МАРТА 1943 Г.

ЧETBЕPГ
№ 58 (5806)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 10 марта

10 марта наши войска, продолжая развивать наступление, овладели городом Бепыот (Смоленская область).
На других участках фронта наши iJftcKa вели бои на прежних направлениях.

9 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 20 немецких танков, более 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 3 батарей полевой и зе
нитной артиллерии и взорван склад противника с боеприпасами.

Южнее и юго-западнее Сычёвкн наши войска, развивая наступление, влияли свыше 20 населённых пунктов. Наши части овладели район
ным центром и железнодорожной станцией Новодугино. Захвачены трофеи, в том числе }0 танков, 4 орудия и склад боеприпасов. Югонападнее Гжатска противник упор
но пытался задержать наступление советских войск на одном оборонительном рубеже. .В результате ожесточенных боёв наши части прорва
ли линии вражеской обороны и, продвигаясь вперёд, заняли ряд населенных пунктов.

Южнее Оленино наши войска продолжали наступление и освободили от немцев несколько десятков насе
лённых пунктов. Захвачены трофеи к пленные. При ^взятии одного из населённых пунктов наши бойцы разгромили батальон немецкой пехо
ты, захватили 6 танков, 8 орудий и склад боеприпасов.
Южнее и западнее Харькова наши войска отбивали ожесточенные атаки крупных сил танков и пехо
ты противника. На одном участке вражеские танки, приблизившиеся к переднему краю нашей обороны, были обстреляны из находившихся
в засаде орудий. 9 немецких танков были уничтожены, а остальные бы
стро скрылись. На другом участке части Н-ского соединения, отражая атаки гитлеровцев, истребили до 800 немецких солдат и офицеров, подбили и сожгли 26 танков противника.
Южнее озера Ильмень наши войска вели Наступательные бои и ов
ладели несколькими населёнными пунктами. Частями П-ского соедине
ния з;1 два дня боёв захвачено у противника 1Г> орудий, 12 миномё
тов, 56 пулемётов, более 1.000 винто
вок-, 12.000 снарядов и мин, свыше 11.000 гранат, 210 тысяч патронов, 160 ящиков пороху, свыше 50 километров телефонного кабеля, 3 радиостанции п другие трофеи. Против
ник понёс тяжёлые потери в живой силе.
На Кубани наши части, сложив упорное сопротивление гитлеровцев, овладели районным центром Красноармейская и рядом других насе
лённых пунктов. Захвачены трофеи и пленные.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Украины, в начале марта BHeaaihio напал на немецкий гарнизон, расположенный в посёлке, крупной железнодорожной станции. Уничтожив охрану, советские патриоты - взорвали находив
шийся на станции немецкий эшелон
в составе И кагоров и сожгли склад с горючим. Разрушен железнодорожный путь на протяжении 5 километров. Захвачены- трофеи: 119 винтовок, 2 станковых пулемета и мно
го патронов. Партизаны освободили из тюрьмы 97 сЛштских граждан, приговорённых гитлеровцами щ расстрелу за невыполнение распоряже
ний германских властей. Группа партизан другого украинского отряда разгромила немецкое жандарм
ское управление. Населению роздано 220 тонн зерна, предназначенного Немцами для отправки в Германию.
Пленный солдат 8 роты 668 полка 337 немецкой пехотной дивизии Ян Данилевский рассказал: «Раньше офицеры говорили, чГо район Гжатск - -Ржев — Вязьма имеет большое стратегическое значение и поэтому необходимо любой ценой от
стаивать каждый населённый пункт.
Теперь же, когда мы под натиском русских отступаем, в сводках коман
дования сообщается о планомерном передвижении и о выпрямлении линии фронта. Желая утешить приунывншх солдат, один унтер-офицер сказал: «Отступление, пусть даже
беспорядочное, все же лучше, чем окружение».
10 марта наши войска, продолжая развивать наступление, овладели городом БЕЛЫЙ (СМОЛЕНСКАЯ область). Взятые трофеи подсчитываются.
СОВИНФОРМБЮРО.
Лучшая стахановка Н-ского завода столицы штамповщица К. Гуляева изо дня в день выполняет производственные задания более чем на 200 процентов. Выпускаемая ею продукция всегда получает отличную оцен
ку. Передовая стахановка награждена медалью «За трудовую доблесть». На снимке: технорук Е. Буданова и штамповщица Е. Гуляева.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.

Утреннее сообщение 11 марта

В течение ночи на 11 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.

Западнее Гжатска наши войска продолжали наступление. В районе одного населённого пункта немцы перешли в контратаку. Бойцы Н-ской части контрударом опроки
нули гитлеровцевртг на плечах отступающею противника ворвались в населённый пункт и овладели им. Захвачено 8 орудий, 12 пулемётов и склад о боеприпасами. Западнее и юго-западнее Темкино в результате ночных боев занято несколько пясе
лёяяых пунктов. В том числе же- ЛезнодороЖИая станция Исакове.

Южнее Харькова наши войска вели ожесточённые бои с численно превосходящими силами противни
ца. В крупном населённом пункте наши бойцы окружили батальон не
мецких автоматчиков и большую группу таиков. Сжимая кольцо окружения, наши подразделения унич
тожили 15 танков и истребили .до 400 гитлеровцев.

Западнее Ростова на Дону на одном участке немцы атаковали наши
позиции, но были отброшены огнем из всех видов оружия. На поле боя осталось более 100 вражеских трупов. Ружейно-пулемётным огнем сбито 2 немецких самолёта.

Западнее Льгота наши войска в бою за одну железнодорожную станцию уничтожили свыше 300 немецких солдат и офицеров. Захвачены
у противника 2 танка, 6 орудий, 19 пулемётов и 14 автомашин с раз
ными грузами. На другом участке пиши разведчики проникли в тыл противника и подожгли железнодо
рожный состав с горючим. Сгорело
8 цидари и несколько вагонов.

Партизанский отряд, действующий в одном ив районов Калининской области, \в начале марта месяца со
вершил налог на гарнизон немецкофашистских захватчиков и истребил 30 гитлеровцев. Партизаны захва
тили трофеи, а также вернули жителям лошадей и коров, отобранных немцами у населения. Партизаны другого отряда взорвали же
лезнодорожный мост.- Движение ноездов на этом участке железной дороги прекращено.

В феврале месяце в гор. Унеча. Орловской области, прибыло под кешем немцев два эшелона итальянских солдат, отказавшихся вое
вать в России. Немцы всячески из
девались над своими «союзникамии избивали их. На другой день гитлеровцы отобрали группу итальянских солдат и повесили их на городской площади.

Немецко-фашистские мерзавцы угнали тысячи советских людей из оккупированных ими районов yi каторгу в Германию. Гитлеровцы загнали многих русских, украинцев, белорусорв в концентрационные лагери, а других отдали в раб
ство кулакам и помещикам. Вот что пишет своей матери Наумцовой в г. Ровенъки, Вороши говградекой области, ее дочь, попавшая в не
мецкое рабство: «Дорогая мамочка, живу я у хозяина. Семья маленьком, их двое и один ребенок, нс
работы мне по горло. Встаю в 5 часов утра и ложусь только в 10 часов ночи. За все время один раз пустили меня в воскресенье в лагерь к нашим. Я вернулась и опо
здала на ноддаса. Мама, как меня хозяин бил но лицу, рвал за воло
сы, так л всю жизнь не забуду. Что мпеиделать? Домой не отпускают, а больше терпеть нет сил. Каждый день плачу и наверное один выход — покончить свою жизнь. Мама, родная, хочешь видеть меня живой, выручи меня отсюда из неволи. Я Тебя отблагодарю! если только буду жива».
Фашистские рабовладельцы хотят жить потом и кровью людей, кото
рых ям удалось насильно угнать на
каторжные работы в Германию. Но
советских людей им не удастся сделать рабами. Фашистские мер
завцы своей кройью ответят за все страдания мирных советских граждан.
Несмотря на свирепый террор гитлеровцев, борьба голландских патриотов против немецких оккупан
тов не прекращается ни на один день. В. Роттердаме группа вооружённых голландцев совершила нападение на немецкий пост противо
воздушной обороны, истребила 9 гитлеровцев и вывела из строя зенитное орудие. Днём выстрелом из револьвера на улице убит немецкий морской офицер. В Гааге патриоты бросили бомбу в штаб немецкой части.

В ПЕРВЫЕ ДНИ

ПРЕДМАЙСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ

Рабочие, работницы и специалисты завода, где главным инженером тов. Ломанов, вступили в предмайское социалистическое соревнование. Перевыполнить планы марта и апреля не меньше чем на 8 процентов - таково главное обязательство, которое взял на себя коллектив предприятия.
Завод по собственной инициативе организовал производство деталей для вооружения Красной Афши. Коллектив обязался к 1 мая выпустить таких деталей на 300.000 рублей. Кроме того, решено досрочно освоить изготовление новой специальной электроаппаратуры.
С первых же дней предмайского соревнования стахановцы дают высокую производительность труда. Цех, где начальником тов. Макаров, выполняет суточное задание на 106—107 процентов. Особенно напря
жённая работа идет на электроучастке мастера Абашина. Задание здесь перевыполняется почти вдвое. Больших успехов добились и стахановцы резьбо-фрезерной группы. Они ведут очень сложную, требующую большой
тщательности обработку деталей. 150—160 процентов нормы — таков обычный итог трудового дня резьбо-фрезеровщиков.
Тов. Кузихина — токарь этого же цеха. В течение дня она получает для обработки самые разнообразные детали. Каждый раз ей, в сущ
ности, приходится овладевать новой операцией. Тов. Кузихина даёт по две нормы.
Выделяется и работа стахановок тт. Щербаковой и Анрамовой. Молодые работницы управляют автоматами, на которых изготовляются детали, необходимые для вооружения Красной Армии.
Цех, где начальником тов. Ледвич, вчера выполнил суточное задание на 111 процентов. Первое место здесь занимает смена мастера тов. Миронова, все рабочие которой выполняют и перевыполняют нормы. Осо
бенно успешно работают сборщицы деталей тт. Ларченко, Титаева, Козлова и Голубкова.

У К АЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

О присвоении почетных званий РСФСР работникам

науки и здравоохранения

Партизанская Белоруссия

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10. (Спец. корр. ТАСС). Партизанский отряд, действующий в Витебской области, подвёл итоги боев с оккупантами. 8а 15 месяцев отряд ис
требил 4935 гитлеровцев, пустил под от-кос 40 эшелонов с войсками и грзамн врага, взорвал и сжёг 63 «оста па коммуникациях противника. уничтожил 135 автомашин.
Гитлеровцы бросают на уничтожевие партизан десятки карательных отрядов вместе с регулярными ча
стями своей грабьармии, применяют » борьбе с ними самолёты, тапки, бронемашины, бронепоезда, артиллерию. Но, несмотря на это, партизанское движение растёт и кроппет.
Недавно партизанский отряд «Железняк», действующий в Минской области, совершил внезапный налёт на одну железнодорожную станцию.
Немецкий гарнизон, застигнутый врасплох, был разбит наголову и частью истреблён, частью обращён в
бегство, станционные сооружения и путевое хозяйство разрушены.
Другой отряд минских партизан й феврале пустил под откос 7 не
мецких железнодорожных эшелонов, следовавших к линии фронта. В результате крушений разбито 52 вагона е солдатами ж боеюой техникой.
Из засад, устраиваемых на. грунтовых дорогах, партизаны истребили 203 немецких солдата, уничтожили танк и автомашину.
В боях с противником народные мстители овладевают опытом войны, отряды их бьктро растут за счёт местного населения. В первые дни в одном отряде было 8 человек. Сейчас отряд вырос в крупную боевую единицу. В оккупированном немцами районном центре отряд разгромил тюрьму и освободил всех заключённых. приговоренных гестапо к расстрелу, уничтожил 23 автомашины и одну бронемашину, истребил в боях около 200 гитлеровцев.

Лучший мастер завода

Совсем недавно участок глубоко
го сверления работал плохо. Нормы здесь не выполнялись.
Старший мастер тов. Маслов, хорошо изучив причины отставания участка, решил иначе органи
зовать его работу. Он обеспечил
станки теми запасными частями, которые особенно часто приходится менять, стал следить, чтобы инструменты для сверловщиков подготавливались заблаговременно.
На отстающий участок были переведены из других цехов лучшие стахановцы — комсомольцы ордено
носец т. Кирюшкина, т. Тимофеева и другие. Мастер помог им быстро освоить новые операции. Вместе с тем много времени он уделял и каждому сверловщику, который еще почему-либо не справлялся с нормой
Через несколько дней участок стал неузнаваемым. Выполнение
норм сделалось здесь правилом. Комсомольцы-сверловщики начали устанавливать рекорды.
Стахановки тт. Кирюшкина, Тимофеева.. и Вербицкая, обслуживая по два сверлильных станка, доби
лись больших успехов. Они теперь выполняют норму на 160—170 процентов,
За хорошую организацию работы участка глубокого сверления тов. Маслов признан лучшим мастером завода (Секретарь парторганизации —трв.. Антонов).
В первые дни предмайского соревнования сверловщики работают ещё более высокими темпами. Они знают, что их изделий требует фронт.
3а выдающиеся заслуги в области науки и здравоохранения присвоить почётные звания:
ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
НАУКИ РСФСР
Медведеву Борису Харлампиевичу — профессору Московского зоотехнического института.
ЗАСЛУЖЕННОГО ВРАЧА РСФСР 1. Алентову Николаю Александровичу — врачу Велико-Устюгекой поликлиники Вологодской области.
2. Зефирову Павлу Васильевичу— хирургу Горьковской областной детской клинической больницы.

Соревнование стахановцев

с бойцами

Передовые стахановцы завода, где секретарём парторганизации
топ. Морозов, о сознанием долга перед родиной выполняют по дветри нормы, заботятся о том, чтобы фронт получил больше боевой продукции.
Среди рабочих установился хороший обычай — вести переписку с фронтовиками, ранее работавшими на заводе. Стахановцы и бойцы вызывают друг друга на соревнование, принимают обоюдные обязательства, Бойцы Волков и К труси н пишут рабочим цеха № 5:
«Мы, бывшие рабочие завода. ныне бойцы Красной Ар
мии, чтобы добиться больших успехов в наших делах, решили
вызвать вас на социалистическое соревнование. Наши обя
зательства: иметь по боевой и политической .подготовке толь
ко хорошие, и отличные показатели, отлично изучив новые ви
ды вооружения, бить врага без промахав».
Комсомольцы цеха 5, Приняв вызов бойцов, работают не покладая рук, перевыполняют нормы.
«Тов. Ендруспя, — пишет бойцу комсомолка Зина Каширина», — на станке, на котором вы работали, теперь работаю я. План выполняю на 150—200 процентов. Постара
юсь добиться .тЛших результатов».
Полторы-две нормы даёт не одна комсомолка Каширина, а весь цех. В течение семи месяцев коллектив перевыполняет ‘ план, держит первенство в социалистическом соревновании завода,
В соревновании видное место занимает также электроцех. Электрике создали для, цехов необходимый запас моторов.
Тесная дружба с фронтовиками поднимает творческую силу коллектива завода, мно’жит его успехи.

В борьбе за первенство

Ленинградский фронт. Бой в населенном пункте. Автоматчики в засаде. Фото Тарасевича и М. Трахмана (ТАСС).
Неустанно увеличивать выпуск продукции для фронта, больше по
могать родной Красной Армии — к атому стремится коллектив завода, где главным инженером тов. Глус
КЙ.Н.
Рабочие, инженеры и служащие предприятия взяли на себя новые
социалистические обязательства. Квартальную программу решено выполнить к 27 марта, увеличив вы
пуск продукции на 11 процентов. В цехе, где начальником тов. Сед
лецкий. производство изделий будет увеличено на 56 процентов.
Борьба за выполнение этих обязательств развернулась в цехах е
первых же дней марта. В цехе тов Седлецкого молодые рабочие тт. Шабонкин и Колосков с каждым днем повышают выработку. В цехе, где начальником ток. Кузьмин, хорошо работает ’смена мастера Елкина. Образцы стахановского труда показы
вают штамповщицы тт. Никитина, Грязнова и Бартенева. В цехе, где начальником тов. Зимин, по две с половиной нормы вырабатывают стахановцы тт. Артамонов, Земчеяко, Вабёрвида и др.
Коллектив завода прилагает все усилия к тому, чтобы выполнить свои обязательства, добиться первенства в соццатистичеоком соревновании предприятий своей отрасли.
3. Корчагину Юрию Викторовичу— главному врачу больницы Лечебно- Санитарного Управленца Московского Кремля.
4. Круть Григорию Ивановичу. — врачу поликлиники Лечебно-Салгитаряого Управления Московского Кремля.
5. Лебедеву Василию Вячеславовичу — кандидату медицинских наук, директору Вологодского обла
стного , института эпидемиологии и микробиологии.
6. Приданникову Петру Тимофеевичу — старшему консультанту Наркомздрава СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР
А. БАДАЕВ. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР
П. БАХМУРОВ. Москва, 10 марта 1943 года.

Юго-западнее Ворошиловграда

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11. (Спец. корр. ТАСС). В отражении вражеских контратак юго-западнее Ворошиловграда большую роль иг
рает слаженное взаимодействие нашей авиации с наземными войсками. Пользуясь целеуказаниями Пе
хоты, танков и артиллерии, наши штурмовики, бомбардировщики и истребители ежедневно наносят врагу чувствительные удары.
Высокое мастерство в воздушных боях показывают лётчики Н-ской части. Ha-днях звено истребителей под командованием старшего лейте
нанта Сергея Бурназьяна получило приказ прикрывать войска на поле боя. Самолёты на рассвете поднялись в воздух. Была низкая облач
ность. Машины барражировали на высоте 200—300 метров. Вскоре ведущий Бурназьян заметил, до 40 не
мецких бомбардировщиков «Юнкере88», которые шли двумя группами.
Их сопровождало до 15 «Мессершмнттов». Силы были неравные, но командир звена решил атаковать врага, Его машина врезалась в гущу
немецких бомбардировщиков. Вслед за своим командиром ринулся в бой старший сержант Евсеев. В это вре
мя сержант Ершов отбивал атаки неприятельских потребителей.
В первые же минуты запылали и упали на землю 2 «Юнкерса». Все попытки немцев уничтожить совет
ские самолёты терпели неудачу. Щ
своих юрких, маневренных машинах Буриа-зьян, Евсеев и Ершов ловко уклонялись от ударов и, выбирая
удобный момент, сами наносили их но врагу. Вскоре были сбиты еще два бомбардировщика. Зайдя в хвост одному «Меесвртмитгу». Ер
шов меткой пулемётной очередью сбил его.
Сражение в воздухе длилось уже
45 минут. Кончался бензин в баках. А враг, чувствуя свое численное превосходство, наседал, бомбар
дировщики продолжали рваться к цели. Советские лётчики снизились до 100 метров Над ними в сфере пулемётного огня находились вражрские самолёты. Ещё один из них загорелся в воздухе. Это был шестой по счету.
Не желая, видимо, больше рисковать, фашисты развернулись и стали уходить за линию фронта, бес
порядочно сбрасывая бомбовой груз. Так три советских лётчика вышли победителями в борьбе с 45 вражескими самолётами. У старшего
лейтенанта Бурназьяна теперь на счету 23 сбитых немецких машины.
От истребителей не отстают штурмовики. Два ордена — «Крае
ного Знамени» и «Отечественной войны» 1-й степени — украшают грудь младшего лейтенанта Сергея Руденко, командира эскадрильи штурмовиков. Он имеет 50 боевых вылетов, сбил 5 немецких самолётов, уничтожил 50 вражеских тан
ков. 200 автомашин с войсками и грузами, подавил несколько десятков вражеских огневых точек.
Ha-днях шесть штурмовиков под командованием Руденко были пос
ланы для штурмовки танков и мотопехоты противника. По шести заходов совершили они. На земле горели танки н автомашины, в пани
ке разбегались немцы. Б это время в воздухе появилось 18 «Мессершмиттов» Наши лётчики вступили е ними в бой. Руденко и его стрелок сержант Вербовой сбили два враже
ских самолёта. Третий «Мессерпгмитт» поджёг старшина Дружинин. Выполнив задачу, Рудрнко новел шестерку «ИЛ ов» па свой аэродром.
З. Липавский.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Н-ское соединение товарищам Перкову Степану Павловичу, Николаеву Дмитрию Михайловичу, Шлюеву Ивану Тимофеевичу; Н-ская часть товарищам Леселидзе, Мальцеву, Булдович, Калашник; Амдерма, секретарю парторганизации Амдермпнекого рудо
управления тов. Шиурко; Казань, секретарю Татарского обкома ВКШб) тов. Колыбанову, председателю Президиума Верховного Совета Татарской АССР тов. Динмухаметову, председателю Совнаркома Татарской АССР тов. Гафиатуллину; начальнику Глав
ного управления геодезии и картографии при ГНК СССР тов. Баранову, поедседателю ЦК гоюча рабочих геолого-разведочных работ tor. Ефремову, председателю ЦК союза рабочих полиграфической промышленности Центра я Юга СССР тов. Беляевой.

Все силы на поддержку Красной Армии, руководимой Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным

Нагрудный знак изображает собой фигурный щит, наложен
ный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, переви
тые рубиново-красной лентой, выступают по краям. Поверх
ность щита покрыта рубиновокрасной эмалью, а края изобра
жены оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.
В верхней части знака на щит наложена покрытая рубиновокрасной эмалью круглая пластинка, в середине которой —
позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка
имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличный разведчик». Белый эмалевый поясок но краям имеет позолоченный обод, а в нижней части пятиконечную звездочку.
В нижней части щита изображение скрещенного автомата и обнажённого клинка и расположенного под ними бинокля
Знак металлический; размер знака по вертикали 46 мм, по ширине 37 мм.
На оборотной стороне знак имеет народной штифт с гайкой для црикрепления знака к одежде.

ОПИСАНИЕ

нагрудного знака „Отличный разведчик“

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Об утверждении нагрудного знака

«Отличный разведчик

В целях поощрения отличившихся лиц из числа рядового и младшего начальствующего состава разведчиков Красной Армии Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Утвердить для рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии образец нагрудного знака «Отличный разведчик».
2. Утвердить Положение о нагрудном знаке «Отличный разведчик». 3. Установить ношение нагрудного знака «Отличный разведчик» на правой стороне груди.
4. Предоставить право награждения нагрудным знаком «Отличный разведчик» командующим войсками Фронтов и армий, командирам корпусов, дивизий (бригад), полков и батальонов (дивизионов).
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 10 марта 1943 г.

Наши войска заняли город Белый

В последний час