УБИЙЦА ДВАДЦАТИ ШЕСТИ КОМИССАРОВ

Дело Фунтикова в Баку
В комендатуре Бутырской тюрьмы секретарь Верховного Суда т. Буш (сидит) об*являет Фуитикову о назначении его дела к слу
шанию и передает обвинительный акт. Фот. А. Шайхета.
Состав краевого закаспийского правительства. В центре группы сидит Фунтиков (Х).
С первых же дней своего прибытия в Асхабад, англичане начали вмешиваться в дела краевого правительства, которое нм во всем подчинялось.
Так, по настоянию Тиг-Джонса была организована комтр-разведка, во главе которой стал продавшийся англичанам с. р. Дрышкин.
В итоге вся власть перешла в руки захватчиков, с чего и надо считать начало английской оккупации в Закаспийском крае.
Об убийстве бакинских комиссаров уже много писалось. Поэтому можно ограничиться приведением лишь нескольких хро
нологических деталей. 31-го июля в Баку был произведен контр-революциопиый переворот, а 14-го августа комиссары-больше
вики, пытавшиеся пробиться в Астрахань, были арестованы и брошены в тюрьму. 13-го сентября Баку был занят турками и соглашательское правительство вместе с- англичанами бежало. Далее события идут еще более ускоренным темпом: 16-го сен
тября пароход «Туркмен», увезший из Баку
арестованных комиссаров, прибыл в Красповодск, а па следующий день комиссары были свезены на берег и заключены в тюрьм^. В ночь с 19 на 20 сентября 26 человек из
15-го апреля выездная сессия Верховного суда СССР начала слушать в Баку дело бывшего председателя Закаспийского (белогвардейского) краевого правительства Ф. А. Фунтикова, с именем которого связан мрачнейший эпизод гражданской войны: расстрел 26 комиссаровбольшевиков, членов Бакинского Совета. Фунтикову пред явлено обвинение в восстании против советской власти, сношениях с иностранными интервентами, казнях коммуни
стов и организации убийства 26 бакинских комиссаров.
Федор Ариапович Фунтиков—рабочий-железнодорожник. К революции он приобщился четверть века тому назад, и уже в 1905 году был партийным работииком-«подполыциком». Октябрьская революция застала Фунтикова в Закаспийском крае, где он был видным членом партии с. р., пользовавшимся большим влиянием на рабочих-железнодорожннков.
Настает лето 1918 года. Фунтиков совместно со своими товарищами но партии ведет пропаганду против большевиков и советской власти.
Наконец ему удается двинуть вооруженных асхабадских рабочих против находившегося в Кизил-Арвате уполномоченного Туркестан
ской республики Фролова: отряд последнего был уничтожен, сам Фролов пал в бою, обороняясь в Кизил-Арвате. С этого и начинается закаспийская контр-революция: почти одновременно с избиением красноармейцев в Кизил- Арвате был разогнан белыми Асхабадский Совет, а несколько позже заняты Петровск, Красно
водск и Мерв. При захвате последнего был арестован и немедленно же расстрелян посланный ташкентским совнаркомом для умиротворения Прикаспийского края т. Полторацкий.
Сейчас же по захвате края эс-оры принялись за организацию «местного правительства», во главе которого стоял тот же Федор Фунтиков.
Г- . 40н первым же делом принялся за расправу
с большевистскими работниками: 9 асхабадских комиссаров Батишнов, Молинов, Житни
ков, Розанов, Петров, Телдип, Холостов, Смелянский и Хренников были расстреляны при восходе солнца 24-го июля 1918-го года.
числа арестованных были погружены в вагон экстренного поезда, шедшего в сторону Асхабада. Между станциями Ахча-Купма и Пере
вал, на 207 версте, поезд был остановлен, комис
сары выведены из него и избиты самым зверским образом. Избиение комис
саров производилось.; ЭСэрами-боевиками но I непосредственным руковод
ством членов краевого правительства и началь
ника штаба английских войск капитана Тиг- Джопса. Последний остал
ся доволен «техническим выполнением» убийства и несколько дней спустя в беседе с Фуитиновым говорил, «что вполне удовле
творен». По соглашению между Фунтиковым, Тиг
ции себя» в глазах английского начальства. Любопытно отметить, что в Фунтиковскнх ме
муарах нет ни строчки о трагической учаетш 26-тн бакинских комиссаров. Выйдя на свободу, Фунтиков отщзавился па Северный Кавказ и по окончании гражданской войны обос
новался на хуторе Ляпичево, Сталинградской губ., где и’ прожил до момента своего ареста, т.-е. 11-го января 1925 года. Сталинградский следователь Верховного Суда т. Гальнерим, ведший дело, рассказал следующее об обстоятельствах сопутствовавших аресту Фунтикова. Фунтиков жил на хуторе Ляпичево, со
вершенно затерявшись в гуще местного насе^ лепил. Сперва он, конечно, Держал себя осто
рожно, но йотом «осмелел» и стал рассказывать о своем революционном прошлом и в частности о подпольной работе в 1905 г.
Местные органы заинтересовались старым революционером, живущим на Ляпичсвском хуторе.
В конечном итоге удалось установить тождественность проживавшего в Ляпичеве Фунтикова с председателем Закаспийского краевого
Джонсом и началь’ ником английской контр-разведки с.р. Дрышкиным, факт расстрела было рещено скрыть, об‘- явить, что бакинские комиссары увезены в Индию.
Гарантийная расписка, выданная генералом Малиссоном.
Использовав, насколько это было воз
можно, эс - эровское правительство, ан
гличане заставили его 2 января 1919 года сложить полномо
чия, выбран был из
их среды «комитет спасения», в который введен был па правах полномочного члена начальник английской коитр-разведки Дрышкин. С этого времени в Закаспийском крае установилась уже ничем не прикрытая диктатура англий
ского командовании. Фунтиков был не только
лишен власти, но и посажен в тюрьму, где и пробыл до весны 1919-го года. Здесь он и написал свои знаменитые мемуары, предназначавшиеся, очевидно, для «реабилита
правительства, что и послужил^ причиной ареста н привлечения Фунтикова $ к с>ду .
Почти целый год длилось предварительное следствие по делу Фунтикова. Фунтиков со
знался во всем, за исключением участия в убийстве 26-тн комиссаров.
Я. Григорьев.