ОКТЯБРЬ В НАУКЕ

Борьба за материализм идет не по всему фронту науки, ио она сосредоточена вокруг нескольких пунктов последних позиций отступающей ‘идеалистической философии и так называемого витализма (учение о жизненной силе).
Этих пунктов три. Первый из них—вопрос о „сущности жиз
ни. Что такое „жизнь , может ли быть она вскрыта и уложе
на в рамки законов физики и химии, или необходимо допу
стить существование особой „жизненной силы—вот основной момент этого пункта. Вторым пунктом является эволю
ционное учение, т.-е. механизм развития форм растений и жи
вотных, включая человека, и их соответствие условиям окружающей среды. Кто прав: Дарвин, с его учением о динамич
ности организмов, о происхождени одних форм из других, например, человека от Человекообезьяны и т. д., или сторон
ники библии, с их взглядами на неизменность живых существ, на их постоянство с момента появления на земле. Наконец, третий пункт, это—;вопрос о сущности так называе
мых „душевных явлений. Что такое „душа , существует ли таковая, или возможно строго материалистическое истолкова
ние т. н. „психики —таковы краеугольные камни этой задачи. Боевым моментом борь
бы материализма с идеализмом предста
вляет также история естествознания и общая методология науки, потому что буржуазные ученые выдвигают подчинен
ное п> научного творчества „законам духа , а не производственно-экономическим связям:
Октябрьская революция, сделав материализм господствующим мировоззрением, вместе с тем дала условия для создания института, цель которого — изучение и пропаганда естественно-научных основ диалектического материализма.
Этот новый институт связан с именем К. А. Тимирязева — наиболее яркой фигурой русского ученого-общественника, актив
ного и упорного борца за материализм в науке и за освобождение трудящихся 6 политике. Открытие Тимирязевского инсти: тута (ПИТ) продиктовано, таким образом, первейшей необходимостью.
В институте организовано 7 отделений. Первое из них (зав. Е. Е. Успенский) за
нято изучением физико-химических основ жизни. Важным успехом уже проведенных работ этого отделения нужно считать по
пытки истолковать с точки зрения совре
менной электронной теории процесс обмена веществ в живом организме. Большой интерес в этом же отношении представляет исследование Таусона над бактериями, пи
тающимися воском, нефтью и продук
тами ее перегонки. Эти работы связаны с основной проблемой физиологии питания организма. Современная физиологическая химия рассматривает все питательные вещества под углом их энергетической цен
ности, а нс их химической структуры. Отсюда, в будущем возможна выработка питательных препаратов из таких мало питательных веществ, как парафин и т. п. Исследования Буткевича над лимонно
кислым брожением, кроме теоретического значения имеет производственный смысл. На подобных работах построено производство лимонной кислоты на заводах, в част
ности—на химико-фармацевтическом заводе Гоемедторгпрома в Москве.
Особое внимание из работ этого отделения заслуживают работы Перова, которому удалось отождествить белки различ
ного происхождения (горох, миндаль, овес, пшеница), тогда как химики до сих пор считали, что каждому растению
Группа коммунистов—научных сотрудников института. Сидят (слева направо): Н. Ф. Преображенский, С. С. Перов, О. Е. Лепешинская, С. А. Новиков; стоят (слева направо): И. Г. Дикуссар, Т. В. Рындин, С. Ф. Васильев, С. Д. Муравей
ский, И. П. Чукичев, Н. В. Виноградов.
или животному свойствен особый вид белка.
Разработка вопросов эволюционного учения находится в руках акад. С. Иавашина. Руководимое им отделение занято изучением влияния физических факторов, например, климата, на развитие раститель
ных видов, с целью установить изменение формы растения или какого-нибудь его органа (например, полового аппарата). Изучение этих изменений позволит получать желаемые нами формы растений. Отделение’ведет также работы по патологии растений. В настоящее время изучает
ся рак капусты — бич пищевого средства огромных масс населения.
Не так давно, главным образом, трудами американских ученых, установлено, что те или иные душевные состояния человека и животных зависят от накопления в их крови особых химических веществ, напри
мер, адреналина при испуге. Адреналин вырабатывается надпочечником — железой
Микро-фотография женского полового аппарата
растения. Срез толщиной 0,008 мм.
внутренней секреции. Отделение института по изучению физиологических основ „пси
хической деятельности занято в настоя
щее время проверкой и углублением работ о роли желез внутренней секреции при процессах „душевной деятельности.
Экспериментальное выяснение влияния различных условий среды на организмколичества и качества пищи, температуры, света, влажности и пр.—ведется в отделении изучения биологических факторов со
циальных явлений (зав. Г. Боссе). По специальным опытам, здесь по
ставленным, оказалось, что ви
довые признаки одной мухи изменяются при недостаточном
питании, а общественный уклад жизни влияет на организм му
равьев. В этом же отделении М. Волоцкий разрабатывает основы био - социальной евге
ники. Обычно в евгенике на первый план выдвигается отбор лиц, без учета социаль
ных связей. Эта крупнейшая ошибка в работах НИТ‘а устранена.
В цели отделения истории методологии естествознания) зав. А. К. Тимирязев) входит марк
систская разработка истории естественных наук и методологии естествознания. Сотрудниками этого отделения под руко
водством т. Вариаща ведется проработка „Диалектики .в природе Ф. Энгельса.
Отделение изучения природы СССР (зав. С. Перов) осуществляет связь производства с наукой. Краеведение, понимаемое, как изучение определен
ного замкнутого на некоторой территории цельного хозяйственного процесса, пред
ставляет лучший способ смычки науки с производством.
Пропаганда и популяризация добытых результатов естественно-научного обоснования диалектического материализма со
средоточена также в особом отделении (зав. Преображенский). Его основная задача— научное исследование способов популяризации, издание программы методических работ, библиографических справоч
ников. Выдающийся интерес в связи с работой этого отделения представляет опу
бликование материалов дискуссии в НИТ’е в книжке И. Степанова „Современное естествознание и исторический материализм
В заключение необходимо указать на издательскую деятельность НИТа. Наме
чен ряд серий: дискуссионные вопросы, библиотека материалиста, естествознание для крестьянина, естествознание для рабочего, и т. д.
Основной особенностью организации Тимирязевского института является то, что руководящее звено института состоит из коммунистов, и еаучным сотрудником института вообще может быть только сторон
ник диалектического материализма. Этим гарантируется четкость теоретической по
зиции и ленинский метод в разрешении научных проблем.
Следовательно, Тимирязевский институт, будучи не только институтом обычного исследовательского типа, не только местом простого делания научных опытов, но и
институтом пропаганды диалектического материализма, институтом применения ме
тодологических принципов последнего в научном исследовании, как своим существованием, так и своим работами, осуществил Октябрь в науке.
Диктатура пролетариата должна быть осуществлена также и в области идеологической борьбы буржуазного и пролетарского. мировоззрений.
Борьба за Октябрь в пауке —вот наш путь.
И. Леонтьев.