Невыход на службу должен быть заявлен до девяти часов утра и признается уважительным лишь в случае болезни слу
жащего или смерти в семье; болезнь члена семьи, хотя бы и смертельная, в расчет не принимается.
Но все это пустяки, мелочи; самым важным и показательным является система выжимания наибольшей интенсив
ности работы: служащий должен отчитываться в каждых десяти, даже пяти минутах служебного времени.
На руках у него особая книжка времени, каждый день заполняется новая страница. Ее разграфляют вертикальными колонками, носящими заголовки: плановая работа, исполнен
ная работа, затраченное время, количество исполненного; операции обозначаются номерами.
Внизу — подсчет и заключения заведующего.
Американскому служащему нельзя мечтать и смотреть в небо — на странице времени вместо срока предложенных к написанию писем вдруг окажется тогда исполненными только двадцать, а внизу мрачным клеймом ляжет заключение о пониженной работоспособности.
Это не то что у нас, как лирически жаловалась та же женщина, чье начало служебной карьеры описано мною выше.
— Села я у окошка, пригорюнилась и думаю; неужели всю жизнь просидеть вот тут, видеть в окно ежедневно эти серые стены?
Интенсивность работы — лучшее лекарство против подобных скверных мыслей и потому, вероятно, система амери
канских контор вблизи уже не кажется столь жестокой и страшной, и многолетняя тренировка делает такую планомерную продуктивность освежающей и бодрящей.
Всеми, вероятно, замечено,— если работа, что называется, спорится, — она родит доброе увлечение; разбитость, уста
лость испаряются и пропадают, кривая должного напряжения и выявления способностей нарастает и держится на требуемой высоте; и обратно — нет ничего утомительнее работы вразвалку, от которой отрываешься каждую минуту ленивым само
созерцанием или внешней помехой, где поднятие кривой обрывается непрестанно и должно, опускаясь, начинать наростание снова, не суммируя результатов.
Современные психофизиологи рассматривают человеческую личность, как результат бесконечного количества ответов на те раздражения, которые сопровождают нашу жизнь от рождения до самой смерти. Таким образом и основная работа, выпол
няемая данным лицом, составляющая его профессию, есть точно также результат выработки привычных ответов на ряд раздражений, какие она из себя представляет. И в каждой профессии можно выделить ряд основных действий, которые имеют наибольшее значение при ее выполнении.
К выявлению, воспитанию, упражнению и предупреждению от заторможения этих основных действий, этих основных рефлексов для данного организма, должна сводиться работа психофизиологов и педагогов и, разрешение этих вопросов будет основным моментом в построении всего человеческого труда
на основах его научной организации [1)].
Человек, встающий в одни и те же часы, работающий по определенному плану и размеряющий труд привычно вре
менем, сделает гораздо больше, чем тот, чей рабочий день состоит из неожиданных и непривычных комбинаций вразбивку.
Проснувшийся позже обычного времени страдает разбитостью и не может сразу войти в работу, а старики, потеряв службу с размеренными часами, часто слабеют и умирают, так оздоравливающе действуют разумная размеренность работы и внутренний учет времени, становясь привычным рефлексом.
Россия никогда не была трудовым государством, одни работали за счет других, те, другие, отдыхали всю жизнь или работали по вдохновению. Нам, так сильно отставшим, и призванным теперь к поголовному труду, крайне важно поэтому развитие в себе такой насыщенной интенсивности и размеренности работы, женщине — в особенности. Допу
щенная наконец законом к равным труду и вознаграждению, она так часто уступает конкуренции привычных работниковмужчин.
К этой интенсивной втянутости в работу, уменью учитывать свои минуты мать должна приучать и своих детей. С раннего детства ребенок должен быть приучен ориентироваться во времени, знать цену времени, уметь его целесообразно перспективно распределять и использовать.
[1)] И. Залкинд. Об основных рефлексах.
Англичане считают столь же неприличным, придя в гости задерживаться, как съесть лишнее или забрать чужое, и к этому каждый англичанин привыкает с детства.
Дети должны приучаться к тому, чтобы уметь рассчитывать то время, которое употребляется у них для выполнения какой-либо работы, к соблюдению норм времени при играх, во время гулянья, при занятии физическими упражнениями и т. д.
Есть еще важное условие производительности труда — это необходимость отдыха и уменье его использовать.
Большая ошибка думать, что работа без отдыха суммирует большую производительность труда и большее количе
ство сделанного. Переутомление понижает работоспособность.
Во время последней войны в Англии пришлось сократить рабочее время на военных заводах, так как рабочие не могли выдержать чрезмерно длинного дня, и их производительность стала быстро падать. Сокращение рабочего времени вызвало увеличение производительности труда. Новый режим работы и отдыха оказался благоприятным для организма, и последний реагировал на него увеличением производительности.
Важное условие отдыха — его полное использование. В Америке всего девять праздников, из которых только один религиозный (первый день Рождества), остальные — общеграждан
ские — новый год, день Вашингтона, Линкольна и другие, и, разумеется, воскресенье. Но соблюдение праздничного отдыха там, — как и во многих других культурных странах — в Ан
глии, Германии, проводится с большой тщательностью, и ни один, например, англичанин на воскресенье не назначит дело
вого свидания, не будет заниматься самой срочной работой. В известной степени и этому обстоятельству обязаны эти нации более высоким состоянием здоровья и физического развития.
В настоящее время имеется ряд научных данных, указывающих на то, что регулярность отдыха и принятая пери
одичность (седьмой день), повидимому, не случайны, и хотя установлены бессознательно, но весьма целесообразны и находятся в полном соответствии с законами биологии.
Так, например, исследования Пфлюге показали, что соблюдение седьмого дня отдыха ведет к восстановлению азотистого равновесия.
У нас же в большинстве случаев полная бессистемность и отдыха и труда. Обследование бюджета времени многих ответственных работников показали огромную перегруженность работой и фактическое отсутствие определенных часов и дней отдыха.
Полного отдыха обычно не бывает, и даже воскресенье не отличается от рабочих дней недели. Такое положение грозит понижением работоспособности от переутомления.
Необходимо спать, есть, пользоваться воздухом в определенные и неподвижные промежутки времени.
Непринятие в определенное время пищи ведет к потере чувства голода, связанной с бесплодным израсходованием части пищеварительных соков, также и бессистемное засыпание ведет к привычным бессонице и утомлению.
Кроме сна ночью, должны быть промежутки полного отдыха среди дня, в виде лежания после обеда; в это время не надо ни читать, ни заниматься чем-либо; если имеется воз
можность— снять платье, ботинки, удобно улечься, вытянув ноги и руки, облегчив таким образом кровообращение.
Хорошо лежать в темноте при спущенных шторах, также как и спать ночью,— ранний рассвет, лучи солнца в лицо делают утренний сон прерывистым и беспокойным.
Отсутствие шума — важное условие полного отдыха, также как и продуктивной работы. Двери, окна должны быть непроницаемы, полы по возможности покрыты коврами, так как шум при работе создает привходящую утомляемость.
Надо помнить, что ни обед, ни дорога со службы домой, ни чтение газеты — настоящим отдыхом не являются, у нас же не делают никакого различия между работой и отдыхом: у нас
одно переходит в другое и сменяется одно другим без плана и определенной последовательности. Совершенно необходимо провести резкую грань между даже самой легкой работой и отдыхом, смешение одного с другим весьма нежелательно.
Вот сведения, взятые, мною из журналов нашей новой научной организации труда и которые я считаю необходимым знать женщине, отсталой в рабочих навыках, бессистемно и неумело старающейся догнать опередивших, а также всем матерям, женам, в руках которых так часто находится направление труда и условий отдыха их близких.
В. Павлова.