бичевать войну. «Да здравствует пацифистское искусство!» — вопила печать империалистических стран.
ПацифиОтцкКа фильмы выпускаются одна за другой и, интересно указать, при обяза
тельной поддержке... военных министерств. На первый взгляд — странное явление: военное министерство в роли пропагандиста пацифизма. На самом же деле — это в порядке ве
щей. Поддерживая и Даже развивая пацифизм, военные) министерства гарантируют для себя «споксйствие» работы. Точь в точь, как имперкцяксты-вразоружигели» в Женеве.
Пацифистские фильмы замазывают социальные корни империалистических войн. «Война— это несчастье. Солдат ничего не может сделать
против войны. Он выполняет свой долг. Надо убедить правитешьства в жестокости, ненужно
сти, анткчейовечности войн», — пишет французский буржуазный киножурнал «Синема».
«Война есть продолжение политики, но другими средствами» — говорил Ленин. Войны империалистические есть продолжение «мир
ной» политики грабежа колоний, конкуренции, борьбы за новые рынки, за новые сферы приложения капитала.
Основной тезис пацифизма: войны можно уничтожить в условиях капитализма. Основной тезис марксизма-ленинизма: империалистиче
ские войны будут окончательно уничтожены тргда, когда окончательно будет уничтожен капитализм, неизбежно порождающий и вос
производящий все новые и новые войны. А поэтому борьба против войны есть революционная борьба против самой капиталистиче
ской системы, против империалистических правительств.
Когда пацифистская фильма показывает ужасы войны, гибель сотен тысяч людей на полях сражений и не делает отсюда никаких социальных выводов (во имя чего война, как из нее выйти), то эта фильма обманывает трудящегося зрителя тем, что сеет иллюзии о возможности избегнуть этих ужасов путем пропаганды пацифизма.
«Война лежит в природе человека. Выхода из войны кет» — говорят пацифисты через свои фильмы. Ложь! — отвечаем мы. Война — по
рождение капитализма. Выход из войны — гражданская война против отечественной бур

жуазии, против своего империалистического правительства.

Замазывая социальные корни империалистических войн, пацифистские фильмы (например,
«На западном фронте без перемен», «Вест
фронт» и др.) зовут к борьбе против всякой войны. Они расслабляют классовую волю про
летариата, его боевой пыл, желание драться с оружием в руках против своих классовых уг
нетшей. Пацифистские фильмы агитируют против гражданской войны пролетариата с буржуазией, единственой справедливой войны, когда миллионы рабов капитала поднимают оружие против кучки остерзенелых империалисти

ческих хищников, заливающих человечество кровью.

Появление! пацифистских фильм и романов, пьес и т. Д., усилившееся особенно за послед
ние годы, есть верный признак того, что война близка. Капиталистический мир задыхается. Империалисты ищут выхода из тупика, в кото
рый зашла капиталистическая система, в новых войнах, в новом, бешеном натиске на жизненный уровень пролетариата.
Пацифистская кинопропаганда за границей тесно/ переплетается с пропагандой самого оголтелого милитаризма. «Легион осужден
ных», «Полет», «Балаклава», «Горы в пламени», «Последняя рота» и др. фильмы раздувают зоологический шовинизм, культивируют мили
таризм, «красивость войны», ее романтику. Эти фильмы густо напоены ядом национализ
ма, Без всяких пацифистских украшений в этих фильмах культивируется война. Особенно показательны в этом отношении такие филь
мы, как «Полет» и «Легион осужденных», ряд т. н. «ковбойских» и вульгаризующих историю «военно-исторических» фильм.
Есть в советской кинематографии товарищи, которые утверждают, что в буржуцз/ном ки
но отсутствует всякая социальная налравденвЬсть. Ничего подобного! Кино з(а границей является надежнейшим проводником рлиЦная буржуазии на пролетариат, а сейчас оно от
крыто становится на службу новой войне и, прежде всего, войне против Советского Союза. Не подлежат сомнению, что во время самой войны кино станет сильнейшим милита
ристическим агитпропом. Уже опыт войны 1914—1918 гг., при слабой еще в то время тех
нической кинобазе, показал, что фильмы были неплохим средством «боевой зарядки» солдат, а в нашем квноархиве кинематографисты могут посмотреть не один номер, например, поль
ской кинохроники с показом «большевистских зверств».
Специальные фронтовые фильмы создавались Десятками и в срочном порядке транс
портировались на позиции. Фильмы, обозы проституток, продажная буржуазная литерату
ра, социал-фашистские лидеры, попы — все это было мобилизовано Для того,, чтобы убить в обманутом солдате всякие попытки «рассуждать» и сделать из него послушного раба,