На крайнем севере

СТРАНА ЗАГАДОК

Какое могут иметь значение героические путешествия в страшные полярные страны, путешествия, подобные предпринятому ныне Амундсеном? Не разум
нее ли было употребить деньги на чтонибудь иное и уберечь от риска жизнь людей, несомненно, выдающихся? На что нам полюс? Какая может быть польза от того, если в Ледовитом океане, в его недоступнейшей части, найдутся не одна, а даже три «Земли Гарриса»?
Несколько десятков лет тому назад ответить на вопросы такого рода было бы необычайно трудно. Говорили о красоте подвига ради него самого, о необходимости исследований с целями чисто-научного характера.
Ставили вопрос в плоскость чисто спортивную — «интересно потому,
что трудно». Но никто не думал о каких-нибудь ре
альных выгодах от новых открытий или исследований.
Б наши дни мотивы исследования полярных обла
стей приобрели со
вершенно другой характер. Правда, и теперь исследо
ватель крайнего юга и севера во
оружается нередко кое-какими лозун
гами спортивного характера и почти всегда берет с собой инструменты для производства чисто-научной ра
боты, без мысли
непосредственного использования результатов ее для целей практических. Но
можно сказать определенно: громадное большинство руководителей полярных экспедиций в послевоенное время твердо
знало те практические цели, которые достигались удачным завершением их предприятий. Иначе говоря, следствием боль
шинства крупных экспедиций были известные акты политического или экономического значения. Достаточно вспом
нить о присоединении Англией всего
Антарктического материка вскоре после достижения Южного полюса Скоттом, о спорах за остров Врангеля или о ре
зультатах большой научной экспедиции,
имевшей последствием присоединение к Норвегии всего Шпицбергена и разработку его горных богатств.
Теперь человечеству далеко не без
различно существование земель в большом бассейне Ледовитого океана, в той части его, о которой мы ничего не внаем. Последние десятилетия дали людям крупные победы на культурном фронте севера.
Шпицберген, Аляска, часть Гренландии и наша Новая Земля начинают приоб
щаться к общей культуре и заселяются. Современная техника без особенных трудностей справляется с постоянной по
лярной ночью, с холодом и с трудностью сообщения с далекими островами Ледови
того океана. Радиотелеграф обеспечивает постоянную и верную связь с пионерами культуры севера.
В то же время вырисовывается и дальнейшее развитие жизни в этой области. Окраинам ее принадлежит великое бу
дущее. Оно недалеко. Вероятно, еще наше поколение будет свидетелем осно
вания новых го
родов и гаваней, когда через пусты
ни севера пройдет воздушный торговый и пассажир
ский путь, кото
рый вызовет к жизни новые по
селения и города в местах товарообмена. Ведь кратчайшие пути менаду всеми оживленнейшими тор
говыми центрами Старого и Нового света пролегают как раз но север
ной полярной обл асти. Для осущ ветвления этих кратч8шицх путей обследование их необходимо. На
хождение какойнибудь новой земли или даже не
большого острова на северной линии сообщений между Европой, Амери
кой и Азией было бы фактом чрезвычай
ной важности. Чем больше окажется в Ледовитом океане суши, тем легче и безопаснее будет воздушный путь, ибо только на суше возможно устано- Постоянная магнитная станция СССР на Повой Земле, самая северная в мире.
Очерк и снимки И. В. Пинегина.