датель «Лиги прав человека , он самоотверженно и неустанно выступал защитником на политическом процессе ЦК румын
ской компартии, на процессе 270 коммунистов и, наконец, на татар-бунарском процессе. В мо
мент сильнейшего террора он разоблачил инквизиторов сигу
ранцы (румынской контр-раз
ведки), выпустив брошюрой со своим предисловием показания
замученных до смерти, и этим самым помог превратить местную кампанию в международную. На обратном пути со с‘езда .мень
шинства, он—69-летний старец,— подвергся нападению со стороны студентов-фашистов, и был ими тяжело избит. Мало того, ему вынесено было порицание союзом литераторов, в числе которых фигурирует и глава ,,сигуранцы“ Войнеску, а союз журналистов
прочел в Вене доклад о бедом терроре, царящем в Венгрии. Писатель призывал к междуна
родному протесту против насилий правительства Хорти. Доклад Впрбюсса произвел большое вие
Награждение тов. А. К. Гастева. Постановлением президиума ВЦИК‘а директор Цен
так как конкурирующие с ним коломбийс.кис кони в настоящее время закрыты и не работают. Второе место по экспорту зани
мают изделия из подаелочных камней, имеющие характер худо
жественных произведений: нудренницы, пепельницы, браслеты и различные скульптурные произведения. Над этими скульптурными произведениями рабо
тают художники II скульпторы.
Чехонин, Голубкина, Златовратский, Орлов и др. В качестве материала для них служат яшма, малахит и лазурит. На снимке: мозаичный пресс из разных камней но рисунку художника Орлова.
Анри Барбюсс о оелом терооре. Известный французский писатель Лири Барбюсс
трального Института Труда А. К. Гастев награжден за работу но созданию института орденом Трудового Красного Знамени.
Писатели в защиту Носта Фору. В ответ на травлю в Ру
мынии журналиста Коста Фору в исполком МОПР поступает ряд протестов от научных и общественных организаций Совет
ского Союза, в том числе протест и от имени всех литератур
ных организаций Москвы. Сын одного из основателей современ
ной Румынии, крупный помещик и боярин, бывший депутат и председатель союза журналистов, Коста Фору отказался от обще
ственных связей и снискал жгучую^ ненависть ныне господ
ствующей в Румынии клики своим бесстрашным выступлением в защиту угнетенных классов и национальностей, Предсе
исключил его из своего состава. На одре болезни Коста Фору за
явил: ,,Я вполне удовлетворен оказанной мне честью. Враги народа нападают на меня со всех сторон, но многие тысячи рабочих выражают мне свое сочувствие. Я чувствую себя окрепшим для предстоящей мне тяжелой борьбы “.
Наши самоцветы за границей. В последнее время трест ,,Русские Самоцветы4* зна
чительно расширил экспортные операции. Среди экспортируемых за-границу самоцветов на пер
вом месте стоят изумруды: за первый квартал их экспортиро
вано на несколько сот тысяч
рублен. В этой области трест является мировым монополистом в западно-европейских странах,
чатление на широкие массы трудящихся. Но уверениям буржуаз
ной печати выступление Барбюсса вызовет „дипломатические осложнения44, так как Венгрия будет протестовать против подобной „пропаганды44 коммунистов.
Дуан-Цзи-Жуй—нитайсний президент. Временный пре
зидент Китайской республики Дуан-Цзи-Жуй является главой аньфуистской (яионофильской)
партии. Занимал ряд должностей в армии. I о время образования первого республиканского правительства в 1911 году был назна
чен военным министром. С мая по июль 1913 г.- премьер.. В 1914 г.— военный министр. В
1915 г.— начальник главного штаба. В мае 1916 года Дуаи- Цзи-Жуй получил назначение премьер-министра с поручением образовать ответственный каби
нет. Вышел в отставку в 1920 г. после занятия Пекина войсками Чжан— Цзо-Лина и У-Пей-Фу. Осенью 1924 года в результате поражений Чжилийской партии
вновь занял пост председателя совета министров и пост временного президента Китайской рес
публики. В период развития национально- революционного дви
жения н Китае в 1925 году Дуан- Цзи-Жуй не примкнул к нему,а затем занял определенно враждебную к нему позицию, запрещая всяческое проявление на
родных чувств, как то: митинги, собрания, листовки и т. н. Дуан выступал противником народных армий, горячо поддерживая Чжан- Цзо-Лииа и придерживаясь японской ориентации. В начале ян
варя текущего года непопуляр
ность Дуан-Цзн-Жуя усилилась, раздавались громкие голоса, требующие его ухода. Особенно рез
ко выступали студенты во время происходивших в Пекине многочисленных демонстраций, в которых приняло участие несколько тысяч учащихся. Демонстрация проходила под знаком про
теста против интервенции Японии в Манчжурию под предлогом ох
раны Южно-Манчжурской жел. дороги. В результате Дуан-Цзи- Жуй обратился с циркулярным письмом ко всем провинциям, возвещая им свою отставку и пере
дачу власти кабинету. Вместе с тем в обращении своем Дуан не определял. точно срока своего ухода, и стало известно о попыт
ках в некоторых кругах, близких к правительству, повлиять на него в сторону изменения при
нятого решения. В самое недавнее время стало известно, что Дуан-Цзи-Жуй взял свою отстав
ку обратно. Причиной этого, но всей вероятности, является изме
нившееся соотношение военных сил различных китайских армий. Создавшаяся угроза для неко
торой части народных армий
в райопе Чжилийской провинции, и Пекина со стороны чжанцзолиновских генералов — является благоприятным для Дуан-Цзи- Жуя фактором, способствуя укреплению его сильно пошатнувшегося положения.
Новое начальство. Бывший член испанской директории генерал Хордона назначен ныне „генерал-директором44 Марокко,
управляющим вновь учреждаемой генеральной дирекцией Марокко. Еще одно новое „начальство44 в несчастном Марокко.
Отступные герцогу. Республиканское правительство бывш. великого герцогства Мекленбург-Стрелиц уплатило гер
цогу Карлу Михаэлю денежную компенсацию за отказ его от наследственных прав на трон гер
цогства. Это было бы вообще в порядке вещей республиканской Германии, если бы не следующая пикантная подробность. Дело в том, что герцог Карл Михаэль был прежде русским .подданным и сражался против Германии. В комиссии рейхстага представите
ли Мекленбурга оправдались тем, что участие герцога в войне про
тив Германии не. лишило его прав на наследование престола. Они сослались также на то, что пра
вительство Мекленбурга еще и по сейчас уплачивает одной из фавориток бывшего герцога еже
годную пенсию в 1.300 англий
ских фунтов, а, но их мнению, Карл Михаэль имел неизмеримо больше нрав на компенсацию, чем бывш. фаворитка, которой ее покровитель исхлопотал титул от... негритянской республики Либерии.
К сведению авторов.— По поводу непринятых мелких рукописей, редакция переписки с авторами не ведет. Мотивировку отказа (рецензию) автор мо
жет получить лично в редакции (по средам, от 1 до 3 ч. дня), либо по почто при условии присылки марок. Непринятые руко
писи сохраняются в течение трех месяцев.
Виктор Маргерит, известный французский писатель, ав
тор „Проститутки и других популярных романов выступил не
давно с разоблачением против старой лжи о „виновниках евро
пейской войны и попутно обрушился на тот пункт в Локарн
ском договоре, который, следуя
Версальскому пакту, говорит о ..виновниках войны . Статья Маргерита наделала много шума в Европе.
Стихи Веры И ибер но юмору и своеобразной своей сюжетности представляют исключительное явление в современной поэзии. Насыщенность действием, жизнерадостность и веселая непосред
ственность делают их одинаково доступными для читателей почти всех возрастов. В книжке, вы
ходящей в библиотеке „Огонек , собраны самые законченные и удавшиеся стихи талантливой поэтессы.

ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ

„ОГОНЬКА

В целях своевременного получения журнала и
библиотеки „ОГОНЕК , Главная Контора Изда
тельства ,,ОГОНЕК“ просит подписчиков, срок коих истекает в феврале месяце ЗАБЛА ГОВРЕМЕННО ПОСПЕ
ШИТЬ ВОЗОБНОВЛЕ НИЕМ ПОДПИСКИ НА
----------- МАРТ. ----------- Подписная цена понижена
до 40 к. в месяц
Условия подписки см. на
последней странице.

ОКНО В МИР