жинки». С радостным изумлением слушает и смотрит зрительный зал, горячо принимая артистов-одиночек, целые ансамбли, выступающие на сцене. Вот пять де
вочек в цветных сарафанах перед зеленым занавесом, как в лесу на лужайке, начинают русскую пляску, а вслед за ними один за другим выбегают два десятка плясунов и плясуний и включаются в брызжущий радостью и здоровьем народный танец.
«Сначала я не понимал коммуны... не мог прижитьсА... Тянуло назад, а кружок привлекал менА. Может, я бы сначала в коммуне не остался, да кружок жалко было бросать», — вспоминают многие кружковцы-коммунары.
«Они и раньше пели, — рассказывает газета «Коммунар»,—но что это были за песни?.. Тоскливая «Удалая головушка» или разухабистая песня о «геройстве» воровских дел.
Они и раньше плясали, но в . самой лихой чечетке не было ни капли весельА.
Они и раньше писали стихи и рассказы, но какая безнадежность была в них!
И только тогда, когда они порвали с прошлым, когда они познали радость новой жизни, когда труд стал для них делом чести, тогда новой гордостью наполни
лись они не за ловкую кражу, а за звание стахановца, не за дерзкий побег из тюрьмы, а за взятую на одну секунду меньше стометровку, не за наглое «отмазывание» на допросах, а за прямое, правдивое, порой рез
кое, хлещущее недостатки, выступление на собрании,— тогда по-новому заискрились их таланты, заиграли пес
ни, зазвучали стихи, подлинным весельем и радостью наполнилось их творчество.
Согласно щедрой программе, один номер следовал за другим. «Икарийские игры» сменяются головоломными номерами воздушной акробатики («бамбук»), затем следует четко сделанный ритмический танец, замечательная красноармейская пляска, пронизанная задором, неподдельным весельем, — целая танцовальная пантомима, составленная из пародий, чечеток, виртуозных «присядок».
Второе отделение открывает оркестр инструментов народного творчества, — один из старейших художест
венных коллективов коммуны. Немало лучших людей коммуны, — сообщает конферанс, — начали в нем свою общественную жизнь, наряду с производительным тру
дом, поведшим их несколько лет тому назад по пути перековки. Один из них теперь инженер и член пар
тии, заместитель управляющего коммуной им. Ягоды, другой — также член партии — замещает управляющего по воспитательной части, двое старейших участ
ников оркестра учатся в консерватории, двое — стали руководителями музыкальных коллективов; в новых трудколониях. Оркестр исполняет «Весну» Грига, рус
ские’ народные песни и танцы. Затем поэт коммуны
Бобринский со сдержанной взволнованностью читает свои стихи «Слово гражданина», его сменяет группа эксцентриков-акробатов, затем следует венгерский танец, снова хор, пляски, джаз «Веселые музыканты».
Вас поражает обилие отлично сделанных труднейших номеров. Вы видите перед собой настоящих мастеров, влюбленных в свое дело. А ведь художественная самодеятельность одних только подмосковных; трудо
вых коммун охватывает 2 000 человек. Сегодня на сцене Театра народного творчества 500 лучших из них.
Трудно пересказать содержание программы. Многие номера (хоры, оркестры, физкультурный и танцевальный ансамбли) заслуживают специальных рецензий.
В свете биографий и профессий участников показа становится особенно важным мастерство, огромная художественная и исполнительская культура, в ряде случаев стоящая не только не ниже, но даже выше обычной средней профессиональности.
Это важно, но это — не самое главное в зрелище Перековка, как и в других постановках Театра народного творчества. Нужно отметить появление в кое-каких головах вредной, «левацкой» теории об «отмира
нии», «закате», В связи с ростом самодеятельного на
родного искусства, искусства профессионального. До такого отмирания еще очень далеко. Кое-кто из рети
вых администраторов и мнимых «народолюбцев» собирается немедленно профессионализировать участников самодеятельных коллективов. Разумеется, лучшее, наи
более талантливое, зрелое и оригинальное, что есть в рядах участников самодеятельного искусства, будет пополнять и ряды профессионального искусства, является его надеждой — резервом.
Пока самое важное, что следует отметить в постановках, подобных Перековке, и что наиболее характерно для народного творчества, это — его свежесть, непосредственность, молодой задор, ощущение подлин
ной жизни. Театр народного творчества уже является серьезным предупреждением кое-кому на фронте про
фессиональном, многие представители которого (цирк и эстрада — прежде всего) застыли на уровне ремесла — низкопробного и в идейном и в техническом отношениях. Начавшийся одновременно с постановками Театра народного творчества смотр эстрады продемонстрировал это с максимальной и для многих профессионалов трагической убедительностью.
Но соотношение и взаимодействие профессионального и самодеятельного искусства—тема, требующая отдельного разбора.
Рано еще говорить и о будущих путях Театра народного творчества. В связи с постановкой Перековки в этом направлении нужно, однако, сделать ряд дополнительных замечаний.
В показанной программе преобладают вокальные, музыкальные и спортивно-танцовальные ансамбли. Большинство номеров дошло до сцены Театра народного творчества с самодеятельных площадок в своем первоначальном виде. Но кое в чем чувствуется уже профессиональная «натасканность» и подражание профес
сиональным штампам. Насколько оригинальны красно
армейская пляска, «акробаты-прыгуны» и «метелица», настолько эстрадно-шаблонны «кабардинка», «ритмиче
ский танец» и ряд других номеров. Явное увлечение западным джазом типа ресторана и ночного кабарэ — сказалось и в талантливой работе эксцентрического оркестра «Веселые музыканты» (особенно в первой части).
Мы понимаем, что режиссура постановки, назвавшая ее «композицией в двух отделениях», могла проявить себя главным образом именно в части композиции уже готовых, в основном, номеров и ансамблей (что, кстати сказать, отлично сделано режиссером С. П. Алексеевым). Однако художественное руководство театра обя
зано более активно проявлять себя в самом отборе для постановок именно того, что непосредственно от
вечает задачам, идее и содержанию Театра народного творчества, избегая того, что идет от дурного профес
сионального вкуса, чисто технической «натасканности», что лишено аромата подлинной народности.
Принципиально важны поэтому такие номера, как «Танец», исполненный семьей коммунара Южук (он, его жена Лидия и крошка дочь Верочка— «представительница 1 500 коммунарских детей», как сообщил кон
ферансье). Это — подлинная семья, ничего общего не имеющая с многочисленными эстрадно-цирковыми «се
мействами» и «братьями», вид этой танцующей группы приятен и значителен при всей бесхитростности танца, поставленного самим «папой», на плечах которого уезжает за сцену маленькая Верочка.
Замечательно, что настороженность и большую принципиальность проявляет в этом отношении политическое руководство самих трудовых коммун.
«Когда наши кружки заболели одно время театральщиной, — сообщает газета «Коммунар», — нахватались дурных примеров у эстрады, нарком т. Ягода, всегда внимательно наблюдающий за жизнью коммун, крепко отчитал за это дурное, некритическое подражание.
И кружки быстро вычеркнули это ненужное из своей работы.
Они поняли, что подлинное творчество самодеятельности при помощи квалифицированных сил работников искусства не может сочетаться с дурными штампами».
На уровне этих требований и принципов обязан стоять и Театр народного творчества.
Режиссура постановки Перековка вполне правильно поступила, оттенив эту идею театра введением кинокадров, показывающих исполнителей номеров за кулисами театра, на производстве. Вот кузнец
С. Лебедев за работой в кузнице, бьет молотом, от ударов которого сыплются горячие искры. Вот повар