МАРТА 1943 Г.

СУББОТА
№ 60 (5808)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 12 марта

12 марта войска Западного фронта после решительного штурма ов
ладели городом и железнодорожным умом Вязьма.
На других участках фронта ниши еойока вели бои на прежних направлениях.

11 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 150 немецких автомашин с войдчсамн и грузами, подавлен огонь 10 батарей
полевой и зенитной артиллерий, взорван склад боеприпасов и разбит железнодорожный эшелон противника.

Наши войска, развивая наступление, овладели городом и железнодорожным узлом Вязьма. В боях за город нашими войсками захвачены у противника 8 самолётов 83 танка, 69 орудий, 222 пулемёта, 565 ав
томашин и тракторов, 57 паровозов, 515 вагонов, большое количество снарядов, патронов и другого военного имущества. Противник потерял только убитыми более 9.000 солдат и офицеров.

Юго-западнее Сычёвки наши войска с боями продвигались вперёд и
вмгялч ряд населённых пунктов. На одном участке подразделения под командованием тт. Газашвили и Куприянова, сломив оборону против
ника, ударами с флангов вынудили немцев к поспешному отступлению. Гитлеровцы бросйТш много военной техники, в том числе 12 орудий разного калибра.. Юго-западнее Темкино наши войска, преодолевая упорное сопротивление немцев, заняли несколько десятков населённых пунктов, в числе которых районный центр Знаменка ★
Южнее гор. Белый наши войска, продолжали наступление и овладе
ли несколькими населёнными пунктами. Бойцы Н-ской части, пресле
дуя противника, заняли крупный населённый пункт, в котором захва
чено 18 немецких танков, 3 танкетки и другие трофеи.
ных сил танков в пехоты противника. Частя Н-ского соединения отбили одну за другой восемь атак гит
леровцев и .уничтожили 23 танка и до 800 немецких солдат и офицеров. Западнее Харькова наши ча
сти после кровопролитного боя с численно превосходящими силами немцев оставили один населённый пункт и отошли на новый рубеж обороны.
В воздушных боях нашей авиацией в течение дня сбито 26 немецких самолётов.

В районе Изюма полк пехоты противника при поддержке 40 танков атаковал наши позиции. Бойцы Н-ской части отбили атаку гитле
ровцев и уничтожили 11 танков. 4
транспортёра и Но 300 немецких солдат и офицеров. На другом уча
стке на позиция подразделения, гле командиром старший лейтенант Миронов, наступало 20 немецких тя
жёлых танков. Советские бойцы подбили и сожгли 7 немецких танков и истребили до роты гитлеровцев.

Наши штурмовики провели налёт на орловский аэродром противника. Бомбовыми ударами, пушечным и пулемётным огнём уничтожено 15 и повреждено до 20 немецких са.мо; лётов.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Житомирской области, совершил несколько налё
тов на гарнизоны противника. Партизаны внезапно врывались в населённые пункты и истребляли гитле
ровцев. Советскими патриотами уничтожено 8 таиков, 11 автомашин с солдатами, 2 склада горючего и, склад боеприпасов. Разрушено путевое хозяйство крупной железно
дорожной станции. Народные мстители Захватили у противника 2 ору
дия, з батальонных миномёта, is пулемётов, 22 тысячи патронов н другое военное имущество.
Итальянская печать за последнее время много пишет о доблести итальянских войск на ооветско-немецком фронте. Кампанию открыл Муссолини специальным приказом, обращённым к солдатам и офицерам
8 итальянской армии, вернувшимся из России. Однако ни Муссолини, ни итальянские газеты и радиостанции не могли внятно сказать, чем
же отличились итальянские диви
зии. Очевидцы и участники бэёв на советско-немецком фронте могут восполнить -этот пробел. Советское Информбюро уже опубликовало за
явление пленного начальника тыла итальянской дивизии «Кунеэнзе» капитана Рао Франческо, который сообщил, что «Итальянский армейский корпус потерпел в России подлинную катастрофу... во время отступления альпийские полки напоминали беспорядочную толпу. Сол
даты и офицеры панически бежали. Мы шли форсированным маршем по
IS часов подряд, но не смогли вы
рваться из клещей, в которые нас взяла Красная Армия. В пути пришлось бросить автомашины, воору
жение и продовольствие. Это была m лишая катастрофа».
Пленный итальянский капитан довольно точно воспроизвёл картину разгрома итальянской армии. Фак
тически все итальянские дивизии, находившиеся на Советско-немецком фронте, уничтожены или разгромлены. Десятки тысяч итальянских солдат и офицеров убиты, десятки ты
сяч захвачены в плен. В советском плену находятся командиры италь
янских дивизий генералы Паскалини. Реганья и Батгисти вместе со своими штабами. 2 итальянская горно-стрелковая дивизия потеряла убитыми н пленными 10 тысяч че
ловек, 3 горнострелковая дивизия— 10.700 человек, 4 горнострелковая
дивизия — 13.200 человек. Другие дивизии также разгромлены и прекратили своё бесславное существование. Таким образом от 8 итальян
ской армии остались, как говорят, «рожки, да ножки». К кому же, в таком случае, обращается и кого прославляет Муссолини в своём приказе? К 8 итальянской ар
мян? Но этой армии уже больше не существует. От неё уцелели лишь жалкие остатки, бежавшие с поля боя. По римскому обычаю о покой
никах не говорят ничего худого. Муссолини, очевидно, верен этому обычаю.. Было бы, однако, лучше, если Муссолини сказал, сколько солдат из 8 итальянской армии вернулось обратно из России.

Наши войска заняли город Вязьму

12 марта войска Западного фронта, под командованием генерал-полковника тов. Соколовского В. Д., после реши
тельного штурма овладели городом и железнодорожным узлом ВЯЗЬМА.
В боях за город Вязьму нашими войсками ВЗЯТЫ следующие трофеи: самолётов — 8, танков — 83, орудий разного калибра — 69, пулемётов — 222, автомашин и тракторов— 565, паровозов — 57, вагонов — 515, большое количество
снарядов, патронов и другого военного имущества, кото
рое подсчитывается.
Противник потерял только убитыми более 9.000 солдат Я офицеров.
В боях за город Вязьму отличились войска генерал-лейтенанта тов. Гордова В. Н. и генерал-лейтенанта тов. Поле
нова В. С. Первыми ворвались в город части полковника тов. Петерс и полковника тов. Яблокова.
СОВИНФОРМБЮРО.

Темпы, ритм, качество

Наша фабрика работает по заказам фронта. Кроме того, ее цехи изготовляют шерстяные и полушер
стяные ткани, значительная часть которых предназначается для от
правки в районы, освобождённые от
фашистских оккупантов. Фабрика вырабатывает пряжу, суровьё и ткани.
Во Всесоюзном социалистическом соревновании в феврале фабрика заняла третье место. План произ
водства пряжи выполнен на 103
процента, причем продукция дана повышенного качества. План изго
товления суровья выполнен на 108 процентов. Готовых тканей выпуще
но на 20 процентов больше, чем
предусмотрено планом. Ассортимент выдержан.
О большим нод ёмом трудится коллектив фабрики и в марте. € первых дней месяца на основных участках производства взяты высокие и в то же время ровные темпы. На 101—102 процента выполняет суточное задание . красильно-аппретурный цех, которым руководит тов. Коган.
Здесь происходят сложные и трудоёмкие процессы — отделка тканей. Сукно поступает для промыв
ки на специальные машины. После этого оно идёт на сукновалки, где получает необходимую плотность. Затем сукно снова промывается, отжимается, сушится и т. д.
Все эти процессы требуют большой затраты физической силы. Ра
ботницы должны заправлять машины тяжёлым, намокшим сукном, следить за хорошим качеством обработки, переносить сукно и т. д.
Старший сукновал тов. Воронова, выполняя наиболее сложные рперацни, в то же время руководит группой работниц. Она даёт 125 процентов нормы. Хорошо работают сук
новал тов. Шведова, промывщнца гов. Короткова.
Большой под ём в ткацком цехе. Впереди — смена мастера инженера-технолога тов. Захаровой Среди ткачих развёртывается движение за многостаночное обслуживание. На трёх станках одновременно работа
ет ткачиха тов. Самусева, на двух— тов. Колетвинова.
Больших успехов достигли лучшие стахановки прядильного цеха. Ватерщица тов. Евстратова — одна из самых уважаемых работниц фабрики. Для неё не существует задержек из-за неисправности обору
дования или труднообрабатываемого сыпья. При любых условиях она даёт 115—120 процентов нормы. С тов. Евстратовой успешно соревнуется ватерщица тов. Кузнецова.
Понимая свою ответственность перед фронтом, коллектив нашей (фаб
рики стремится всемерно усиливать помощь Красной Армии для быст
рейшего и полного разгрома фашистских полчищ.
А. Артюхина,

директор фабрики. Инициаторы предмайского

соревнования

В течение ночи на 13 марта наши войска вели бои на прежних Направлениях.

Западнее Вязьмы наши войска продолжали наступление и заняли
ряд населенных пунктов. На одном участке противник, опираясь на сильно укреплённые опорные пунк
ты, пытался задержать продважеипе советских частей. Наши бойцы обошли линию немецкой обороны, и под угрозой окружения гитлеровцы беспорядочно отступили. На поле боя осталось до 4 00 вражеских трупов и много вооружения, брошенного противником.
В селе Каменке рота наших автоматчиков, под командованием старшего лейтенанта Тем я, освободила 1.500 советских граждан, согнанных немцами из окрестных деревень. Гитлеровцы пытались унич
тожить мирных людей и уже приступили к их расстрелу. Внезапно атаковав немецких бандитов, советские автоматчики вызволили .колхозников от неминуемой смерти.

Южнее гор. Белого наши войска, ирео дол екая сопротивление немцев, продвигались- вперёд и заняли не
сколько населённых пунктов. Отряд наших разведчиков, под командова
нием лейтенанта Петрова, захватил склад противника, в котором находилось 6 тяжёлых орудий, несколько десятков пулемётов, большие запасы снарядов, патронов и различного военного имущества.

Западнее Харькова наши войска вели ожесточённые бой, отбивая атаки противника. Гитлеровцы, не
считаясь с огромными потерями r людях и технике, продолжают рваться к городу. Части Н-ского соединения за два дня боёв уничто
жили 46 немецких танков, свыше сотни автомашин и несколько тысяч гитлеровцев. Южнее Харькова бой
цы Н-ского соединения подбили и сожгли И иемецкйх танков и ист
ребили до 300 немецких солдат и офицеров.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Орловской об
ласти, из засад уничтожил до 50 немецких солдат и организовал крушение немецкого воинского эшелона. Партизаны другого отряда пу
стили под откоо. вражеский поезд, следовавший к линии фронта. В ре
зультате крушения убито и ранено много гитлеровцев.

После ожесточённых боёв наши
войска вчера овладели городом Вязьма. За время оккупации и пе
ред отступлением немцы опустоши
ли и уничтожили город. Во всех советских сёлах и городах гитлеровцы производили и производят от
крытый разбой и грабеж. В .Вязьме они свирепствовали больше, чем где
либо. Немецкие бандиты разграбили и уничтожили все культурные уч
реждения и исторические памятники города. Фашистские варвары раз
громили и разрушили вяземский драматический театр, городской кинотеатр. Вяземский музей, учитель
ский институт, дом цультуры, клуб железнодорожников. Дом пионеров, городскую больницу. Старинные зда
ния. построенные в‘ первой половине XVHT пока. Превращены в развалины. Немецко-фашистские зах
ватчики разрушили также в я земски и кафедральный собор.

Югославские партизаны нанесли немцам большой урон в районе Мдцииште. За последнее время в бо
ях с оккупантами в этом районе югославские патриоты истребили до 200 гитлеровцев. Возле Седло и Ма
ли Лог уничтожено 139 итальянских солдат и офицеров. Партизаны за
хватили у итальянских оккупантов 40 пулемётов и много боеприпасов.
На Н-ском заводе развернулось предмайское социалистическое со
ревнование. Слесарь-сборщик тов- Иванов взял на себя обяза
тельство выработать в течение мар
та и апреля продукции вдвое больше задания. Слесарь тов. Гаврипюк последовал его примеру и вызвал тов. Иванова на соревнование. Эти рабочие — лучшие стахановцы передового цеха, где начальником тов. Сиракузов
Гаврипюк и Иванов стали инициаторами предмайского соревнования в цехе. Передовые люди пролётов и участков откликаются на призыв слесарей-стахановцев — дать

„Огонь на меня!“

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 13. (Спец. корр. ТАСС). Подразделение
ааступало на фашистский опорный пункт. Сержант Васильев выдвинулся со своей рацией на перед
нюю лгпгию и корректировал огонь нашей артиллерии, забравшись в землянку, только что отбитую у врага. Во время боя рация была повреждена. Батарея лишилась на
блюдения. Васильев, восстановив рацию, снова связался с батареей.
Через некоторое время сержант Попытался выйти из землянки. Но около землянки появились гитлеровцы, приготовившиеся к контр
атаке. Васильев бросился к рации и вызвал батарею:
— Дайте, огня на меня! Немцы Подошли к землянке..
Не прошло и несколько минут, как сокрушительный огневой шквал обрушился на скопление гитлеров
цев. Артиллеристы били точно. Снаряды ложились около землянки, в клочья рвали фашистов. Василь
ев был контужен, но продолжал наблюдать за боем. Немцы, заду
мав предпринять новую контратаку, выдвинули вперёд орудия. Васильев сообщил об этом на батарею. Снова заработали наши орудия,
фашисты откатились, оставив на поле боя разбитые пушки и много трупов евожх солдат.
Восемь часов длился бой. Сержант Васильев все это время находился в расположении врага, корректируя огонь своей батареи.
фронту изделий вдвое больше намеченной программы.
В соревновании участвует весь коллектив цеха. Вчера состоялись производственные совещания участ
ков. Намечались меры, которые должны обеспечить бесперебойную ра
боту. Токарь Алферов предложил применять на пайке одного из ви
дов боеприпасов новую технологию, которая должна увеличить выработ
ку в два-три раза. После проверки этого предложения работать по новому способу будут все токари отделения.

Слесарь-наладчик Пугачев

Слесарь-наладчик тов. Пугачёв внимательно, по-хозяйски осматри
вает машины, проверяет исправность деталей. Он отвечает за -сложное оборудование большого цеха. — так называемой- фасонной Крутки. Огромные машины длиной в 9 метров насчитывают множество деталей. Й
мирное время запасные части для них фабрика «Красная крутильщи
ца» получала от других предприятий. Теперь почти все они изготов
ляются здесь же, в механической мастерской. Много изобретательности и находчивости при этом про
являет и помощник мастера — слесаоь-нал-адчик тов. Пугачёв.
Шелкокрутильные ватеры не допускают малейшей небрежности в управлении. Неисправность одной детали приводит к тому, что автоматически выключается вся машина. Одна из основных частей, регулирующая скорость работы веретён, требует частого ремонта или даже сме
ны. Её изготовляют кузнецы. Всю дальнейшую» обработку и подгонку выполняет тов. Пугачёв. Это требует большого умения, но слесарь-налал чик всегда обеспечивает бесперебойную работу всех машин цеха.
Недавно фабрика выполняла срочный заказ Красной Армии. Особен
но большую работу , должен был сделать цех фасонной крутки. Чтобы увеличить мощность оборудования, тов. Пугачёв собрал из разрозненных частей 18 веретён. Это значительно облегчило задачу, поставленную перед цехом. Фронтовой заказ был выполнен в срок.
Сейчас тов. Пугачёв заново собирает ещё несколько веретён. Он подбирает части от другого оборудования, передаёт их для переделки в механическую мастерскую, затем сам монтирует.
Через несколько дней в эжшлоатацию можно будет пустить ещё 25 веретён.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Тула, секретарю Тульского обкома ВКП(б) тов. Жаворонкову, председателю исполкома Тульского областного совета тов. Чмутову; Мурманск» секретарю Мурманского обкома ВКП(б) товарищу Старостину; Н-екая часть товарищам Поветкину, Пичугину,
Хмытьеву; гор. Березовский Свердловской области, председателю ЦК союза рабочих добычи золота и платины тов. Еникееву, секретарю ЦК союза тов. Глущенко; Заместителю народного комис
сара заготовок СССР товарищу Арзамасцеву, секретарю .парткома Наркомата заготовок СССР товарищу Галкину; Секретарю Крас
ноуральского горкома ВКП(б) товарищу Мухину; Секретарю ЦК КП(б) Молдавии товарищу Салогор, председателю Президиума Верховного Совета. Молдавской ССР товарищу Бровко, председателю Совета- Народных Комиссаров Молдавской ССР товарищу Константинову; Директору завода >6 259 имени Ленина товарищу Шилину, парторгу ЦК ВКП(б) товарищу Починок, председателю завкома товарищу Зубачеву.
Машина пересекает реку Тягать, л вскоре дымный город в развалинах остается позади. Но страшная картина разрушения я смерти еше долго стоит перед нашими глазами.
С каждым километром все больше чувствуется приближение линии фронта. Впереди—взорванный мост, и регулировщик желтым флажком указывает на об’езд. Дорогу показы
вают шесты с пучками соломы на концах. Они напоминают мётлы, воткнутые палками в снег.
Все чаще и настойчивее напоминают регулировщики о том. что сво
рачивать с дороги нельзя. Мы едем мимо больших минных полей — их еще не успели разминировать.
По обочинам дороги видны обезвреженные саперами мины, черные диски их лежат безобидные, присмиревшие.
Можайское шоссе, по которому мы едем, пересекает минскую автостра
ду. Две эти дороги — старая, по которой еще двигалась на Москву армия Наполеона, и новая — идут почти рядом от Вязьмы до Москвы. Две дороги несколько раз пересека
ются. как бы меняясь местами друг с другом.
На скрещении этих дорог лежит большое селение Царево-Займйще- -Здесь на деревенской улице
царит большое оживление. После пустынных, обезлюдевших деревень бросается в глаза, что в селении много жителей.
Тотчас же узнаем у старого колхозника Егора Михайловича Шишмаре ьа причину этого. Внезапным ударом наша часть перерезала немцам дорогу из селения на запад. Гитлеровцы согнали сюда и держа
ли под конвоем все трудоспособное население Царева-Займшца и окрестных - деревень Женщин, подростков и пОжилых крестьян хотели
угнать в Германию на каторжную работу. Красная Армия возвратила этих людей к жизни.
В деревню везжает красноармейская походная кухня. В горькие запахи ножариша вмешивается мирный. домашний запах кухни. Красно
армейцы сами не ели с утра, им предстоит далёкий путь вперёд. Но почти все делятся своим обедом о изголодавшимися жителями.
II снова машина едет на запад мимо разрушенных и сожжённых деревень.
Все чаще приходится об’езжать воронки от снарядов и мин. По сто
ронам дороги виден снег, покрытый пороховой копотью. Уже слышен пулемётный огонь где-то впереди. Регулировщик, который стоит на посту у своего окопа, подымает красный флажок — дальше дороги нет, и мы сходим с машины.
Сегодня дороги дальше нет, но завтра она будет, и с каждым днем будет расти наш маршрут на запад от Москвы.
Евгений Воробьев.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 13. (ТАСС).

В СОВНАРКОМЕ СССР

О присвоении Биогеохимической лаборатории Академии Наук СССР наименования «Лаборатория геохимических
проблем имени академика Вернадского В. И.»
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил:
В ознаменование 80-летия со дня рождения академика Вернадского Владимира Ивановича присвоить биогеохимической лаборатории Академии Наук СССР наименование «Лаборатория геохимических проблем имени академика Вернадского В. И.».
Вчера в освобождением городе Вязьма. 1. Митинг на одной из улиц при вступлении наших войск в город. 2. Дома, превращенные гитлеровцами в руины. 3. Вид разрушенного города; на переднем плане - бежавшие из фашистского плена подрост - вязьмичи Родин и Жибаров. Фото Ф. КИСЛОВА (ТАСС).
Южнее Харьков а наши войска вели ожесточённые бои против круп

Утреннее сообщение 13 марта

Снайпер

Жамбыл Тулаев

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 13. (Спец. корр. ТАСС). Знатному снай
перу фронта старшине Жамбыл у
Тулаеву вручены высшие воинские награды Красной Армии — грамота о присвоении -званйя Героя Со
ветского Союза, медаль Золотая Звезда и орден Ленина.
Жамбыл Тулаев, слывший в родной Бурят-МонтоЛии замечательным охотником на дикого зверя, нашёл свое место на войне в ряду отваж
ных и искусных снайперов- Ежедневно Тулаев выходит за передний край обороны своего полка и всегда возвращается с победой
Туляев уже уничтожил из своей снайперской винтовки 286 немцев.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О награждении академика

Вернадского Владимира Ивановича орденом Трудового Красного Знамени

За выдающиеся заслуги в развитии геохимии и генетической минералогии, в связи с 80-летием со дня рождения, наградить академика Вернадского Владимира Ивановича орденом Трудового Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 12 марта 1943 г.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Дорога на фронт

Регулировщик на площади города Можайск взмахивает желтым флажкам и вежливо нам козыряет.
— Путь свободен!
Водитель включает скорость, и машина, убыстряя бег, мчится дальше по заснеженному шоссе.
В эти дни фронтовая дорога живет .особенно напряжённой жизнью. Снаряды и мука, новенькие термо
сы и сапоги, ящики с патронами и консервы, лопаты и понтонные лод
ки — все это торопится на фронт. Вот промчалась трехтонка, поверх бортов нагруженная касками. Кас
ки заблаговременно выкрашены в зеленый тает.
На фронтовой дороге строгий порядок необходим всегда. Но он вдвойне, втройне обязателен в грозные дни наступательных боёв.
Вот к шлагбауму у контрольного пункта подходит длинная автоко
лонна. Нетерпеливо ревут моторы. Регулировщик Яков Рогачев быстро перебегает от одной машины к дру
гой, проверяя путевки у водителей. Хвойные ветви брошены поверх ящиков — в ящиках снаряды. Ни минуты задержки! До ранения Рогачев сам был заряжающим у противотанкового орудия. Он отлично знает цену минуте в бою.
Начальник контрольного пункта лейтенант Жовтяк и его помощники вежливы, но требовательны, предупредительны. но настойчивы, непри
миримы к нарушителям дорожной дисциплины, насторожены к каждому прохожему. Красный флажок преградит путь водителю — ухарю или растяпе, который не хочет считаться с требованиями маскировки.
Документы проверены — мы можем ехать. Яков Рогачев машет житым флажком. Шлагбаум послу шно подымается.
Через десяток километров наша машина минует Бородино. Слева от нас простираются равнина и курга
ны просторного Бородинского поля. Обелиск, увенчанный двуглавым бронзовым орлом, напоминает о бес
смертных подвигах наших великих предков, участников героического боя в 1812 году.- Памятник Кутузову напоминает о бессмертной славе
полководца, вступившего is едино-, борсгво с армией Наполеона и оказавшегося его победителем.
Еще час езды — и мы минуем недавнюю линию фролта. Здесь то
же была взорвана линия немецкой обороны. Снег не может скрыть следов замечательной работы нашей артиллерии.
Впереди старый русский город Гжатск. Видны развалины и остовы домов. Полтора года немцы умерщ
вляли в городе все живое. -Здесь была прекрасная городская роща — 50 гектаров леса. Немцы спилили эту рощу на дрова. На месте детского сквера в центре города—немецкое кладбище. Кресты стоят шеренгами, мертвецы пронумерованы.
Одинокие жители роются на пепелищах. Сколько из них потеряли детей, братьев, сестер, отцов!

В последний час