зицию союзников и перехода их в пролетарские кадры кинематографии.
Ни одна оборонная фильма производства 1931 г. полностью не отвечает пред’являемьш требованиям. Лучшая оборонная фильма 1931 г. «Разгром», наряду с рядом ценных и успешных достижений, не содержит в себе необходимой политической, партийной за
остренности. Недостатки «Разгрома» требуют от нас тем большего внимания, что в созда-- нии фильмы принимал участие такой заслуженный пролетарский писатель, как А. Фаде
ев. Роль режиссера и сценариста в создании
полноценных картин является решающей, и без решительной перестройки этих творче
ских кадров невозможно добиться идейно и художественно полноценной кинопродукции.
В еще большей степени заслуживают внимания фильмы «Снайпер» т. Тимошенко и
«Гвоздь» Колотозова. Тимошенко в большей степени, Колотозов—в меньшей—-впали в грубые пацифистские ошибки. Разбор этих оши
бок дан в «Пролетарском кино», и нет необходимости повторять их. Основа всех оши
бок — полное игнорирование марксистско-ленинского учения о войне.
В ошибках тт. Тимошенко и Колотозова более всего виновато руководство, которое не обеспечило необходимой консультации и конкретной помощи в преодолении всех пацифистских и ремарксистских ошибок.
«Запах великой империи» — явление исключительного порядка. Пошлость и приключен
ческой авантюризм доведены здесь до апогея. «Звездоносцы», «Боевые выстрелы», «Шаги миллионов» и «Враг у порога» — схематичны и механистичны. Упрощенческое отношение авторов к своим темам привело к созданию
таких фильм, которые ни в какой степени не могут служить задачам обороны. В этих работах нашли отчетливое отражение:
1) Теория об оборонной фильме, которая должна «бить в лоб» и не нуждается в яркой художественности, 2) отношение со стороны руководства фабрик к оборонной филь
ме как к второразрядной, 3) военно-политичен ская неграмотность и 4) мировоззренческие из’яны авторов.
Необходимым условием любой оборонной фильмы, как и всякой иной художественной советской фильмы, — является ее бодрость и жизнерадостность. Упадочнические фильмы, как бы они ни были мастерски сделаны, не отвечают основной задаче мобилизации -зрителя вокруг обороны.
Оборонная фильма, независимо от ее содержания, должна вселять бодрость, звать к
борьбе с классовыми врагами, убеждать в успехе борьбы, в победе мировой революции.
Показ империалистической войны, хозяйничание империалистов в колониях, расстрелы
рабочих, кровавый режим в странах капита. ла — весь этот материал должен быть исполь
зован оборонной кинематографией в целях мобилизации зрителя к борьбе против эксплоататоров и угнетателей, вселять веру в победу рабочего класса, ленинизма.
Американская картина «На западном фронте без перемен», показывая ужасы империа
листической войны, не только не зовет к борьбе против нее, но скрывает классовые корни войны, не показывает виновников ми
ровой бойни. Пацифизм этой фильмы полностью отвечает интересам империалистов, хотя они уже начинают переходить на явно милитаристические и патриотические фильмы.
Ужасы войны «вообще», абстрагированные от классового характера войны, биологизиро
вание этих ужасов — так же, как и вся дея
тельность Лиги наций, могила неизвестного солдата и другие средства классовой маски
ровки империалистических войн являются лишь орудием подготовки новых войн.
В оборонной фильме ужасы войны, страдание, смерть, батальность и героизм не могут не занимать значительного места. Отношение творческих работников к этим проблемам является чрезвычайно важным.
«Война сама по себе, независимо от ее исторического значения, есть великое народное бедствие»,
— так писал Ленин. Нет никакой необходимости скрывать от советского зрителя, что
война, будь то Империалистическая, будь то гражданская, является большим бедствием.
Незачем скрывать, что война и бой несут свои ужасы и страдания. В самом этом фак
те, как думали отдельные товарищи, нет ремаркизма. Не в одних ужасах войны кроется ремаркизм и, главным образом, не в них, а в том, что за ужасами войны срыт классовый механизм империалистической войны. Зритель переключается от социально-классовой оценки войны в отвлеченную физиологию и психологию.
Надо
«оценивать войну не по количеству жертв, а по ее политическим последствиям. Выше интересов личностей, гибнущих и страдающих От войны, долж
ны стоять интересы класса» (Ленин, т. VI. стр. 457).