В СТАРИННОМ РУССКОМ ГОРОДЕ

Петр САЖИН
Фото Г. Дубинского
Специальные корреспонденты «Огонька
В трехстах километрах от Москвы, на высоком берегу Волги, стоит один из чудеснейших рус
ских городов, сочетающий в своем облике романтическую неповтори
мость прошлого и выразительную прелесть настоящего.
В 1949 году этому городу исполняется 925 лет. Он был заложен Ярославом Мудрым.
Возникновение города связано с легендой, символы которой сохранились до наших дней.
По преданьям седой старины, князь Ярослав, во время одного
из походов достигнув высокого мыса, возвышающегося над Вол
гой при впадении в нее Которосли, пораженный красотой открывша
гося перед ним вида, приказал разбить здесь лагерь. Дивная
природа пленила сердце князя, и он подолгу простаивал в одиноче
ства на высоком утесе, любуясь дремучими лесами, склонившимися над величественной рекой.
Вольным жителям этих . мест, раскинувшим свои курные избы в ближнем овраге, не по сердцу пришелся затянувшийся визит
Ярослава, и они выпустили на него медведя, содержав
шагося в клети. Князя спас один из телохранителей, секирой рассекший голову мвдведя. И вот, как гласит легенда, в честь чудесного избавления от опасно
сти Ярослав повелел основать здесь город, который и доныне носит его имя.
Сколько правды в этой легенде,— сказать трудно. Но недалеко
от называемого места лежит овраг, который сохранил наимено
взние Медвежьего. Медведь и секира были в прежние времена эмблемой в гербе Ярославской губернии.
Но Ярославль приметен не только почти тысячелетней историей. Нынешний Ярославль — красивый город, с широкими улицами, стройными ансамблями площадей, бульварами и новыми магистралями, застроенными много
квартирными домами. Строгой прямотой улиц Ярославль напоминает Ленинград.
Новые дома, построенные за годы пятилеток, заняли места лачуг и отживших свое время купеческих особняков; они выросли на пустырях и окраинах города.
Сложная была задача у градостроителей, воздвигавших новые здания на площадях древнего, складывавшегося векзми города. Но они сумели, сохранив памятни
ки древности, сделать заметными, яркими и новые сооружения.
Одна из лучших улиц Ярославля — Советская. Она связывает два совершенно различныя ансам
бля: Красную площадь и Советскую. Первая застроена в наше время, вторая — три века тому назад.
Советская улица в недалеком
прошлом состояла из приземистых особнячков. Теперь это проспект, залитый асфальтом, украшенный деревьями и газонами, застроенный новыми, светлыми зданиями.
В Ярославле много памятников русского зодчества XVI и XVII веков, вызывающих восхищение не только знатоков архитектуры, но и простыя, не искушенных в тонкостях архитектурного искусства людей. Среди архитектурныя шедевров города гениальный образец русского зодчества — колокольня церкви Рождества Христо
ва, что стоит на Февральской улице. Она построена в XVII веке. Это один из самых совершенныя памятников ярославского зодчества.
Другие замечательные произведения русского зодчества в Яро
славле — знаменитые церкви Ильипророка и Иоанна Златоуста — принадлежат к числу архитектур
ныя памятников мирового значения. «Ярославская школа» XVII ве
ка оставила глубокий след не только в развитии русской национальной архитектуры, но и в истории монументальной живописи.
Шедевры старинного ярославского зодчества создавали не архитекторы, а ярославские камен
ныя дел мастера: Карп Губа, Иван Парфенов, Федор Денисов, Доро
фей Мякишев, Антон Филиппов и другие. Эти мастера остро чув
ствовали законы архитектурных пропорций и никогда не нарушали их. Они работали в Москве (в Кремле) и в других городах России, — по всей стране стоят их памятники.
И когда смотришь в Ярославле на творения этих русских зодчихгамородков, — они захватывают своей чарующей стройностью. Но стоит отнять взгляд от чудесной старины, кинуть его на новые ули
цы, проспекты, бульвары, и вы с радостью ощущаете, что ярослав
цы оказались достойными наследниками художественного богат
ства своих пращуров, создавая новый, социалистический Ярославль.
Кто в прошлом бывал здесь» тот помнит булыжную площадь у Московского вокзала, помнит въезд в город по тряской дамбе, свалки на «Стрелке», что высоким мысом нависла над Которослью. Сегодня приезжий человек, миновав вокзал, оказывается на гладкой, буд
то отполированной площади с прелестным молодым сквером, обнесенным чугунной решеткой. Здесь приезжий найдет трамвай и автобусы, которые доставят его в лю
бой конец города и в отдаленные, выросшие за годы сталинских пя
тилеток промышленные районы. Сорок пять автобусов курсируют на линиях. Трамвайные поезда идут почти бесшумно по дамбе. Полотно дамбы также залито асфальтом, огорожено красивой чугунной
Пятикилометровая набережная, опоясывающая берега Волги и Которосли.
Театр имени Волкова.