ской войны и Красной армии ещё не нашла своих художников и полноценных картин. Есть ли у нас фильма о том, как партизанские и полупартизанские отряды переплавлялись партией большевиков в регулярную Красную армию? Где нашла свое отра
жение героическая работа партии в создании славных побед Красной армии и в трудном
строительстве Красной армии? Необходимо создать серию фильм как по отдельным проблемам гражданской войны и Красной армии, так и по отдельным фронтам и воинским частям. Гибель Колчака, взятие Перекопа, разгром Деникина и другие славные бои Красной армии на отдельных участках граждан
ской войны — все должно быть показано зрителю. Нет лучшей пропаганды защиты Совет
ского Союза, как показ героической борьбы молодой пролетарской республики в период гражданской войны. «Запах эпохи» является прекрасной пропагандой лучших традиций Красной армии эпохи гражданской войны.
Особого внимания заслуживает тематика Красной армии реконструктивного периода. Все темы этого характера провалились в
1932 году. Творческие кадры кинематографии не моглй поднять этих тем. Здесь сказались и военно-политическая неграмотность, и чудовищная отсталость советской кинематографии, и слабая разработанность этих тем. К р а с. на я армия реконструктивного пе
риода должна занять ведущее место в тематике оборонной кинематографии. Центральное место должно быть отведено новому человеку, формирую
щемуся на заводе, в колхозе и в Красной армии. Сама Красная армия играет огромную роль в перевоспитании сотен тысяч рабочекрестьянской молодежи. «История молодого человека Советского Союза» может быть, должна быть рассказана. Молодому человеку
XIX века, индивидуалистическому пессимисту, должен быть противопоставлен наш «молодой человек», коллективист и “ударник, строящий бесклассовое социалистическое общество.
Рабочая и колхозная молодежь, пришедшая теперь в Красную армию, принесла с собой с заводов и колхозов энтузиазм, социалисти
ческое отношение к труду, к обороне Совет
ского Союза. Красная армия в массе своей— молодежная армия. Начсостав, старший годами, ежегодно «омоложает» себя в новых кадрах рабоче-колхозной молодежи. Состариться в Красной армии чрезвычайно трудно. Вот
эту юную, закаленную в боях за социализм рабоче-крестьянскую Красную армию надо показать. Облик людей бесклассового социа
листического общества, того общества, которое не за горами, а уж сегодня складывается, вот этих людей, пришедших в Красную ар
мию с заводов и колхозно-совхозных полей — их надо показать. Не менее важны темы о волевом командире, об оснащении Красной армии военной техникой и др. Красная армия — неисчерпаемый источник благодарнейшего материала для художественных произве
дений. Дело чести советской кинематографии и ее творческих работников — создание таких картин.
Большое внимание творческих работников привлекает угроза интервенции империали
стов. Темы — безусловно, важные, но как они поняты? В большинстве случаев мы имеем дело с какой-нибудь фантастикой и показом батальных сцен будущих боев Красной ар
мии. Опасность интервенции — это не далекое будущее, скрытое в тумане десятилетий. Эта опасность существует не завтра, а сегод
ня. Кто хочет разобраться в этой проблеме, тот должен исходить не из фантастических
предложений будущего, а из расстановки классовых сил сегодня. Понять надо сегод
няшнее, чтобы дать проекцию на завтрашнее. Нужны десятки картин, которые бы посто
янно напоминали o6i опасности интервенции и указывали бы выход из этой опасности. Батальными картинами этого не разрешить. Поверхностное скольжение по разным ме
лодраматическим эпизодам будущей войны ни в какой мере не отвечает задачам оборо
ны. Это не означает, что сама тематика гря
дущей интервенции порочна. Порочна не те. матика, а отношение к ней наших сценари
стов и режиссеров, пытающихся компенсиро.
вать свою политическую отсталость легкими батальными сценками. Эта группа тем должна быть разработана в свете сегодняшних явлений мировой политики. Здесь и кризис капи
тализма, и военно-политические союзы, и конференции о «разоружении», и революционное движение, и рост социализма в Советском Союзе, и рост нового социалистического человека, и вторая пятилетка, и огром
ное количество других тем. Из этих тем, взятых из сегодняшней действительности, зритель увидит, как идет подготовка интервен
ции против нас, почему она идет и как мы ее преодолеем. Вот это и будет действительной мобилизацией зрителя вокруг опасности интервенции.
Для мобилизации зрителя вокруг задач обороны нет никакой необходимости показывать, какой будет война в будущем. Мобилизация должна итти не по линии баталь