расширяет наши груди вздохом освобождения? Не она ли дает в жертвенном порыве жатву человеческих жизней? О, любовь моя, ты не скаредна, не эгоистична. Ты живыми узами свя
зала меня со всеми этими .людьми. Ты весь мир обняла. Не одну Люсиль люблю я, а и всю все
ленную. В отсветах милых ее глаз люблю я всех, кто любит, всех, кто страдает, всех, кто счастлив, все живущее и умирающее. Я люблю,
я чувствую, как пламя, которое во мне, доводит до кипения народные силы, разливается алым светом по небу позади Бастилии».
Но заставляя своих героев рассуждать высокопарно и отвлеченно о вселенской любви, Ромэн Роллан вов
се не проповедует революционный аскетизм и меньше всего старается изобразить их аскетами. Достаточно процитировать одну реплику, которую произносит Дантон в одноименной пьесе Романа Роллана:
«Потише, не все разом. Приверни кран в боченке своего красноречия. (Смех.) Цеди вино капля за каплею, чтобы ни единая не пропадала даром. В чем, бишь, меня обвиняют? В том, что я люблю жизнь и умею ею наслаждаться... Конечно, люблю. Все педанты из Арасса или Же
невы не смогут придушить жизнерадостность, которая бродит в земле Шампани, наливая соками грозди виноградников и страсти человече
ские. Не краснеть же мне за свою жизненную мощь. Природа наделила меня атлетическим телом и большими потребностями... Какое вам де
ло до того, что я провожу ночи в Пале-Рояле? Я не отнимаю этим у свободы ни единой своей ласки, моих жизненных сил хватает на всех».
«Нашей страсти хватит на всех» — рассуждают герои Роллана. - Ромэн Роллан дает такие мощные образы, что вопросы любовной интриги как бы отходят на задний план. Вот почему вы с увлечением чи
таете (или смотрите) пьесу Волки и охотно верите тому, что Д’Ойрон, один из героев пьесы, проводит свои вечера у любовницы, хотя последняя ни разу не показывается на сцене.
Ромэну Роллану потому так удаются некоторые характеры, что он великолепно умеет вскрывать, не прибегая к излишней психологизации, внутренние страсти, которые движут его героями. В той же пьесе Дантон (1900 г.) все характеры обрисованы прево
сходно. Сам Дантон показан добродушным гигантом, полнокровным, горячим, влюбленным в природу и жизнь. Если не веришь исторической правдоподобности Дантона, то все же жизненность этой, фигуры убе
ждает вас. Она — художественно правдива. Искусству обрисовывать характеры Ромэн Роллан научился в исторических хрониках Шекспира.
Эта страстность в обрисовке характеров «Театра революции» Ромэна Роллана не только сообщает жизнен
ность, его героям, но и является своего рода возбудитедем энергии. Так объяснял значение этой пьесы Жан Жорес, который 20 декабря 1900 года выступил с вводной речью на постановке этой пьесы, специально предназначенной для парижской рабочей аудитории.
Какую же энергию пытались возбудить тогдашние пьесы Роллана? На этот вопрос, однако, не так легко ответить. Что же было положительной программой тогдашних пьес Ромэна Роллана? Проповедь сильных характеров и морального величия. Но эта положительная программа, опиравшаяся на неправильно понятое историческое прошлое, была слишком абстрактна.
«Первая наша обязанность быть великими» — говорит герой пьесы Торжество разума (представлена пер
вый раз в Париже в театре «Творчество» 21 июня 1899 годэ). Возложив такую обязанность на своих ге
роев, Ромэн Роллан не только неправильно подбирал их (как мы уже писали, — он подбирал их из среды жирондистов), но и не совсем ясно объяснял секрет их величия. Более того. Ромэн Роллан мало интересо
вался существом их, которое, определяло величие его героев. «Я чту идеи, но существует нечто повыше их, моральное величие» — восклицает . герой его пьесы Аэрт (впервые поставленной в Париже в том же театре 3 мая 1898 года).
Призывая к политическим действиям, Ромэн Роллан в то же время проявлял веротерпимость по отношению
к политическим позициям и идейным высказываниям своих персонажей. Они интересовали его прежде все
го как воплощение больших моральных характеров и ярких человеческих страстей.
Страсти, которые пытался изобразить Ромэн Роллан, — страсти идейные. На этой почве возникают в пьесах Роллана основные конфликты. Достаточно его герою потерять ощущение морального величия
или сознание своего идейного превосходства, как внутренняя страсть, движущая им, испаряется, и этот герой обречен драматургом на гибель.
В этом смысле очень показателен отклик писателя на англо-бурскую войну, — драма Настанет время (1902 г.). Эта пьеса изображает оккупацию Трансвааля английскими империалистскими войсками.
Командующий английскими войсками фельдмаршал Клиффорд ведет победоносную войну. Но чем боль
ше удается ему война, тем сильнее ощущает он ее безыдейность. Он разочаровывается в тех целях, во имя которых ведется война.
«Трудно действовать без страсти» — устало рассуждает Клиффорд. Перед нами победоносный фельд
маршал и в то же время «живой труп». Он погибает от случайного выстрела, произведенного ребенком.
Физические победители (английские войска) оказываются морально побежденными. «Победителей нет, есть побежденные» — мрачно говорит Клиффорд незадолго до своей смерти.
Ромэн Роллан „Взятие Бастилии . МХТ II. „Песня восставших . (Финал пьесы)