У танкистов

П. ТРОЯНОВСКИЙ

Фото Б. Дмитриева

Мы вошли в просторный кабинет начальника штаба. Навстречу изза стола поднялся высокий, седеющий полковник с четырьмя рядами орденских планок на груди. Он был осведомлен о целях нашего приезда и, ознакомившись с документами, сказал:
— Подразделение, которым вы интересуетесь, сейчас на выходе. Вернется оно к вечеру. Будете ждать или отправить вас туда?
— Где оно? — поинтересовались мы.
Полковник снял телефонную трубку и приказал запросить по радио у гвардии подполковника Любимова о его местонахождении.
Пока шли переговоры, мы разглядывали висящую на стене большую, в полстены, схему боевого пути танкистов-гвардейцев. Жирные красные линии и стрелы тянулись из-за волжских степей к Москве, бере
гом Волги шли к Сталинграду, устремлялись к Курску, делали изгиб к Днепру. На многих фронтах Отечественной войны сражалась эта гвардейская танковая часть, и ратный путь ее был закончен в районе столицы Чехословакии. Освобожденные и взятые города, за которые часть получала боевые награды, были отмечены на схеме красными флажками.
— Любимов сейчас в лесу у деревни Д., — сказал полковник. — Я дам вам сопровождающего, и вы скоро будете у него.
Посмотрев карту и сославшись на фронтовой опыт, мы отказались от сопровождающего и поехали к деревне Д. одни.
В Д. наша машина была через сорок минут. Но здесь мы, как ни старались, никак не могли обнаружить ни одного танкового следа. Огромные грозные машины, ход которых гулко отдается по земле, словно в воду канули.
Наконец во втором часу дня в самой чаще леса вдруг раздался зычный голос:
Взвод гвардии лейтенанта Мартынова является лучшим в соединении, н а снимке (слева направо): командир танка гвардии старший сержант А. В, Буторин, командир взвода гвардии лейтенант А. М. Мартынов,

командир танка гвардии сержант И. Д. Лрекель.

На привале. В подразделение пришли свежие газеты. Интересно, что делается в нашей стране? Командир роты И. И. Пузанов (второй справа) и его
танкисты читают «Красную звезду». Слушают чтеца гвардии старшину Н. 3. Зиннатора командир орудия гвардии старший сержант А. «Р. Сажин

(справа) и заряжающий гвардии младший сержант В. М. Гладин.

— Стой! Кто едет?
В первое мгновенье мы увидели длинное дуло пушки, поднятое над нами, и уже потом загорелого, туго затянутого ремнем танкиста.
— Машину оставьте здесь, а сами идите на поляну, — сказал танкист, выслушав нас.
Оказалось, что на этой поляне мы были, но ничего не нашли. И только сейчас, внимательно рассмотрев опушку леса, можно было заметить среди деревьев громады тщательно замаскированных машин.
Здесь танкисты ожидали приказа командования. Многие из них лежали в щелях прямо под танками, некоторые расположились груп
пами и слушали беседы агитаторов и чтецов газет, иные просто вели беседу. Около одной из таких групп мы остановились, желая узнать, о чем говорят танкисты.
— Только перешли реку, — вполголоса говорил один, — командир кричит: «Направо в кустах пушка!» Я исполнил все его команды, а пушку «противника» не вижу. Сказать об этом стыдно, а время идет. Вот-вот он скомандует «огонь». Где же она, проклятая, думаю? А она стоит в кустарнике, и только краешек дула виден. «Огонь!», Ударил, а у самого сердце прыгнуло. Вдруг не попал? Командир говорит: «Моло
дец, старший сержант Сажин! Не зря вы столько времени потратили на тренировку. Цель поражена». ...Вот как я сделал мой первый выстрел боевым снарядом на выходе. Сейчас мы вроде как целую боевую академию прошли...
Много разговоров велось и о сегодняшнем ночном форсировании реки. Особенно одобрительно обсуждались действия танкистов командира Пузанова, участника Великой Отечественной войны.
На многих машинах рядом с закалёнными танкистами занимают свое место молодые воины. У них мало опыта, но они старательно прислушиваются к бывалым солдатам и проходят, как говорит старший сержант Сажин, «боевую академию».
Командир подразделения гвардии подполковник Любимов — носитель опыта Великой Отечественной войны. Всю войну он провел в танке.
С Любимовым нам не удалось поговорить обстоятельно, так как по радио был принят новый приказ командования. Подполковник собрал офицеров, объявил им свой решение, и через несколько минут все подразделение в боевом походном строю уже следовало к месту, где было обнаружено скопление «противника».
Танки подняли тучу пыли, задрожала земля. Грозная колонна неслась вперед уверенно. Вот так когда-то шли советские танки по по