Общий вид Новороссийского порта.

СОРОК ЛЕТ НОВОРОССИЙСКОГО порта

Очерк Николая Сутырина.
30-го апреля исполнялась 40-я годовщина существования Новороссийского порта вообще и шестилетнее его суще
горах Шасугии черкесские сказатели былин поют песню:
— «Лесхако-курет» —а старики черкесы
Картина И. А. Владимирова «Бегство буржуазии из Новороссийска». Выставка АХРР, 1926 г.
ствование, как крупного южного Советского порта... У подножия Мархотского хребта овальным блюдом залегает историческая Цемесская бухта.
Как сама бухта, так и побережье вокруг древнего старика, Мархота, дышет историей всех народов и всех веков.
Задолго до времени Ассирийского царства здесь проходили полчища египет
ского царя Сезострнса Великого; остатки полчищ образовали на Кавказе племя лазов.
Здесь Язон со своими аргонавтами искал золотое руно, подступал Александр Македонский Со своими войсками, часть которых затем расселилась по Черномор
скому побережью. Знаменитое голодное шоссе, проложенное генералом Анненко
вым от Новороссийска до Сухума, частью проходит по старой римской дороге.
В 4-м столетии, верстах в двух от Новороссийска, около Суджукской грязевой. лагуны, генуэзцы строят свою тор
говую укрепленную факторию и наносят Цемесскую бухту на свои морские карты
под имонем^-«Кало-лимены» («Прекрасная бухта»).
В 1772 году на месте генуэзской фактории турки строят укрепление—«Суджук- Кале» («Мышиная крепость»),
А в годы царского покорения Кавказа на берегах Цемесской бухты разыгрывается тяжкая трагедия черкесского народа, бегущего от мечей кровавых завоевателей. Про эту историю и доныне в
вспоминают, как горели аулы, по лесам Черноморья бродили брошенные черкесские дети, а в Цемесской бухте при по
садке на утлые суда в громадном количестве тонули черкесы. Берег Цемесской
бухты в те времена был усеян людскими костями и костями черкесских стад, погибших от большой воды, от жажды.
После Адрианопольского мира на месте Цемесского укрепления стал г. Новороссийск, и только в 1888 г. с проведе
нием ж. д. ветки к главной магистрали Владикавказской железной дороги стал развиваться Новороссийский порт.
День сороколетия Новороссийского порта. Яркий итоговый показ двух исто
рических эпох России: эпохи монархии и эпохи социалистического строительства.
Царское правительство, руководимое не общегосударственными, а своекорыстными, а порой и династическо-родственными побуждениями, строило свою тор
говую политику, искусственно направляя вывозную торговлю к портам Балтийского моря и к австро-германской границе, несмотря на то, что при такой перевозке сибирский хлеб не выдерживал железнодорожного тарифа.
В этих же видах строилось большинство железных дорог; а юг с его выходом к Черному морю, с его богатым тылом в виде хлебородной Кубани, Терека, Дона, Поволжья, Сибири не принимался в расчет.
Оборудование порта пристанями производилось Владикавказской железной дорогой и производило впечатление скаредности, отсутствия государственного мас
штаба. Деревянные пристани были построены несуразно и благодаря отсутствию
Оборудованные жел.-дор. путями причалы в Новороссийском порту.