Прошение С. М. Кирова (Кострикова) от 17 (4) сен
тября 1903 г., в котором
он просит освободить его от платы за право учения.
Выписка из акта ревизии Казанского промыш
ленного училища за 1903— 1904 учебный год, в кото
ром указано, что Киров (Костриков), ученик третьего класса, был подверг
нут взысканию—12 часам карцера за то, что нарушил распоряжение инспек
ции: не оставаться после
спектакля на улице, так как ожидалась демонстрация студентов.
С. М. Киров (Костриков) с бабушкой Меланьей Авдеевной и сестрами Анной и Елизаветой. 1904 г.
Аттестат С. М. Кирова (Кострикова) об окончании Казанского промышленного училища.
Сергей Киров (Костриков) четырех лет лишился отца, ушедшего на заработки на Урал и пропавшего без вести. Мать, больная туберкулезом, ходила на
поденщину, шила, в холодные осенние дни полоскала на речке чужое белье и умерла, когда сыну Сергею было всего 7 лет.
На грошовую пенсию его воспитывала бабушка Меланья Авдеевна. Он изведал всю горечь дома призрения малолетних сирот, рано познал тяжесть подневольного труда, учился на медный грош, жадно вби
рая знания, и рано вступил на путь революционной
деятельности против царского самодержавия, против капитализма.
В 1903 году, семнадцатилетним юношей, он уже подвергся первой репрессии за участие в революционной демонстрации казанских студентов.
Памятник С. М. Кирову в Уржуме во дворе дома
Костриковых Скульптура А. Винокуровой.
Баня во дворе дома Костриковых в Уржуме, в которой юноша Киров с товарищами печатал первые свои революционные прокламации.