театр Музыкальной Комедии, кинотеатры «Гигант» я «Хроника», Дом Просвещения, Дворец культуры завода Ростсельмаш имени Сталина, клубы профсоюзов электриков, медсантруда и работников связи, Институт инженеров железнодорожного транспорта, научно-исследовательские лаборатории и клиники Ростовского Медицинского института, Пе
дагогический институт, здание Физико-математического факультета университета им. Молотова, Техникум Связи, Строительный техникум, музыкальное училище, свыше 50 средних школ, Музей Революции, Музей Краеведения, Академическую библиотеку и другие.
Взорваны и сожжены вс-е жилые дома по улице Энгельса, от вокзала до Ворошиловского проспекта, большая часть зданий по Пуш
кинской, Шаумяна и Социалистической улицам, начиная от вокзала до Будешовского проспекта, а также значительна» часть помещений и жилых зданий по Буденновском у, Театральному и Ворошиловскому проспектам, в поселке «Ростсельмаш», Олимп надо вка и других местах. Парк имени Горького был гордостью ростовчан. Немецкие варва
ры вырубили в гцрке самые пейные деревья, разрушили фонтаны и павильоны.
Разрушение общеетвешных и жилых зданий происходило следующим образом: специальные команды сапер—поджигателей и подрывпиков закладывали мины, взрывали здания, остатки обливали бензи
ном и поджигали. Бандиты даже не считали нужным предупредить об атом жителей. Под обломками разрушенных зданий погибли сотни людей.
Под угрозой расстрела гитлеровцы отправили многих жителей Ростова на каторгу в Германию. Но приказу коменданта города все мужчины от 14 до 60 лет и женщины от 15 до 50 лет были заре
гистрированы. У них были отобраны паспорта. Затем зарегистрированные собирались в сборных пунктах. Под угрозой расстрела их сажали в вагоны и отправляли, как скот, на запад. Таким образом были от
правлены в Германию многие тысячи советских людей. Оставшиеся жители Ростова были обречены на вымирание от голода и болезней.
Отступая под ударами красной Армии, немецкие оккупанты казнили в городской тюрьме 135 арестованных жителей Ростова. Перед этим, палачи подвергли свои жертвы страшным пыткам — отрезали носьг, выкалывали глаза., отрубали ноги, руки. После этого гитлеровцы взорвали здание тюрьмы вместе с находившимися в нем заключен
ными, советскими гражданами. Во дворе тюрьмы обнаружено 1.154 трупа, в том числе 122 трупа женщин и 57 трупов детей. Среди расстрелянных и замученных в тюрьме опознаны трупы инженера Георгия Жданова, работницы Анны Михайловой и других.
Улицы и площади Ростова, обагренные кровью мирных советских граждан, носят следы чудовищных преступлений немецкофашистских подлецов.
Одержимые звериной злобой к советскому народу, к нашей культуре, ко всему русскому, гитлеровцы разрушили всё, что создано русским народом за долгие годы существования города, и всё, что соз
дано советскими людьми на протяжении 25 лет. Разрушения эти отнюдь ие вызывались военными соображениями.
Кровь наших братьев, сестер вопиет о мефги. От имени всех граждан города Ростова на Дону мы требуем сурового возмездия бандитам за все их мерзкие и гнусные злодеяния.
Акт подписали: и. о. председателя Исполкома Горсовета депутатов трудящихся С. Бурменский, инженер пивоваренного завода «Заря
И, Звензвк, профессор Н. Стасевич, профессор В. Карницкий, майор Я. Донской, майор П. Седов, капитал А. Токарь, рабочий артели «Метяз» А. Дибров, уполномоченный поселка «Новый городок» А. И. Ма
кеева, мастер Лензавода В. Бочаров, техник фабрики им. Микояна С. Токарев.
Кровавые злодеяния немцев в Ростове на Дону — это лишь небольшая часть проводимой гитлеровцами чудовищной программы истребления советского парода, разрушения всех материальных и куль
турных ценностей во временно захваченных районах. Немцы разруйшот все захваченные ими советские города и сёла, грабят и уничтожают культурные и исторические ценности народов Советского Сою
за. Гитлеровцы пытают, расстреливают и вешают мирных жителей, не останавливаясь перед убийством беззащитных женщин и детей. Они насильственно угоняют советских граждан на каторгу в Герма
нию, заключают их в концлагеря и обрекают на неизбежную смерть от голода, побоев и изнурительного труда.
Опубликованный выше акт дает яркое, представление о том «новом порядке», который насаждают немецко-фашистские подлецы в захваченных ими странах и областях. Там, где ступила нога гитлеров
ского солдата, замирает всякая культурная, жизнь, наступает одичание и запустение.
Немецкие мерзавцы, вторгшиеся в нашу страну, заливающие кровью советскую землю, ответят за всё — за муки невинных людей, за убийство женщин и детей, за все насилия, за разбой и разрушения. Близок час возмездия!

СОВИНФОРМБЮРО.

Партизанская

война

НА СНИМКАХ (сверху вниз). Первый ряд: жители Ростова, замученные я расстрелянные гитлеровцами во дворе ростовской тюрьмы, Ростовский Государственный театр и здание Исполкома, взорванные немцами. Второй ряд: женщины и дети, расстрелянные гитлеровцами, 13-летний Александр Беляев, замученный фашистскими дюдоедами. Третий ряд: яма, в которую гитлеровцы сваливали расстре
лянных жителей Ростова, театр Музкомедии и один из жилых домов, взорванные немцами при отступлении из Ростова,

в Югославии

ЖЕНЕВА, 13. (ТАСС). Согласно сведениям, полученным из Югославии, запад
нее Сараево продолжаются ожесточённые бои между партизанами и итадо-немецки
ми оккупантами. Особенно ожесточённые бои происходят в районе города Горшг- Вакуф. Действующей здесь крупной не
мецкой колонне удалось прорваться в
расположение партизанских отрядов, од. нако после 6-часового сражения, переходившего порой в рукопашные схватки, партизанам удалось отбросить немцев. На поле боя противник оставил свыше 100 трупов солдат и офицеров и много военного материала.
Вдоль железнодорожной линии Сараево —гМостар и по реке Неретва партизаны ведут тяжёлые оборонительные бои про
тив итальянских частей. Партизаны взорвали железнодорожные и шоссейные мосты через реку Неретва и разрушили
много километров железнодорожных путей на линии Сараево—Мост ар.
Юго-западнее Баня-Лука после длительных боев партизаны под натиском превосходящих сил противника оставили города Главмоч и Дрвар. В этом районе противник потерял убитыми и ранеными свыше 400 человек.
Партизанские отряды, действующие в Далмации, ведут ожесточённые бои с
итальянцами и усташами около города Любушки. В Косово группа партизан сожгла большой военный склад, принадлежавший оккупантам.
В последнее время широко развернулась партизанская борьба в Словении, где партизаны взорвали три моста, пустили под откос два эшелона недалеко от Сло
венска-Бистрнца и истребили 35 немцев, в том числе одного майора.

КРОВАВОЕ ХОЗЯЙНИЧАНИЕ ВЕНГЕРСКИХ ОККУПАНТОВ

В ВОЕВОДИНЕ

СТАМБУЛ, 13. (ТАСС). Венгерские оккупанты продолжают политику массового истребления населения югославской Вое
водины (Бачки). По данным газеты «Югословенски тлаокик», в одном только горо
де Нови-Сад за период, оккупации венгры расстреляли, повесили и замучили несколько тысяч жителей. Оккупанты сожгли се
ло Сирич, а все население расстреляли. Из 4 тысяч жителей села остался в жи
вых только один человек. Такая же участь постигла жителей многих других городов и сел Воеводины.
Истребляя коренное население области, венгерские власти заселяют эту террито
рию венграми. Гитлеровская газета «Долау Цейтунг» недавно сообщала, что венгер
ское население в Воеводине ежемесячно увеличивается в среднем на 5—6 процентов. Расхищая достояние местных жите
лей, венгерские оккупанты присваивают себе торговые и промышленные предприятия Воеводины.
По данным газеты «Югословенскп глаеяик», сейчас в Воеводине хозяйничают пять специальных венгерских организаций. Одна из иих создана с целью прибрать к рукам промышленность и торгов
лю. Две организации занимаются слежкой за населением и помогают полиции выявлять «недовольных югославов». Особая организация ведает риквизицией продовольствия, сбором налогов у населения и т. п.
Бесчинство, грабёж и разнузданный террор лишь разжигают ненависть населения Воеводины к венгерским оккупантам. Издаваемая оккупантами газета «Нова поста» вынуждена признать, что «отчужден
ность» между коренным населением области и венграми усиливается. На предприятиях, электростанциях и транспорте ра
стет саботаж. По сообщению венгерской газеты «Пестер ллойд», венгерские военные власти вынуждены «усилить полицейское наблюдение в районах, населённых сербами» в связи с тем, что в пос
леднее время «элементы, не смирившиеся о новым положением», совершили ряд но
вых диверсионных актов и причинили много разрушений в промышленности и на железнодорожном транспорте.
★ В КОММЮНИКЕ английского морского министерства говорится, что в ночь на, 12
марта английские лёгкие корабли береговой обороны перехватили и торпедировали в про
ливе Па-де-Кале неприятельское грузовое судно среднего размера. Судно шло под сильным прикрытием и держалось вблизи фран
цузского побережья. Все английские корабли, которым были починены лишь поверхност
ные Повреждения, благополучно вернулись из этой операции.
★ АНГЛИЙСКОЕ морское министерство сообщает о том. что подводную лодку сП-311»,
долгое время не дающую о себе сведений, следует считать погибшей. Командир этой подводной лодки Кайли был одним из наибо
лее прославившихся во время этой войны моряков. Находясь на борту подводной лод
ки «Атмосг», он в. течение 15 месяцев потопил суда держ*ав оси общим водоизмещением в 69 тысяч тонн.
★ КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер, заместителем спикера (председателя) палаты общин избран лейборист — майор Джемс Милнер.
★ ПО СООБЩЕНИЮ ил Oqfro, агенты гестапо арестовали 50 залофникчга в Тронхейме и 30 заложников в ’Лиллестреме.
★ КАНАДСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО взяло на себя контроль над добычей угля п irpoизводетвом кокса и древесного топлива. Кон
троль будет осуществляться промышленным контрольным комитетом при министерство военного снабжения.
★ В ПРЕТОРИИ (ТОжно-А фри канский Союз) специальный суд приговорил к смерт
ной казни южио-африканского боксёра Либрандта по обвинению в государственной из
мене. Лнбрандт был высажен германской подводной лодкой на юго-восточном побережье Африки и имел при себе. 10 тыс. долларов, радиоустановку и оружие для организации саботажа и вооруженного сопротивления.

ОТОВСЮДУ

РОСТ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

ВО ФРАНЦИИ

ЖЕНЕВА, 13. (ТАСС). Выходящий в Лионе под контролем немцев журнал «Се жур» вынужден признать, что за период хозяйничания гитлеровцев во Франции катастрофически возросло число заболеваний различными боле-знямн. Журнал пишет, что по всей стране больницы переполнены пациентами, страдающими такими болезнями, которые вызваны недо. еданием и плохими санитарно-гигиеническими условиями. Число кожных заболе
ваний. по словам журнала, увеличилось в 30 раз. Большое распространение среди населения имеет чесотка.
Журнал обращает особенное вюшацие на угрожающий рост заболеваний тубер
кулёзом. Даже по значительно преуменьшенным данным, которые приводит жур
нал, число больных туберкулёзом в острой форме составляет во Франции 1 млн. человек.

Зверства немецко-фашистских людоедов в Ростове на Дону

Ниже публикуются акт и фотодокументы о чудовищных преступлениях немецко-фашистских мерзавцев в Ростове на Дону:
Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о нижеследующем: после занятия Ростова немецкий комендант города генерал-майор Китгель организовал массовое истребление мирных жителей города. Многие сотни граждан были,обязаны вместе с детьми явиться на сборные пункты, захватив с собою ценные вещи и трехднетеый запас про
довольствия. На сборных пунктах явившихся сажали на грузовики и вывозили за город. В районе Ботанического сада л Зоопарка взрослых расстреливали, л детей отравляли, смазав им губы сильно действующими ядовитыми веществами. До неполным данным, немецкие палачи расстреляли и оправили 15—18 тысяч человек. Среди расстрелян
ных — заведующий глазным отделением 2-й Советской больницы доцент Киршман, врач-терапевт Инал, юрист Лущкий, заместитель ди
ректора завода нм. Ворошилова Бунда;»в и его жена, доцент Новиков, его мать — 70 лот, жена я восьмилетний сын, доктор Шершевска», медицинская сестра Симанович, токарь Павловская и другие.
За время оккупации города, особенно перед его оставлением, немецкие варвары разграбили, взорвали и сожгли многие промышленные предприятия . Ростова. Разрушены завод Ростсельмаш им. Сталина, за
вод «Красный Аксай», паровозоремонтный завод имени Ленина, колбасная фабрика «Красная звезда», консервный завод «Смычка», чугуно-литейный завод нм. Воровского, мукомольно-макаронный комбинат № 2, механический завод имени Ворошилова, один из крупнейших в стране механизированный хлебозавод, ростовская электро-теплоцентраль, автобусный парк, трамвайный парк, трамвайная и троллейбусная сеть по всему городу, почтамт и телеграф, типографии, во
допровод, канализация, кино-механические мастерские, различные пищевые фабрики, комбинаты и другие крупнейшие предприятия и сооружения.
Немецкие варвары сожгли- свыше 2 миллионов книг Областной Государственной библиотеки я разорили 25 библиотек. Пеннейшие книги, являющиеся редкостью и представляющие огромную научную ценность, бьын уничтожены нли вывезены в Германию. Оккупанты
разрушили основные корпуса Центральной городской больницы, I-ю, 3-ю и 4-ю ‘Поликлиники, Поликлинику железнодорожников и другие.
Некоторые больницы были уничтожены вместе с находившимися в них больными. Фашистские мародеры вывезли из больниц в Германию ценнейшую медицинскую аппаратуру и инструменты.
Варвары разрушили и сожгли лучшие общественные здания города: Дом Советов, гостиницы «Интурист» я «Интернационал», Драматический театр им. Горького, теаФр Эстрады, театр Юного Зрителя,

ТЕЛЕГРАММЫ

ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

АКТ