Крестьянская лаборатория

Статья заведывающего сельско-хозяйственной лабораторией при «Бедноте» М. С. Дунина
Во многих местах СССР в 1923 году уродился странный хлеб. Поев его, люди начинали плясать, петь, видели сны на яву. У отравившихся этим хлебом кру
шилась голова, иногда бывала рвота,
ощущалась сильная слабость, люди не могли выполнять даже самую легкую работу.
Несмотря на столь резко выраженные ядовитые свойства хлеба даже очень внимательный привычный глаз крестьянина не об
наруживал в зерне каких-либо ядовитых примесей. Понятно, что это только увеличивало смущение и страх, вызванный урожаем «пьяного» хлеба.
По деревням поползли разные нелепые и суеверные слухи о божьем наказании за грехи людей, о предзнаменовании и т. д., к т. д.
Долетели эти слухи до лабораторий и отдельных спе
циалистов. Были произведены анализы и специальные рабо
ты. В результате этих р i6ot появились статьи о ядовитых верпах плевела опьяняющего и рожках спорыньи, как о причинах пьяного хлеба. Агроно
мы и врачи на основании этих статей печатно и устно стали
раз яснять крестьянам, что рожки и плевел — причина «пьяного» хлебд, указывали,— как избавиться от этих примесей и сделать хлеб неядовитым.
Крестьяне, которым приходилось выполнять эти указания, вскоре, однако, убедились, что они введены в заблуждение. В газеты, в исполкомы, в здравот
делы полетелй корреспонденции, нередко
скрепленные официальными подписями и печатями сельских учреждений и органиваций. В корреспонденциях сообщалось, что сплошь и рядом хлеб был очень ядовит, тогда как в верне не было и следа яда—ни спорыньи, ни семян плевела, ни каких-либо других ядовитых примесей.
— В чем же причина ядовитости хлеба?
Передовые крестьяне снова и всюду об
ращались с этим вопросом. Газеты, и в частности «Беднота», этими настойчивыми просьбами-вопросами были поставлены в очень ватруднителыюе положение. Что
они могли сказать после лабораторных анализов и специальных печатных работ?
Единственно, что можно было сделать— произвести специальное, еще более тща
тельное и разностороннее исследование вопроса.
11а этот путь и встала «Беднота». При помощи крестьнн-корреспондентов был собран богатый материал, в виде образ
цов вернд, соломы, муки, хлеба и т. д. Для изучения этих образцов была организована небольшая лаборатория. Срав
нительное изучение сотен крестьянских образцов «пьяного» хлеба дало возмож
ность установить причину ядовитости хлеба. Оказалось, что верно заражено особыми паразитными грибками. Эти гриб
ки только в редких случаях скопляются па поверхности зерна или колоса в таком количестве, что их можно увидеть не
вооруженным глазом. Гораздо чаще эти грибки находится внутри зерна.
«Пьяное масло».
Еще не было закончен о исследование пьяного хлеба, как крестьяне, по заметкам «Бедноты» следившие за этой работой,
сообщили о неизвестном в науке явлении: о «пьяном» льняном масле. Масло по своему действию напоминало пьяный хлеб, но, видимо, было гораздо- более ядовито:
нужно около полуфунта пьяного хлеба для сильного отравления взрослого человека,тогда как небольшая ложка пьяного масла, с еденного с блинами, капустой
и т. д. уже вызывала у-взрослых, здоровых .подай признаки сильнейшего отравления.
Вопрос о «пьяном» масле, выдвинутый крестьянами, лаборатория сделала также предметом специального исследования.
Чахотка сосенок. На рисунке изображены молодые соснов. сенницы, окутанные белой паути
ной паразитного грибка.
«Чахотка растений».
Пьяный хлеб и пьяное льняное масло,— отнюдь не редкие явления. Это доказы
вает, что упомянутые выше паразитные грибки (из рода фузариум) нередко находят условия, благоприятные для силь
нейшего (на 60%—100%) вараженип семян хлебных злаков и льна.
Однако, кроме таких случаев имеют место болезни растений от вараженип фузариумом, проявляющиеся иначе. Тысячи исследованных образцов зерна, больных всходов озимых и яровых хлебов, овощей и т. и. показывают, что верно и во
обще посев, не болеющий от заражения фузариумом, — исключитель
ная редкость. Если зараже
ние не очень сильное, хлеб может не быть пьяным. Но качество его и его количе
ство неизбежно понижаются. Наши убытки от этого исчис
ляются сотнями миллионов рублей. Ежегодно и повсеместно болеют, чахнут от заражения самые разнообразные растения. Не только хлебные злаки и лен, но также дыни, ар
бузы, тыквы и прочив овощи, молодые всходы сосны, разнообразные декоративные и чрез
вычайно многочисленные дикие растения подвержены этой своеобразной чахотке.
По примеру крестьян, работники леса, лесничие и заведующие лесными питомниками установили с лаборато
рией тесную связь. При их ближайшем участии лаборато
рия выполнила специальное исследование «чахотки сосенок» В результате этого исследования выяснилось, что ча
хотку вызывают различные грибки из того же рода. Кроме того, выяснилось, что подобного же рода ваболевания вы
виваются особым видом паразитных бактерий. В природной оостановке часто можно встретить случаи так называемой смешанной инфекции, случаи одновре
менного заражения сосенок фузариумом и бактерией.
Мы уже упомянули, что чахотка растений вначптельно распространена среди декоративных растений. Особенно ей под
вержены такие цветы, как голландская гвоздика, лакфиоль и левкой. Сотрудниками лаборатории было произведено не
сколько обследований московских и под
московных оранжерей. Оказалось, что цветоводства (особенно в совхозах) тер
пят огромные убытки оттого, что десяткитысяч растений гибнут, не достигнув пол
ного развития. То же самое происходит и ва границей. Директор одного из фито
патологических институтов Чехо-Словакии, проф. Баудис, прислал недавно в ла
бораторию письмо с образчиком левкоя, погибшего от той же самой болезни. В по
яснении к этому образцу Баудис сообщил,
что в Чехо-Словакии «целые культуры гибнут от этой болезни».
Научение вопросов борьбы с паразитными грибками.
В самом начале работы при исследовании «пьяного хлеба» лаборатории пришлось столкнуться с очень странным на первый взгляд фактом. Микроскоп по
казывал, что 8ерна в сильнейшей степени заражены грибками «пьяного хлеба». Другими способами исследования было
установлено, что все эти грибки были мертвы. Так как со времени сбора урожая до начала исследований прошло все
го несколько месяцев, ясно было, что грибки погибли от какого-то воздействия, совершенно необычного для них. Заме
чательно, что хотя паразиты в зерно и по
гибли, само зерно не потеряло всхожести. Это в чрезвычайной мере повышало интерес к странному факту гибели грибков.
Разборка крестьянских образцов семян в лаборатории.
Опять таки с помощью крестьян-чнтателей «Бедноты», лаборатория собрала образцы пьяного масла и льняных семян, из которых это масло было получено.
Семена и здесь не содержали ядовитых примесей, но оказались более чем на 60% зараженными особым грибком.
Грибок этот принадлежит к тому же роду, что и грибки «пьяного» хлеба. Он является только новым, впервые, благодаря крестьннам-корреснондентам лаборатории, найденным паразитом