вально — у первого встречного) что-нибудь да получается».
Это верно — учимся мы маловато, недостаточно. Надо учиться больше и лучше. Но чему — «преодолению сопротивляемости материала» или марксистско-ленинской теории искус
ства, овладению ленинизмом в практике кино? Действительно ли «воспроизведение на пленку видимого объекта» так легко и общедоступно и этим может заниматься и занимается «первый встречный»? Мы полагаем, что даже документалисты так не думают.
Сказанное выше относится к первой части «установочной» части статьи М. Цехановского. Вторая часть сводится к развитию двух поло
жений, из которых первое весьма спорно, а второе представляет безусловно положитель
ный интерес, т. к. затрагивает существенный вопрос в области звукового кино.
Первое из этих положений: нет и не может быть ничего общего между «синхронностью звукозрительных кадров и реальной синхронностью, существующей между на
шими слуховыми и зрительными восприятиями.
Второе — фетишизация чисто технической связи между зрительным образом и звуком (синхронности)
вредна. От понятия синхронности как определяющего специфику тонфильмы положения следует от
казаться. Искать эту специфику и ад о имеано на путях разновременной съемки.
Оба эти положения заслуживают, несомненно, серьезного внимания всех работающих в области звуковой кинематографии. Несомненно также и то, что никакого отношения к пер
вой части статьи, в которой, под легчайшим флером, под своебразной «дымовой завесой», выдвигаются развернутые формалистские установки, эти положения не имеют.
Формалистская вылазка производится здесь по всем правилам тактики. Действуют две груп
пы—сковывающая и ударная. «Сковывающая группа» (вторая часть статьи), развивая беспорно интересные и существенные вопросы, маскирует «ударную группу» (первую часть статьи), отвлекает от нее внимание «против
ника». Ударная же группа ведет активную атаку с позиций формализма, «поднимая дух обороняющ5гося» и «замедляя осаду».
А еще говорят, что «пишущую братию» — писателей, критиков, сценаристов — трудно военизировать. Ошибаются. В области тактики, усвояемость во всяком случае выше средней!