ПОЛЬСКИЙ НАПОЛЕОН

Военный переворот в Польше, Невидимому, завершен.
Пилсудский, завершивший этот переворот, уже добился при
знания со стороны европейских
государств, и в первую очередь признание это последовало со стороны Англии. Недаром литовская печать указывает, что
переворот совершен Пилсудским на английские деньги.
Если это так, то несомненно французскому влиянию в Поль
ше приходит конец, и Чембер
лен этим шагом восстанавливает первоначальное до - локарнское положение, при котором ан
глийское влияние в Польше было достаточно велико.
Приводим выдержки из интереснейшей статьи Карла Радека, помещенной в «Правде» и посвя
щенной характеристике «Героя на час», Юзефа Пилсудского.
... Господин Пилсудский поднял военный флаг, в продолжение нескольких дней сражался с правительственными войсками на улицах Варшавы, истребил школу юнкеров, заставил бе
жать президента республики совместно с министр-президентом через забор правительствен
ной резиденции. И после такого рода применения конституционных законов господин Пилсуд
ский заявляет: «Меня толкают на диктатуру, но я ничего в
жизни так не любил и так не уважал, как законность». В своей беседе с журналистами он за
являет, что перед ним стояла дилемма: или провозгласить
диктатуру, как этого от него
требовали, или попытаться «легализовать совершившийся факт». Он избрал второй путь по педагогическим» соображениям: он хотел отучить Польшу полагаться на одного человека. 31 мая он собирает национальное собрание, т.-е. совместное собрание сената и сейма, которое должно избрать президента.
Он гарантирует, как полагается хорошему демократу, этому собранию неприкосновен
ность. Но что же будет, если национальное собрание не только не «легализует совершившийся факт», не только не выберет пре
зидента по воле Пилсудского, а прогонит бездарное правительство, им составленное, и призовет его самого к порядку? Чго он
подчинится? Тогда зачем же он поднимал восстание? Или, быть может, он намерен не подчиниться? Но тогда зачем же он по
стоянно клянется конституцией, у которой провертел в животе три дыры своим штыком?
... Неспособность польской буржуазии справиться с хозяйственными и политическими затруднениями создала глубокое не
довольство в широчайших мабсах. Пилсуд
ский мог взять в руки часть армии, но сможет ее удержать только, взяв в руки и государство. Для этого надо опираться на народные массы. Когда белорусские солдаты шли в штыковые атаки против юнкеров, защищавших Бельведер, то они кри
чали: «Долой панов!» Их вела в бой не легенда о Пилсудском-фокуснике, который создал отечество из чистого воздуха, а классовая вражда. Но этой вражды к буржуазии и помещикам нет у Пилсудского,
« этом последнем, уже пустом патроне
польского романтизма. Поэтому он не знает, что ему делать; поэтому он сегодня устраивает резню в Варшаве, а завтра призывает резавшихся к любви друг к другу.
... Представьте себе, что этого всего не было, не было ни первого Наполеона, ни третьего, чго не было ни револю
ции, ни контрреволюции, и чго появился Наполеон четвер
тый без отца и без матери, без иаполеонских орлов, » самый критический период истории государства, -и перед вами предстанет Пилсудский.
... Маршалу Пилсудскому история двадцатого столетия навязала роль диктатора в гражданской войне классов, войне пролетариев против капиталистов, войне крестьян против польской шляхты.
,..Разве эго допустимо для польского дворянина времен наполеоновских войн, чтобы он опирался на пролетариат, который ведь в это время не должен существовать.
...Но история -не дом умалишенных, не Бедлам. И поэтому она освободит Пилсудского от этой непосильной роли. ...Диктатура Пилсудского -это шутка истории. А шугни бывают коротки. В истории бывали шугы в короне, ибо корону может получить в наследство и шут, раз он сделан па королевском ложе хотя бы конюхом. Но Кромвели и Наполеоны родятся только .в большой исторической борьбе,
как выразители великих классов. Великий класс не даст диктаторской мантии шуту...
Маршал Пилсудский овладел Варшавой после кровавых боев между войсками Пилсудского и частями правительства liirroca. Во время боев па улицах Варшавы было ок»ло 300 убитых и свыше 1.000 раненых.
На снимках: верхнем -пикеты и бронированный автомобиль войск Пилсудского через Понятовский мост насту
пают на Варшаву; среднем пилсудчики на перекрестке улиц Варшавы; нижнем -войска на Маршалковской улице.