Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

№ 18 (162). 2-го мая 1926 г.

В. И. Ленин на Втором Конгрессе Коминтерна

Художник И. И. Бродский в Андреевском зале кремлевского дворца (сидит справа) набрасывает портрет В. И. Ленина. Снимок был сделан во время одного из заседании II Конгресса Коминтерна в августе 1920 г. Опубликовывается впервые. (В одном из ближайших номеров
«Огонька» будут напечатаны воспоминания т. И. И. Бродского о В. И. Ленине).

КАК ПРОВОДИЛ ЛЕНИН ПЕРВОЕ МАЯ

Владимир Ильич придавал особое значение празднику первого мая. Никогда, ни в один день новых наших революцион
ных праздников, кроме праздника в честь и славу Октябрьской революции, Вла
димир Ильич не был так оживлен, так радостен, как в этот торжественный день международной солидарности мирового пролетариата.
И за границей, и в России он всегда принимал участие в этом празднике, в этой демонстрации рабочих. Еще в те отдаленные теперь от нас годы, когда нам пр».
ходилось подготовлять первомайские де
монстрации под непосредственным дозо
ром царского правительства, когда тайная и явная полиция вместе с черносотенцами и добровольными старателями принимали все меры для борьбы против первомай
ских демонстрантов, когда все рабочие, все члены нашей в то время еще не
легальной партии, выходя на улицы в
этот день, должны были прощаться со своими близкими, ибо никто яе знал, вер
нется ли он обратно домой или будет отправлен с улиц и- площадей прямым ходом в тюрьму,—и в то славное и героическое время непосредственной борьбы с самодержавием Владимир Ильич принимал всегда самое живейшее участие в подготовке первомайской демонстрации. Он писал самые пламенные воззвания, статьи, прокламации, всех звал на демон
страцию и, будучи эмигрантом, а потому лишенный возможности непосредственно участвовать в то годы в выступлениях нашего российского пролетариата, тре
петно ждал и волновался известием о том, как прошло первое мая в России, посвящая страницы ближайших номеров редактируемых нм газет,—будь то «Искра» или
«Вперед», или «Пролетарий»,—огромной хронике первомайских событий, происшествий, выступлений.
В 1917 году Владимир Ильич, вернувшись из Швейцарии в революционную Россию, принимал самое живейшее уча
стие в демонстрации первого мая. Эта первая маевка в освобожденной от царского гнета нашей стране прошла с вели
чайшим энтузиазмом. В Петрограде она приняла особо грандиозные размеры. Я никогда не видел столь огромной демон
А. И. Ленин, 1-го мая 1920 года.
страции, воодушевленной, вдохновленной, полной решимости. Это действительно был смотр всех боевых сил революционной красной столицы страны. Вла
димир Ильич все время был на улицах и
в автомобиле об езжал рабочие кварталы и центр города. Часами двум дня он при
ехал на Марсово поле, куда подошли
со всех сторон грандиознейшие колонны демонстрантов. Всюду реяли красно-алые знамена в таком огромном числе, как никогда и нигде я не видел ни в одной демонстрации в мире. Среди знамен, флагов и полотнищ с надгшепмп всюду вид
нелись транспаранты, плакаты, изобра
жения, символические картины, портреты вождей.
Огромное .поле было залито народом. Ораторы говорили с трибун. Толпа жадно внимала,сохраняя изумительную тишину.
Мы под ехали неожиданно. Владимир Ильич вышел из автомобиля и неспеша двинулся к народу. Его быстро узнали, и вдруг тишина сменилась вихрем, потрясающим порывом восторженных кли
ков. Ораторы должны были остановиться. Все повернулись к Владимиру Ильичу, приветствовали его маханием шапок, кликами, рукоплесканиями, махали плат
ками, неслось «ура 1», оркестры грянули марсельезу, в то время еще очень попу
лярную, знамена склонялись, флажки и флаги метались в воздухе, все пришло в какое-то нервное возбужденное и возбу
ждающее движение, в бурное ликование, и энтузиастический восторг охватил всех и нес свои дары от сердца революцион
ного пролетариата к сердцу великого вожди всесветной революции.
Владимир Ильич спокойно, словно не
обращая никакого внимания на это все
Воспоминания Влад. Бонч-Бруевича