Кто был в Ярославле до революции, помнит въезд в город по тряской дамбе.Так выглядит дамба сегодня.
решеткой, обсажено деревьями и освещено молочным светом электрических фонарей, установлен
ныя на металлических столбах. Из
«черного хода» старого, купеческого города дамба превратилась в парадную аллею нового, социалист.ического Ярославля.
В Ярославле любят зелень. Самые лучшие места в городе занимают два парка и девять садов. Только за последние годы высаже
но свыше ста тысяч деревьев и кустарников.
К услугам гостей город располагает четырьмя гостиницами, Од
на из них выстроена совсем недавно.
За короткое время в городе залиты асфальтом пять больших площадей и двадцать три улицы.
Во время нашего пребывания в Ярославле заканчивались основные работы по вводу первой оче
реди автоматической телефонной станции, рассчитанной на 10 тысяч номеров. По плану пятилетки, станция должна войти в строй лишь в 1950 году. Но ярославцы включают 5 тысяч номеров уже в текущем году.
Гордость Ярославля — пятикилометровая набережная, опоясы
вающая берега Волги и Которосли. Ни в одном другом из волжских городов нет такой благоустроен
ной эспланады. Она вся залита асфальтом, обрамлена газонами, обсажена липами, обнесена чугун
ной решеткой. Два километра этой чудной прогулочной трассы, от Арсенала до Кремля, построены во время войны, в 1944 году, в течение 75 дней! Жители всех семи районов города во главе с секретарями райкомов и горкома пар
тии работали на ее постройке. Около ста тысяч человек создава
ли проспект над Волгой и Которослью. В центре его преобразованная «Стрелка» — самое любимое место горожан. Правда, раз
битый на плацу у «Стрелки» парк еще не дает тени: на это нужно время. Но зато какой чудесный вид. открывается отсюда на заволжские дали и на пойму Которосли!
Ярославль — не показательный город. В нем много еще нужно сделать. Текстильщики, представи
тели самого старого отряда ярославских рабочих (их предприятие, комбинат «Красный Перекоп», уже отсчитывает третье столетйе), давно ждут активного вторжения архитекторов, дорожников, электриков и садовников в свой Красно-Перекопский район.
Не все еще улицы Ярославля удостоены внимания благоустроителей. Но все же размах строи
тельства и строгая выдержанность
в стиле, господствующие здесь, могут служить примером для многих городов.
Ярославль — город энтуэиастов благоустройства. Рабочие тормоз
ного, паровозоремонтного, механического № 1 и Пролетарского заводов отливали решетки и столбы для фонарей. Коллектив деревообделочной фабрики построил 45 автобусных кузовов.
Дзреволюционный Ярославль имел около 400 тысяч квадратных метров жилой площади, а к кон
цу этого года жилой фонд Ярославля составит 1 миллион 300 тысяч квадратных метров. Мощность водопровода увеличилась против старого в 15 раз.
Крупный областной промышленный центр за все девять веков своего существования не знал таких темпов строительства. Это и не удивительно. Раньше здесь основу деятельности составляли торговля и текстильные мануфак
туры, учрежденные ещё при Петре Первом. Теперь в центре эко
номики металлообрабатывающая и резино-химическая промышлен
ность и на третьем месте тек
стиль. На окраине Ярославля в скором времени ставится на конвейер самый крупный в Союзе автомобиль — в его кузов можно будет погрузить 12 тонн!
Среди энтуэиастов нового Ярославля заметна фигура старейшего депутата горсовета, главного архи
тектора города А. В. Федорова, неустанно пекущегося о парках, садах, новыя улицах. Федоров ознакомил нас с проектом реконструкции которослинской поймы. Которослинская пойма -— это 200 гектаров низины, разделяющей город в районе «Стрелки» и
бывшей слободы Коровники. Сейчас здесь огороды горожан. Бере
га Которосли, по проекту, будут дренированы и подняты, и на ме
сте поймы будет разбит огромный парк.
...В летнем зное с Волги доносился басовитый разговор кипеннобелых пароходов. Они мягко резали носами спокойную, почти зеркально гладкую воду. И я мысленно представил себе, как кра
сиво выглядит с палубы идущего с верховьев Волги парохода этот город с его старыми и новыми монументами, с его прекрасной набережной и парками.
Ярославль. Советская улица. Десять лет тому назад здесь стояли приземистые особнячки. Теперь это лучший проспект города, застроенный новыми,
свеіглыми зданиями.
На 200 гектарах которослинской поймы, от решетки «Стрелки» до слободы Коровники, раскинется парк. На смимке слева: А. В. Федоров и председатель ярославского исполкома А. В. Быков. На фото справа — Волга у Ярославля.