Как я работала у Ульяновых

Воспоминания крестьянки села Шуши Парасковьи Алексеевны Мезиной-Яшенко.
Мне было 16 лет. Не помню какого года, это было осенью, в дом моих родителей пришел незнакомый человек, известный для нас только, как политический
ссыльный. Меня дома не было. Когда я вошла в дом, незнакомец тихо спросил
своего знакомого, с которым он пришел (крестьянина нашего села): «Которая из
них?»-—«Вот эта, черноватая», ответил пришедший с ним крестьянин. Тогда незнакомец стал вести переговоры с моими родителями, чтобы нанять меня в «прислуги». Говорили недолго, и вечером то
го же дня я уже была на квартире моих будущих хозяев.
Начала я знакомиться с семьей моих «хозяев». Эта семья состояла из Елиза
веты Васильевны (пожилой, почти старой женщины), Надежды Константиновны (мо
лодой высокой женщины, жены моего «хозяина») и, наконец, моего хозяина
с виду староватого (так мне казалось тогда), с порядочной лысиной на голове. После я узнала, что это была семья Ульяновых..
Помню, с первого дня, пока*не была устроена для меня отдельная комната, В. И., проходя ночью в темноте, нечаянно задел меня ногой и взволнованно сей
час же спросил у своих: «Почему у нас Паша спит на полу?» Ему Е. В. объяснила,
что еще не успели для меня приготовить комнату, и что скоро все необходимое будет сделано. На второй день мне была от
ведена отдельная комната с кроватью и постельной принадлежностью.
Прежде, чем дать какую-нибудь работу, меня обыкновенно спрашивали, могу ли н это делать, и, если я говорила «нет», меня учили, как это делать.
Главная моя работа была: подать обед, убрать со стола, подмести,сходить куданибудь—и все. Скота никакого Ульяновы не держали. Огород маленький имели, который обрабатывали мы с Е. В., а ино
гда помогала Н. К. Хлеб Ульяновым пекла хозяйка—Петрова, а если что-нибудь нужно было испечь получше, то за это дело принималась Е. В., изредка помогала и Н. К.
Кроме положенного жалованья, которое я полностью отдавала отцу (мы жили тогда бедно), я к каждому большому празднику обязательно получала от «хозяев
подарки, заключающиеся в материале на платье, обуви и проч. мелочи, не говоря уже о тех подарках, которые я получала от «хозяев» независимо от праздников.
В то время, когда мы с Е. В. копошились на кухне, В. И. с Н. К. больше всего находились в рабочей комнате, пи
сали или читали. Я однажды спросила Н. К.: «Что вы это так много пишете
и не устаете?» — «Мы пишем, Паша,
сочинение книг»,— отвечала мне Н. К.
Однажды Н. К. спросила меня, грамотная ли я и хочу ли учиться. Я ответила, что неграмотная, но сказала, что учиться хочу.
Тогда она дала мне азбуку, тет
радь, карандаш и начала со мной заниматься. Я в ученьи оказалась способной и, помнится, через не
делю выучила все буквы и начинала читать по складам. Н. К. дава
ла мне книги для чтения. Я читала. Из всех книг, ко
торые я читала, ярко встает в моей памяти один рассказ про узника, томящегося в темнице. Помню, читая эту книгу я расплакалась, а И. К., увидев мои слезы, ска
зала мне: «Вот так, Паша, хорошо; ты читаешь книги с понятием, так и надо читать книги».
Однажды я заболела. Меня осмотрел фельдшер из политических и сказал моим хозяевам: «Пашу нужно беречь». Хотя ни
чего опасного у меня и не было, хозяева запретили мне работать, велели нахо
диться в своей комнате. Больше лежать, никуда не ходить, положили мне на живот компресс, дали теплую одежду: на
ценки, шубу, теплую шаль и даже теплое белье. Мне велели не выходить на улицу. Прошло несколько дней, мне надоело си
деть в комнате, а хозяева мои—В. И., И. К. и Е. В.—то и дело заглядывали по
минутно в мою комнату и узнавали о моем здоровье.
Вспоминается еще и такой случай: однажды я шла мимо волостной управы. Меня спросили, дома ли В. И. Я сказала, что дома. «А чем „ они занима
ются»? — «Пишут какие-то книги».
Но, отойдя недалеко, я сообра
зила: может быть,
это неладное. Я поспешила вер
нуться домой и сообщила про это моим «хозяевам».
Они постарались привести в поря
док свою рабочую комнату и, должно быть, из опаски жгли в печи всякую бумагу. Про
шло, может быть, полчаса и к нам в квартиру заяви
лись 5 или 6 человек с обыском (не помню, кто это был). Обыскали вее, .но
ничего, должно быть, подозрительного не нашли и ушли обратно. Таких обысков во время моей двухлетней службы у Улья
новых было, мне помнится, два, но как-то проходило все благополучно, ничего,
должно быть, не находили. Ни В. И., ни Н. К. ни разу при мне не арестовывались. Во дворе у Ульяновых был маленький садик, за которым следил и который ого
раживал В. И. И в этом ему помогал крестьянин И. А. Ермолаев. В нем они сажали хмель, цветы на клумбах, устраи
вали беседку. В садике стоял стол и
летом там пили чай, а В. И. иногда и читал в нем газеты.
& Прожила я у Ульяновых 2 года. Семья Ульяновых стала собираться на родину, так как срок их ссылки закончился. Стали сушить сухари, готовить теплую одежду и проч.
Приближался день от ’езда. Хозяева были очень рады наступлению этого дня,—
им скорее хотелось выехать на родину.
Меня они приглашали поехать к ним, обещая обучить меня грамоте, но родители мои не отпустили меня. Наконец, желанный день для моих хозяев настал. Лошади были уже готовы и поданы к квартире. Мы уселись в сани и все вместе поехали в Минусинск (я поехала их прово
жать до Минусинска). В Минусинске мы еще ночевали вместе на квартире, и назавтра же попрощались с Ульяновыми1, и мы с братом (который отвозил Ульяновых), поехали обратно. Помню, инте
ресное пожелание мне сделала Н. К., когда прощалась со мной: «Ну, Паша, желаю тебе счастья в жизни, желаю иметь детей—двух девочек и двух мальчиков»...
Возвратившись обратно и село Шуша, я с тех пор до 1917 года ничего не слышала о моих хозяевах. За все время получила
от них только одно письмо, в котором они сообщали, что доехали хорошо, прислали привет мне и моим родителям.
Очень часто я вспоминала своих хозяев. Время от времени я пересматри
вала тетради, по которым училась, и в которых делала поправки Н. К. Я смотрела на эти поправки, на этот
знакомый почерк, и вспоминалась мне моя жизнь у Ульяновых, как я мно
гому там научилась и многое поняла. На их письмо я, помню, ответила, вло
жи в свое письмо в один конверт с Оскаром Александровичем Энбергом.
Газ. «Советская Сибирь»,
г. Новониколаевск.
Общий вид села Старая Шуша, место ссылки В. И. Ленина.
Дом, в котором жил В. И. Ленин в селе Старая Шуша. Дом в три комнаты; в одной из них, где жил Владимир Ильич, теперь повешен его портрет в траурной рамке. Ворота выкрашены в красный цвет, па коньке реет
красный флаг.