «Танки! Приготовиться к отражению атаки!» Я отвечаю: «Есть приготовиться к отражению атаки танков».
Арфёнов посмотрел на Матвея, как бы переспрашивая взором; не пора ли атаковать Дворец?
Матвей сидел, опустив голову и тупо глядя в землю, покачивался, словно бы что-то считал про себя: раз, два, три... раз, два, три...
Арфёнов содрогнулся и намеренно добрым голосом продолжал:
— Ну, такой оказался крутой парень, что оердце захолонуло. Чую, будет мне тяжеловато, придётся валяться на дне ямы: кости да рога...
— Сколько шло танков-то на вас? —А столько же, сколько и на
вас, сюда, — отвечал Арфёнов. —
Ведь они к вам шли, а мы их на себя приняли. Ко Дворцу направлялись!
— Струсили?
— Я струсил, сознаюсь. Было малость... Про Нтицкнна не знаю: наводчик весь в земле, глаз не видно, да к тому же глаза пот залеп
ляет, не разглядишь. Только слова гоманды! Всё делаю, как Птицкин приказывает, а внутри самого меня темно, и не могу я светло смотреть, робею... Это вроде как бы перед тобой цветы пестреют, луга, леса густые, а тебе в комнату хочется.
Арфёпов увлекся правдоподобностью рассказа и совсем забыл, что командир не должен показывать слабости. Но отменно это-то увлечение и правда, звучавшие в каждом
слове его рассказа, и превращали его в командира, в человека, кото
рый мог приказать и приказание которого могло быть -выполнено.
— Однако развернули мы орудие — трах! Танк раскрылся настежь,
как ворота. Тра-ах! Мимо! Тра-ах! В точку! Вам бы уж, товарищи, го
товиться к от’езду в дальний, кабы не Птицкин! Он приказывает. Я подношу. Тра-ах!.. Еще одно сгубил Птицкин немецкое жилище! А ведь раньше, вы. знаете, кто он был но профессии? Портной.
Матвей отнял руки от головы и чуть приподнялся, вглядываясь. Дым над Дворцом клубился, не очень увеличиваясь.
Матвей опять охватил голову руками. Арфёнов помолчал, глядя на него, а затем продолжал:
— Прямо, как грибы, собираем мы танки: в кошёлку советской
славы! — оказал он напыщенно и Даже приподнял руку. Но дальше рассказ его полился попрежнем.у
простой и с виду спокойный. — Птицкин смотрит прицел. Закрыва
ет Замок, стреляет. Есть! И стало у меня, ребята, внутри всё в нежном радостном запахе, вроде идёшь
весной по улице, а они, яблони, с обеих сторон ва тебй машут. Уди
вительно! Выкидывает он таким образом медный стакан и вдруг ко мне: «А где еще снаряд? Давай
чтобы у меня не менее пяти штук было! Аршин ты длинный, а мера устарелая!» А? Он в деле, товари
щи, как забор, где гвозди остриями
вверх торчат, — с чужим делом не пролезешь. Ладно! Бегу за снаряда
ми! Наклонился. Поворачиваюсь. С.мотрю: танки, оставшиеся, два,
прямо на него орудие.. Смерть? У меня ноги закоченели. Думаю: птти или нет? А тяжесть уже, браты, от ног ж голове. Минута ещё, и я бы совсем струсил. Малость струоить— это даже полезно, я считаю, но
много — очень вредно. Превозмог! Бегу! Гляжу: разрывается рядом с моим наводчиком термитный сна
ряд. Одежда иа нём горит. Я — к нему. А он: «Чего говорит, одежда, давай снаряд!» Тра-ах! Тра-ах!!.. Пробил’ он немцу башенный люк.
Снаряды внутри взорвались,., еще едцн танк отвязали от гитлеровской свиты!
— Ну, а последний-то танк?
— Не знаю... не могу сказать... но его тоже нету...
Последний танк—после того, как наводчик сгорел, потому что одежду уже поздно было срывать.—Арфонов уничтожил связкой гранат. Но сейчас он считал, что будет хвасто
вством, если он об этом расскажет.
Да, кроме того, ему было совестно, что он, не умея наводить орудие, тем самым не заменил наводчика Нтицкнна.
— Вот так и погиб человек. Широкая душа!
У Матвея- было такое лицо, словно он глядел в бездонную пропасть. Арфёнов чувствовал: себя m дне её,
на самой её глубине, где, наверное, казался Матвею не крупнее муравья. И А-рфёно® понял, что вздорными были мысли о том, что спо
собен он заменить Матвея! Величие Матвея заключалось в том, что он способен был даже в такие важ
нейшие минуты, как эта, отдаться горю и одновременно думать, как бы получше организовать месть за смерть Рамаданова. Матвей не глядел на Дворец, но внутренним чу
тьём высчитывал минуты: когда же можно ринуться в атаку! «Вполне прилично ведёт себя, — подумал Арфёнов, — надо ждать приказаний. Он что-то учуял, вижу».
Матвей действительно учуял. Орудия уже не двигались через балки, мимо п,тощали. Они сосредо
точены в одном месте! Кроме того по соседней улице прошли наши танки... Время ударить!
И он сказал голосом, содержащим в себе отвагу и замысел не менее отважный:
— Пробиться через библиотеку в правое крыло Дворца и уничтожить фашистов!
Арфёнов ответил:
— Есть пробиться через библиотеку в правое крыло и вконец уничтожить фашистов...
Три часа спустя, после бешеного боя, группа Матвея Ковалева выби
ла фашистов из Дворца культуры. Впрочем, об этом бое необходимо сказать особо. И о нём будет сказано. Сейчас яве можно только добавить, что дрались вое с не мень
шой храбростью, чем наводчик Птицкин, о котором рассказывал перед боем слесарь Арфёнов.
Москва сегодня. Ежедневно тысячи москвичей посещают кинотеатр «Но
вости дня», где демонстрируется кинорепортаж с фронтов великой отечественной войны. На снимке; у под’езда кинотеатра «Новости
дня».
Фото М. ПЕТРОВА.

КОНЦЕРТЫ В ПОЛЕВЫХ СТАНАХ

Комитет по делам искусств при СНК СССР предложил своим местным организациям широко развер
нуть художественное обслуживание колхозов, совхозов и МТС во время подготовки и проведения весеннего
сева. Особое внимание должно бьггь уделено районам, освобождённым от фашистских захватчиков.
Республиканские, краевые, областные драматические и музыкальные театры, концертно-эстрадные ор
ганизации направят артистические бригады для выступлений в поле
вых станах. В репертуар этих
бригад включаются произведения о великой отечественной войне, со
циалистической деревне, стахановском колхозном труде.
Помимо концертных бригад в колхозы, совхозы и МТС посылаются также театры, которые покажут лучшие произведения советской и классической драматургии.
Составлен рекомендательный список одноактных пьес н музыкальных произведений.
Работники искусств помогут колхозно-совхозной художественной самодеятельности, оформят избы-читальни и клубы.
Организуются передвижные художественные выставки «агитокон» о весеннем севе.
На спектакле «Анна Каренина» в MXАТ СССР им. Горького встретились четыре старых товарища; Герои Советского Союза подполковник О. Боровков, полковник А. Крохалев, гвардии полковник О. Миронов и трижды ор
деноносец подполковник А. Огечишин. Сергей Миронов награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Он лично сбил 7 вражеских самолётов и 3 аэростата воздушного заграж
дения. Имя Анатолия Крохалева — замечательного бомбардировщика — широко известно в СССР. Сражаясь в рядах отважных лётчнков-моряков, он обрушил уотни тонн смертоносного металла на вражеские аэродромы, транспорты, скопления войск н техники. На снимке (слева направо): под
полковник А. Стечишнн, Герой Советского Союза полковник А. Крохалев, Герой Советского Союза гвардйи полковник С. Миронов и Герой Советского Союза подполковник О. Боровков в фойе Художественного театра.
Фото Ал. ЛЕСС.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

АНСАМБЛЬ

ЛАТВИЙСКОЙ ССР

КОНЦЕРТЫ В МОСКВЕ
Коллективы и солисты Государственного художественного ансамбля
Латвийской ССР находящиеся в Иванове, деятельно готовятся к вы
ступлениям в Москве. Они покажут одноактную оперу «Рута» (музыка И. Грюнфельда, либретто Ф. Роклелнпса и Ю. Валага) н музыкальную композицию «Провожая на войну».
Действие онеры «Рута» происходит в наши дни. в Латвии н ри
сует борьбу латвийского народа с гитлеровскими захватчиками. Композиция «Провожая на войну» составлена из народных несен и танцев.
В программу включены также произведения композиторов и драматур
гов Латвийской СЮР, созданные в дни великой отечественной войны, классика н лучшие образцы народного творчества.
Выступления ансамбля состоятся в первой половине апреля в поме
щении Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немирови
ча-Данченко, в концертных залах, клубах и дворцах культуры столлцы. В них примут участие также симфонический оркестр, хор под ру
ководством Я. Озодиньш, солисты: А. Дашков, _Н. Гайдне, Л. Пахотник.
И. Груздыня, В. Крампе, Р. Борзиньш. Р. Заядерсонъ, заслуженные артистки Латвийской ССР Эльфрнда Пакулъ, Ольга Лежжалнс, скри
пач И. Юнгман, пианист Г. Брауне и другие.

ПАМЯТНИКИ

ГОРОДАМ-ГЕРОЯМ

«Всекохудожник» приступил к созданию проектов памятников городам-героям — Ленинграду и Ста
линграду. К работе привлечены крупнейшие мастера монументальной скульптуры — лауреаты Сталинской премии Мержуров... Лишев, Томский, скульпторы Алёшин и Алексеева-Белашова,
Кроме того «Всекохудожняк» готовится к конкурсу на создание мемориальных досок, отражающих ге
роические события отечоствениой войны, — защиту Москвы, Ленинграда я Сталинграда.

НОВЫЕ КАРТИНЫ

И СКУЛЬПТУРЫ

в ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ
Всесоюзная художественная выставка «Великая отечественная
война» в залах Третьяковской галлереи продолжает пополняться новыми Произведениями. На выставке экспонирована картина «Благо
словение Джамбула» С. Чуйкова. В ближайшее время посетители увидят скульптуру И. В. Сталина, выполненную в мраморе Б. Яковлевым, и скульптурный портрет Героя Советского Союза Тихонова, созданный Д. Шварцем.

РУССКОЕ ОПЕРНОЕ И БАЛЕТНОЕ

ИСКУССТВО

ВЕЧЕРА ВТО
Всероссийское театральное общество проводит цикл «Русское оперное и ба
летное искусство». Уже состоялись концерты, посвящённые Бородину, Глинке, Даргомыжскому и Мусоргскому. После докладов о жизни и твор
честве великих русских композиторов исполнялись сцены из их произведений.
В начале апреля будет устроен вечер отрывков из опер Римского-Корса
кова. После доклада профессора И. Бэлза артисты московских театров по
кажут сцены из «Майской ночи», «Псковитянки», «Снегурочки», «Царской невесты». «Кащея Бессмертного», «Млацьт» и др.
Два вечера этого цикла посвящены оперному и балетному творчеству Чайковского, один — балетам Глазунова.
В освобождённом Ржеве. Кладбище немецких солдат, устроенное гитлеровцами в центре города. Фото л. великжанина (tacс).

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

В ВЕРХНЕЙ САВОЙЕ

ПЕСНИ НА ЯЗЫКАХ

НАРОДОВ СССР

Центральный дом Красной Армии приступил к выпуску стеклографичес
ких изданий песен на языках народов СССР. Изданы: «Священная война
А. Александрова, «Среди лесов дремучих» в музыкальной обработке П. Акуленко, «Песня Гайворона* Н. Богуславского, «Уетавная-етроевая» О. Чернецкого на татарском, узбекском ж туркменском языках.

СЕГОДНЯ В БРЮССЕЛЕ...

Б

рюссель был тихим, мирным го
родом. Сейчас—это город, затаивший глубокую, неистребимую ненависть против поработителей бельгийского народа. Уже в дни веро
ломного нападения иемефко-фаншетских армий на маленькую Бельгию бельгийцы показали, что они умеют с честью драться за независимость и свободу. А сейчас, когда Бельгия ограблена и унижена германскими Палачами Европы, бельгийцы пока
зали, что умеют ненавидеть и мстить.
Ненависть к подлому врагу, которая ещё тлела в бельгийском наро
де после немецкой оккупации 1914— 1918 гг., разгорелась с новой силой. Борьба не прекратилась, она приня
ла другие формы. С каждым дней она расширяется и обостряется. Осо
бенно активно действуют против своих поработителей бельгийские патриоты в последние месяцы, в ча
стности во время наступления Кра
сной Армии на советско-германском фронте. Большой энтузиазм вызвало в Бельгии известие об уничтоже
нии под Сталинградом 6-й немецкой армии, которая прошла огнём и
мечом по бельгийским городам и сёлам в мае 1940 года. В составе её имелись и дивизии, которые первыми ворвались в Брюссель и пер
выми начали грабёж и бесчинства в бельгийской столице. .
В подымающейся волне национально-освободительной борьбы в стране значительную силу составляют жители ранее тихого п спокойного Брюсселя, ставшего уже сегодня могилой для многих гитле
ровских злодеев и их старых платных агентов-рексистов. Так же, как и в Париже, здесь активно дейст
вуют вольные стрелки — народные мстители. Так же, как и там, они неуловимы для оккупантов, а уда
ры их ощутительны и эффективны. Антигитлеровский саботаж и диверсии, ослабляющие фашистскую во
енную машину, уничтожение гитлеровцев н предателей — таковы ме
тоды борьбы бельгийских патриотов.
Угрозы, жесточайший террор, массовые высылки мужчин и женщин на рабскую работу в Германию не могут сломить сопротивление бель
гийцев. Редко проходит день, чтобы оккупанты не получили удара от мстителей за поруганную честь родил ы.
Когда немецкие власти арестовали около полутора тысяч брюссельских трамвайщиков, в различных частях города один за другим произошли сильные взрывы, организованные патриотами в знак протеста против гитлеровских репрессий.
Железнодорожники Брюссельского узла осуществили крупный взрыв на одном из городских вокзалов. На
линии, ведущей из Брюсселя в Моне, вследствие серьёзных повреж
дений в нескольких местах поезда не моглц_ ходить два дня. Аналогич
ная диверсия была совершена на линии Брюссель—Гент.
В центре города немцы реквизировали для своих солдат лесколъко кинотеатров. В одном и.з них — «Ма
риво» — на проспекте, соединяю
щем Южный вокзал с Северным, некоторое «время тому назад взорва
лась партизанская бомба, отправив йа тот овет нескольких гитлеровцев. Теперь такой же взрыв произошёл в другом солдатском кино. Убит один и ранено много немецких оолдат и офицеров.
На одной из центральных улиц получил от патриота пулю в голо
ву начальник фламандского отряда эсэсовцев.
Неуютно чувствуют себя «завоеватели» в Брюсселе. Сами оккупанты вынуждены признать, что в городе «враждебные Германии элементы занимаются истреблением немецких офицеров». Недавно брюссельские фашистские газеты опубли
ковали сообщение о непрекращающихся антигитлеровских выступлениях в городе.
В этом сообщении перечислялись такого рода действия, совершённые в течение одного дня: «На улице Воске высший германский офицер ранен пулей бельгийца. Он умер по дороге в госпиталь. Десять минуг спустя другой германский офицер ранен в трамвае тремя мо
лодыми людьми, стрелявшими в него с улицы и исчезнувшими в вечерней темноте».
Это лишь два небольших эпизода той освободительной борьбы, ко
торую ведут брюссельцы со своими угнетателями. Эпизоды, признан
ные врагом. А сколько подобных
фактов народной мести совершается патриотами повседневно, фактов, которые тщательно скрываются ок
купантами. Однако, несмотря на все рогатки гитлеровской цензуры, им
это не всегда удаётся. Выстрелы патриотов и взрывы их гранат в оккупированных странах Европы, в том числе и в Бельгии, слышны во всём мире. Часто доходит эхо этих взрывов и из Брюсселя.
Недавно вольные стрелки Брюсселя бросили бомбу в здание штаба немецкой противовоздушной оборо
ны. Было убито 15 гитлеровце®. В течение пяти ночей под ряд взрывались бомбы в Брюсселе в поме
щениях ревсистов. Ряд предателей был уничтожен. Фашистам причинены также значительные материальные убытки.
В течение одного дня в трёх крупных домах, занятых гитлеровцами, раздались взрывы бомб. Мно
гие захватчики нашли там свою смерть. В тот же день брюссельские вольные стрелки расправились также и с рядом предателей бельгий
ского народа. Они забросали здание рекеистов ручными гранатами. Несколько фашистов было убито и ранено. Когда уцелевшие рексисты собирались притти на помощь ране
ным, вольные стрелки открыли через окна стрельбу из автоматических пистолетов и убили ещё нескольких человек.
Так расправляются народные мстители с гитлеровскими палачами и их лакеями.
Брюссель не сложил оружия! Брюссель борется! Вольные стрелки Брюсселя, партизаны Льежа, Антверпена, Гента, Валлоиии и Фланд
рии ведут борьбу против злейших врагов всего человечества — гитлеровских людоедов.

Ю. Козловский.

ЖЕНЕВА, 17. (ТАСС). По сведениям из Франции, власти Виши об’- явили в Верхней Савойе осадное
положение «в связи с действиями повстанцев в горах».
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Корреспондент газеты «Дейли, мейа» сообщает с французской границы, что фран
цузские партизаны, действующие в
горах Верхней Савойи близ города Тонон, сбили три немецких самолё
та, посланных для бомбардировки позиции партизан. По словам кор
респондента, партизаны вооружены винтовками и пулемётами. Во главе партизанских отрядов стоят французские офицеры под общим командованием бывшего полкового коман
дира фрапцузокнх альпийских стрелков генерала Картье:
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Женевский корреспондент газеты «Ивнинг стандард» сообщает, что в Верхнюю Савойю прибывают новые отряды полиции Виши. Две колонны грузо
виков с полицейскими и сотни во
оружённых мотоциклистов вошли в город Аннеси- Весь горный массив, на котором действуют партизаны, окружён полицейскими частями. Не
смотря на это, многие французские
патриоты продолжают уходить в горы.
Агентство Рейтер передаёт, что, по словам одного савойда, только
что прибывшего в Женеву, главные силы французских партизан в горах Верхней Савойи сконцентриро
ваны в пунктах Сгошсье и Репосуар. Кроме того, несколько групп нахо
дятся в Филэнж, Морзнн, Сен-Жуар, Клюз, Самоэнс и близ Шамони. Все отряды поддерживают между собой связь. По словам савойца, партизаны имеют продовольствие и боеприпасы на несколько недель.
Английская печать оживленно комментирует положение в Верхней Савойе. «Атмосфера во Франции на
каляется, — пишет газета «Таймс».
—События в Верхней Савойе, куда бегут французы, не желающие быть
обращенными в рабство Берлином— Виши, являются одним из наиболее драматических эпизодов нарастаю
щей борьбы французского народа, и это не последний эпизод. Сопротивление французского народа окку
пантам усиливается именно на той стадии войны, когда немцы вынуж
дены сокращать численность своих войск во Франции».
Газета «Дейли телеграф энд Морнинг пост» заявляет: «Во Франции: нарастает новая волна сопротивле
ния. В стране существуют много
численные подпольные организации, члены которых скрываются до того момента, когда пробьёт чае всеобщего восстания. От союзников за
висит, чтобы этот час пробил как можно скорее, потому что, чем более ожесточённой становится под
польная внутренняя война, тем больше возможностей для успешного вторжения извне».
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Газета «Франс» пишет в передовой статье, что, несмотря на вое ухищрения немецко-вишистской цензуры, из Франции поступают сведения о мужественной борьбе французских рабочих против гитлеровских рабовладельцев. После об’явления мобили
зации французов для отправки на работу в Германию антигерманская борьба во Франции усилилась. Французские патриоты не подчиня
ются постыдным приказам Петэнаи Лаваля. Усиливается саботаж, осо
бенно на юге Франции. Во всей стране множится число выступле
ний против оккупационных войск, подрывается немецкий транспорт, нарушается работа предприятий, выполняющих немецкие заказы. Гитлеровский террор не может сломить гордого духа французов. Ссылке на гитлеровскую каторгу фран
цузские патриоты предпочитают участие в борьбе против поработителей.

НЬЮ-ЙОРК, 16. (ТАСС). Как передаёт Бюро военной информация, продовольственное положе
ние Франции резко ухудшилось в связи с новыми реквизициями продовольствия, проводимыми гитлеровцами. Немцы вывозят из Фран
ции 80 проц. всего производимого в стране молока, около 70 проц. вина, от 70 до 60 проц. другого продовольствия, а также всю консервированную рыбу и мясо.

ПОЕЗДКА ТОДЗИО В НАНКИН

ТОКИО, 17. (ТАСС). Агентство Домей Цусин сообщает, что премьерминистр Японии Тодзно совершил поездку в Нанкин. Поездка продолжалась с 12 по 15 марта.

БЕРЛИН ОКАЗАЛСЯ

НЕПОДГОТОВЛЕННЫМ

К ВОЗДУШНЫМ НАЛЕТАМ

ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Стокгольмский корреспондент агентства Рей
тер, ссылаясь на сообщение только что прибывшего из Германии лица, передаёт, что Берлин оказался неподготовленным к отражению воздушных налётов, что особенно проявилось во время последнего налё
та английской авиации, В связи с этим гитлеровские власти распорядились провести полную реорганизацию всей системы противовоздуш
ной обороны Берлина. По словам очевидца, во отремя налёта гражданское население обнаружило отсутствие организованности и беспо
мощность, граничащие с паникой. В одном районе большое здание сгорело дотла только потому, что ни
кто даже не пытался изолировать очаг пожара.

ПАРТИЗАНСКАЯ БОРЬБА

В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 17. (ТАСС). Согласно сообщениям, полученным из Югославии, в ряде районов страны про
должаются бои между партизанами я итало-немецкими войсками. Не
сколько дней назад пять об’единепньгх партизанских отрядов окружи
ли крупную итальянскую колонну западнее Загреба и в ожесточённых боях нанесли противнику тяжёлые потери. Партизаны истребили около 400 итальянских солдат и офицеров и захватили большие трофеи, в. том числе 6 миномётов, 12 ручных пу
лемётов, 350 винтовок, свыше 100 мулов.
На берегах реки Неретва (ж югу от Сараево) партизаны ведут бои против наступающих итало-немецких частей. Контратакой партизаны выбили неприятеля из ряда укреп
лённых пунктов. Германская и итальянская авиация произвела несколько налётов на позиции пар
тизан близ городов Прозор н Горня
Вакуф (к западу от Сараево). Партнзанские отряды, действующие в Далмации, продолжают успешно очи
щать от противника территорию в районе между городами Любушки и Имотоки.

ОТОВСЮДУ

ПО СООБЩЕНИЮ бельгийского телеграфного агентства, в связи с убий
ством видного бельгийского фашиста немцы схватили в Брюсселе десять заложников и об’явили, что если винов
ные в убийстве не будут найдены, то заложников ожидает немедленный расстрел.
КАК ПЕРЕДАЮТ ИЗ ОСЛО, недавно 12 норвежских патриотов захватили в одном из портов Норвегии не
мецкое судно водоизмещением 730 тонн и бежали на нём в Англию.
НА РАССМОТРЕНИЕ канадского правительства представлен план увели, чения производства торфяного топлива в провинциях Антарио и Квебек. В те
чение ближайших 9 месяцев намечено построить предприятие по производству торфяного топлива. В строительство будет вложено 10 млн. долларов.
КВИСЛИНГОВСКИЕ ВЛАСТИ в Норвегии отдали распоряжение о моби
лизации для отправки на работу в Германию тех священников и учащихся
духовных школ, которые откапываются сотрудничать с квислинговцами.
ПО СВЕДЕНИЯМ ИЗ ГРЕЦИИ, рабочие Афин об’явилн всеобщую забастовку. 12 марта на улицах Афин происходили бурные демонстрации басту
ющих. Оккупанты открыли стрельбу по демонстрантам. Убито и ранено 200 греков.
ГИТЛЕРОВСКАЯ ГАЗЕТА «Дер нейе таг» сообщает, что германский
военный суд в Праге приговорил к смертной казни 5 чехов по обвинению в том, что они укрывали лиц, разыскивавшихся гестаповцами.
КАИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ «агентства АФИ сообщает, что с июня 1942 года в военных операциях в За
падной пустыне участвует новый тип бомбардйровщнка «Харрикейн», изве
стный под названием «Истребитель танков». Особенность этого бомбардировщика состоит в том, что он вооружён пушками большого калибра специально для атак против бронемашин.
В САН-ХОЗЕ (Костарика) официально сообщено о заключении согла
шения, согласно которому Костарика предоставляет Соединенным Штатам на 25 лет концессию для организации плантаций хинного дерева на площади в 10 тыс. акров. По истечении срока концессии Костарика получает в полную собственность вею площадь плантаций, а также предприятия по производству хинина.
СЕЙСМОГРАФ Вестонского колледжа (США) зарегистрировал 14 марта 7
подземных толчков на расстоянии от 4 тыс. до 9 тыс. миль от Бостона, возможно в районе Перу или в южной части Тихого океана.
В КОММЮНИКЕ штаба американских войск в Индии говорится, что американские бомбардировщики произ
вели налёт на доки в порту Моулмейя (юго-восточнее Рангуна). Отмечены прямые попадания в военные объекты,