Что делают в Англии с неугодными властям людьми

„Все время, что я сидел в Вандсвортской тюрьме, я жаждал смерти .
О. Уайльд. „Письма аз тюрьмы .
Нет более беспощадной, безжалостной буржуазии, чем в Англии. Там буржуазия
правит веками: помазанник — не божий, а английских купцов и фабрикантов,— английский король творит их волю; цер
ковь, журналисты, юристы и даже врачи крепко охраняют устои; опыт накоплен этой самой старой буржуазией огромный; ан
глийская плутократия с собачьей чуткостью отмечает малейшее посягательство на ее интересы и с изощренной тонкостью расправляется со всяким своим врагом.
„В Англии короли не правят, но царствуют — так определяют права королей в Англии, т.-е. короли носят скипетр и держат булаву, но не хозяйничают. Между тем, член парла
мента присягает этой именно булаве.
Пусть попробует какой-нибудь воль
нодумец уклонить
ся от этой присяги, его об‘явят сумасшедшим и не толь
ко в том смысле, как московские ку
мушки об‘явили Чацкого сумасшед
шим, а в самом прямом смысле. Англий
ская история знает тому примеров не мало.
Полицейский инспектор Сайкс был уволен еще до евро
пейской войны за участие в стачке полицейских, добивавшихся своего права быть организованными в профсоюз. Сайкс, на
ивно веривший в „справедливость закона , вел тяжбу с властями десяток лет. Исчер
павши свое терпение, Сайкс стал порицать не только законы, но и законодателей и „хранителя законов. В действиях Сайкса было усмотрено покушение на „священную особу , — па короля; комиссия, состоявшая из крупнейших врачей, признала Сайкса сумасшедшим, и его посадили в психиатрическую больницу, несмотря на ка
тегорические заявления видных деятелей рабочей партии, что Сайкс нормальный человек.
Но не менее счастливы и те „преступники , которые попадают в тюрьму за на
рушение нравов и законов, создаваемых английской буржуазией в течение сотен лот ее власти. Как живется уголовным преступникам в тюрьмах ого величества ко
роля Англии, показывает история бунта в Петонвильской тюрьме 6 января 1926 г. В воскресенье 24 января 500 арестован
ных по окончании богослужения в церкви, проходя мимо начальника тюрьмы, устрои
ли демонстрацию, стали свистать и шуметь, и кричать: „Убийца! Кто убил Торнтона? . Торнтон был осужден на 18 месяцев тяжелой каторжной работы. Торнтон протестовал против обращения тюремной админи
страции, был посажен в карцер на хлеб и воду и в карцере повесился. Англий
ские газеты но сообщают подробностей об этом бунте. Но и этих скудных сведений довольно. Особенно тяжелым является по
ложение в тюрьме подавно осужденных коммунистов.
Двенадцать английских рабочих, двенадцать лучших коммунистов Англии были
арестованы по обвинению в агитации среди войск. В чем состояло их преступление? Как признал на суде сам представитель государственного обвинения—генеральный прокурор Хогг, преступление этих проле
тарских борцов заключалось в том, что они призывали английских моряков и сол
дат не стрелять в случае забастовки в
своих же... английских братьев и состер.. Обвиняемые вели открытую борьбу за ин
тересы пролетариата; ни у одного из них не было найдено ни бомб, ни оружия; обвиняемые известны всей стране, как муже
ственные борцы за освобождение эксплоатируемых и угнетенных. И вот поэтому-то
английской буржуазии нужно было убрать этих 12 борцов-пролотариев.
По английскому „закону печать не имеет права до суда обсуждать правомер
ность ареста и предания суду. В тишине, при гробовом молчании, наемники английского буржуазного правосудия приговорили 12 английских рабочих к 6 и 12 месяцам легких каторжных работ.
Как же живется нашим двенадцати товарищам в тюрьме самой богатой, техни
чески высоко-культурной страны? На это можно дать один общий ответ. В обращении с арестованными коммунистами проводится система, жестокая и непреклонная, имеющая одну цель — уничтожить противника.
Двенадцать коммунистов томятся в одиночных камерах: должны работать 10 часов в день; часть из них клеит целый день конверты, часть из них шьет ру бахи; один работает /на кухне. Только 30 минут аре
стованные проводят на воздухе; во время прогулки па дворе они находятся на расстоянии 30 метров друг от друга. Полу
чать книги со стороны не разрешается; узники могут получать одну книгу в недолю из тюремной библиотеки, где находятся книги исключительно богоугодного и бла
гонравного характера. Если вспомнить, что даже в царской тюрьме многие имели воз
можность получить широкое образование, то особенно ясной станет „культурность английской тюрьмы. Передавать пищу со стороны, совершенно жпрещено; арестованные должны удовлетворяться исклю
чительно тюремной пищей; курить нельзя; но зато 10 часов напряженной беспрерывной работы; никакие прогулы или перерывы недопустимы. Во всем машинная бездушная система; на помощь тюремному
надзирателю придет тюремный врач, а на помощь врачу —судья и т. д. Родные мо
гут писать раз в месяц письмо не больше одной страницы почтового листка, но — увы — и это не всегда доходит, несмотря на невинный характер писем родных. Сви
дания с родными разрешаются только раз в месяц на 15 минут. Во время свидания узник находится в одном углу комнаты, посетитель — в другом, между ними тюремный надзиратель и стол. Английские ком
мунисты не впервые попадают в тюрьму. Во время империалистической бойни многие из них томились по тюрьмам, вследствие своих энергичных протестов против бойни.
Делясь своими впечатлениями, побывавшие в английских тюрьмах отмечают, что весь ре
жим рассчитан на подрыв, ослабле
ние душевных сил осужденного. Ко всему вышесказанному надо приба
вить еще грубость, неумолимую педантичность надзирателей при проведении каторжных приговоров. Один това
рищ, вкусивший прелести англий
ской тюрьмы, еще до суда должен был нести каторжную работу. Товарищ должен был непре
рывно работать, смотреть в однусторону и не отвора
чиваться, и при каждой паузе или повороте грубый надзиратель шле
пал по голове и заставлял возобно
влять работу.
Известный английский писатель О. Уайльд нарисовал „ужасную картину состо
яния английских тюрем, где голод и телесные наказания, отсутствие самой элементарной гигиены и почти полное отсут
ствие врачебной помощи делают режим бо
лее варварским, чем в самые первобытные времена”. Ироф. Жирмунский в своем предисловии к книге Уайльда: „В тюрьме и цепях* (Изд. „Время 1924 г.), с полным правом пишет: „Не удивительно, что два года пребывания в подобной тюрьме положили конец художественному творче
ству Уайльда . Да, английские тюремщики могли уничтожить эту тонкую индивидуаль
ность, но английской буржуазии но удастся сломить боевого духа английских ’ комму пистов.
Почти каждое воскресенье рабочие идут к тюрьме. Их клики доносятся до арестованных, которые даже иногда узнают зна
комые голоса. Недавно исполнился день рождения одного из арестованных. Ты
сячи рабочих послали поздравительные открытки. Тюремная администрация, конечно, их задержала. Теперь рабочие собирают подписи для подачи петиции-про
теста парламенту. Десятки — сотни тысяч
собираются. Кампания за освобождение арестованных превращается в широкое могучее пролетарское движение.
Попытки буржуазии задушить, обессилить борцов пролетариата разбиваются о могучие волны рабочого движения. Тут не поможет никакая машина английского бездушного капитала.
Д. Ихок.
Ц. К. английской коммунистической партии в Вандсвортскон тюрьме. Верхний ряд: Мерфи, Галлахер, Уол Га,н- нингтон. Средний ряд:—Гарри Поллит, Кэнт, Винтрингэм, Инкшш. Нижний ряд: Дж. Кэмпбелл, А Мак-Манус,
Реет, Пэдж Арнот, Т. Белл.