Первое мая на крыше мира

Толпы демонстрирующих жителей 1-го мая па посту Хорог, на плоскогорье Памир.
латышских полков, посовещавшись,— тогда вершили дела полковые комитеты,— несмотря на протесты начальника парада, самовольно снялся и ушел с Ходынки. Мы были в толпе гуляющих и бродили по полю. Владимир Ильич терпеливо дожи
дался начала парада, но военные власти медлили. Когда мы увидели уходивший самовольно полк, Владимир Ильич усмехнулся и сказал:
— Ну и ну, нельзя сказать, чтоб дисциплинка в нашей Красной армии была бы образцовой! С такими порядками далеко мы не уедем. Будьте добры,—обра
тился он ко мне,-—немедленно назначить следствие о нарушении этой частью самой основной воинской дисциплины и сообщить мне, кто там комиссар, кто военный начальник, и вообще все...
По заведенному порядку, я тотчас же, здесь же на поле, написал служебные записки и с курьерами разослал приказы о назначении следствия по распоря
жению Председателя Совнаркома над нарушившей дисциплину воинской ла
тышской частью. Приказ комиссару был доставлен на квартиру полка ранее, чем он вернулся к себе домой, и ошеломленное начальство, вероятно, не знавшее о присутствии на поле Владимира Ильича, через два часа было в Управлении Делами Совнаркома со своими объяснениями.
Парад начался. Воинство наше того времени было еще расхлябано: не было ни выдержки, ни достаточной дисципли
ны, но все-таки это был первый смотр
вновь сколачиваемой армии. Владимир Ильич радовался этому первому шагу п говорил всем, что над армией нам надо будет очень и очень работать.
Я передал здесь же на поле Льву Давидовичу распоряжение Владимира
Ильича, и «строжайшее следствие», как приказал с своей стороны военный комиссар нашей молодой республики, тотчас
же закипело. Оно было показательно и нравоучительно для всех остальных частей, а Владимир Ильич пристально сле
дил за следствием и сильно попенял на военное начальство за опаздывание, за начало парада не во время, почему «люди
утомлены» и получилось нарушение равно для всех обязательной военной дисциплины.
Так всегда и везде был верен лучшим революционно-коммунистическим традициям Владимир Ильич, требуя от всех при всех обстоятельствах самой честной справедливости и полного и безраздельного выполнения общественного долга, возложенного или партией, или советским правительством.

Владимир Бонч-Бруевич. КЛЯТВА ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА

Картина художника Парамонова, приводимая на снимке, изображает эпизод из революционной борьбы 1905 года—похороны убитых у тюрьмы рабочих, пытавшихся освободить политических заключенных из Севастопольской тюрьмы (20 октября 1905 г.). Лейтенант Шмидг произносит клятву у могил погибших: «Мы будем биться до последней капли крови, но политическую свободу не отдадим». Картина написана художником по указанию активного участника Севастопольского вооруженного восстания 1905 года-И. Горбенко. Хранится в Алешковском художественно
археологическом музее.