В июле 1906 года Кирова арестовали в третий раз. По недостатку улик его осудили только на 2 года тюрьмы.
В августе 1911 года, когда Сергей Миронович работал уже во Владикавказе, его арестовали в четвертый раз и по этапу препроводили в ту же Томскую тюрьму.
< Вы спросите, как провожу время?—писал он из тюрьмы в ноябре 1911 года Марии Львовне Маркус-Кировой. — Весь день читаю, читаю все, что попадет под руки...»
«Часто говорят: «Я ничего не могу делать»,—пишет он в другом письме. — Это глубокая ошибка. Человек не может ничего не делать, против этого восстанет и психология и физиология...»
Розыскной список с полицейским снимком С. М. Кирова (Кострикова).
Камера в Томской тюрьме,
где сидел С. М. Киров в 1906 г.
Расписка помощника начальника Томского исправительного арестантского отделения в приеме С. М. Кирова (Кострикова) 26 (13) февраля 1906 года.
В тюрьме в 1906 году Киров читает и перечитывает работы Маркса, Энгельса, Ленина, со
ставляет конспекты, изучает немецкий язык, чтобы в подлиннике читать «Капитал». Он жадно поглощает научные книги, художественную литературу. Письма его к Марии Львовне 1911
1912 гг. полны блестящих, коротких и острых характеристик Горького, Лермонтова, Гете, Достоевского, Л. Андреева, Л. Толстого и поэтов символистов. Он пишет Марии Львовне о при
роде, о музыке, обнаруживая в письмах могучую разносторонность своей натуры.
Как истый сын большевистской партии, Сергей Миронович Киров превратил каждый день пребывания в тюрьме в школу марксистского всестороннего образования и стал одним из образованнейших людей России.
Неутомимый революционер, он, начиная с лета 1909 года, ведет во Владикавказе (теперь гор. Орджоникидзе) пропагандистские кружки, восстанавливает большевистскую организацию,свя
зывается с соседними городами, развертывает массовую работу среди рабочих Владикавказа.
С первых дней мировой империалистической войны ведет революционную пропаганду по разъяснению ленинской тактики борьбы за превращение империалистической войны в гражданскую.
Дело департамента полиции о Кирове (Кострииове).