Но политика мира не означает отказа от обороны. Наоборот, страна Советов никому не позволит вторгнуться на CBOjp территорию, разорять социалистические предприятия, топтать колхозные поля. Порукой этому служит постоянно крепнущая мощь вооруженного оплота пролетарского государства — Красная ар
мия». (Приказ РВС СССР № 73 от 1 мая 1932 г.).
Задача оборонной кинематографии — участвовать в социалистическом строительстве и в обороне его от империалистических врагов. Все формы и жанры кинематографа должны быть поставлены на службу обороны Совет
ского Союза. Оборонная кинематография ни в коем случае не может и не должна рассматриваться как обособленное и специфическое средство, изолированное от всей советской кинематографии. Военнооборонная кине
матография — неот’емледоая часть, органически связанная как с тематикой, так и с методо
логией всей советской кинематографии. Нет и не может быть оборонной художественной фильмы вне социалистического строитель
ства — любая оборонная тема, независимо от ее содержания, не может иметь иных задач, кроме пропаганды защиты строительства социализма.
оборонная тематика
Одним из основных вопросов военнооборонной кинематографии является вопрос о тема, тике. Какие темы являются оборонными? Существуют скверные традиции в кинематогра
фии путать оборонные темы со всякого рода батальными и военными мелодраматическими картинами. Не всякая батальная картина яв. ляется оборонной. Больше того: возможна
такая оборонная фильма, в котоорй не будет ни одного военного эпизода и ни одного красноармейца. Оборона строительства соци
ализма — это не только Красная армия и война. Это — все народное хозяйство, все отра
сли промышленности, сельское хозяйство, вся страна: в городе, в деревне, в учреждении, на заводе, в кооперативе, в жилкоопе и т. д.
Оборона Советского Союза идет не толь, ко на войне и с оружием в руках, но и в мирное время за станком на заводе, за трак
тором в поле, за учебой в вузе, за боевой подготовкой в Красной армии.
Советский блюминг, «Шарикоподшипник», Кузнецк, совхоз «Гигант» и колхоз—все является основой обороны. Создание тяжелой ин.
дустрии, развертывание производства средств производства одновременно являются укреплением обороноспособности Советского Союза. В одинаковой степени содействуют обо
роне художественные фильмы, вызывающие энтузиазм социалистического соревнования и ударничества, призывающие к созданию соци. алистического бесклассового общества. Для того чтобы подобные фильмы не только об’- ективно содействовали обороне Советского Союза, но и включали бы в себе оборонные
элементы, необходимо повернуть всю советскую кинематографию лицом к обороне. Каждая художественная фильма
должна звучать оборонно. Не должно быть нейтральных к обороне фильм. Это задача не настолько трудна, как это может показаться на первый раз. Если режиссер и сценарист будут постоянно пом
нить о своих обязанностях перед обороной Советского Союза, они найдут необходимые средства, чтобы органически включить оборонные мотивы в свои картины.
Этот вопрос чрезвычайно важен, и без широкой помощи всей общественности его не разрешить. Можно привести отдельный случай, когда сценарист делал оборонную/филь
му, а руководство на фабрике советовало: «Не стоит, трудно будет, делайте ее на мирном материале». В этом сказывались недо
оценка задач обороны страны, неверное отграничение оборонной от необоронной кинематографии.
Обязанность руководства каждой фабрики и каждого треста — максимально увеличить оборонные элементы во всей художественной кинопродукции.
Наряду с этим имеются и специфически оборонные темы, которые полностью трактуют вопросы обороны Советского Союза. Бы
ло бы совершенно неверным и политически вредным всю оборонную кинематографию сводить только к включению оборонных эле
ментов во все фильмы. Мы должны иметь боевые фильмы, прямо и непосредственно, целиком и полностью посвященные задачам обороны, мобилизации зрителя вокруг обороны Советского Союза.
Мы имеем в 1932 году три основных группы тем: 1) по истории гражданской войны, 2) по Красной армии реконструктивного периода и 3) по опасности интервенции. Существует вреднейшее мнение, что тематика гражданской войны и строительство воору
женных сил пролетариата периода 1918 — 1920 гг. устарела, что эта тематика исчерпана. Вреднейшая ошибка! Истории граждан