ВЕЛИКАЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАТА
Право на образование, на культуру! Сколько крокодиловых слез пролили буржуазные писаки всех стран о «большевистском варварстве», говоря об угрозе, о «гибели культуры» в Стране Советов!
А на деле какими поистине гигантскими шагами идет наша страна по пути своего преображения из отсталой неграмотной царской России в одну из самых передовых стран техники и социалистической культуры.
«Раньше, — говорил Ленин в первые месяцы существования советов, — весь человеческий ум, весь его гений творил только для того1, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого —просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда чело
веческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплоатации. Мы это знаем,— и разве во имя этой величайшей историче
ской задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них заложены дремлющие великие силы революции, возрождения и обновления» (В. И. Л е- нии—Собр. сон., т. XXII, стр. 225). , ,
Эти великие слова Ланина осуществляются на наших глазах и нашли свое воплощение в невиданном росте техники, культуры, науки, искусства, творимых миллионами трудящихся всех народов Советского союза.
12,9 миллиардов рублей тратит государство в 1936 году ш народное образование. 25,5 миллионов наших детей учится в начальной и средней школе вместо 7 миллионов 800 тысяч, которые учились в 1914—-1915 гг. в старой России.
Более полумиллиона студентов учится в вузах. В нашей стране 60 тысяч клубов и 70 тысяч библиотек, в которых свыше 270 миллионов КНИГ.
Огромный размах получило развитие большевистской печати, издание книг и газет невиданны™ в мире тиражами.
Рост благосостояния и культурного уровня масс способствует тому, что в жизни нашей страны все больше и явственнее увеличивается роль искусства. 768 стационарных театров дают свои постановки на пятидесяти языках народов СССР.
Бурно развевается народное творчество, ярко расцветает художественная самодеятельность широчайших масс.
В самодеятельных художественных кружках по «сей стране количество участников достигает 2,5 миллионов человек. Из этих кружков выро
сло уже много профессиональных театров, главным образом национальных (марийский, удмуртский, калмыцкий, мордовский и др.), участники этих кружков получили высокую оценку лучших западных критиков (Лондонский фестиваль).
Как ярко, как красноречиво говорят эти, даже отдельные, разрозненные цифры о гигантском росте общей и художественной культуры в нашей стране!
Но чем сильнее рост культуры и благосостояния масс, чем больше и значительнее становится роль и значение искусства во всей жизни нашей страны, тем выше становятся требования, которые предъявляют к советскому искусству народные массы.
Показать в полноценных произведениях искусства наш сегодняшний яркий и радостный день, показать .нашу великую родину во всем великом
.многообразии ее творческих устремлений и побед, в волнующих, полных 643