книжному, схоластически, декларационно — в отрыве от конкретной, живой, производственной практики. Именно к этим людям направлены ленинские слова:
Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книж
ках и брошюрках, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммуни
стических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись тому, что изложено в коммуни
стических книгах и брошюрах, оказались бы неумеющими соединить все эти зна
ния и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует.
Эти ленинские слова предостерегают нас от начетничества во всей нашей теоретической и художественно-творческой практике, зовут нас на углубленную проработку и решение творческих задач, стоящих перед кинематогра
фией. Эти указания заставляют всю нашу творческую деятельность увязать с живой практикой, с конкретной действительностью во всем ее многообразии. Наконец, эти указа
ния т. Ленина направляют нашу творческую мысль и по линии разработки такой тематики, которая поднимала бы широкие пласты трудя
щейся молодежи на учебу, на обязательную увязку учебы с практикой, во
оружила бы профш начетничества, схоластики, углубляющих
старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который со
ставлял самую отвратительную черту старого, буржуазного общества.
И дальше, развивая свою мысль, т. Ленин подчеркивает:
Еще более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммуни
стические лозунги. Если бы мы во-время эту опасность не поняли и если бы мы всю нашу работу не направили на то, чтобы эту опасность устранить, тогда создание полумиллиона или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после такого обучения коммуниз
му будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма.
Эта опасность особенно реальна в нашей кинематографии. Тенденции отделаться от разработки сложных проблем поверхностной агит
кой, «обыгрыванием» одного из лозунгов — очень живучи именно в кинейатографе. Тен
денции литфронтовщины, разоблаченной в литературе, продолжают еще жить в кино. По этим тенденциям нужно решительно бить, вы
корчевывать их из творческой практики кино. Эта же проблема должна быть разработана, поднята на большую принципиальную высоту и подана растущей рабочей и колхозной молодежи в больших произведениях киноискусства.
Наконец, ни одна творческая задача не может решаться вне учета той классовой борьбы, какая происходила и происходит в стране.
Наше восприятие нужно соединить с борьбой трудящихся против эксплоататоров для того, чтобы помогать первым решать те задачи, которые из учения коммунизма вытекают.
Если оценить в духе именно этих мыслей т. Ленина все, что делается в области творческой, организационно-производственной и общественной по вопросам борьбы за молодежную фильму, то мы принуждены будем кон
статировать на этом участке кинематографии большой прорыв. Та продукция, какую мы имели за последнее время, как раз страдает всеми недостатками, о которых выше говорилось. До сих пор молодежную фильму опре
деляют не по методологическим установкам, а только по ее тематике: «из жизни комсо
мольцев», «из жизни рабочей молодежи». Часто определение «из жизни» заменяется определением «на материале». Требуется углубленный анализ тех требований, какие пред’являет сей
час комсомол к кинематографии. Требуется серьезнейшее изучение тех условий, в каких проводится комсомолом учебная, воспитательная работа, увязанная со всей практикой со
циалистического строительства, классовой борьбой, развертыванием наступления рабочего класса по всему фронту социалистического строительства. Только на таком углубленном изучении можно строить методологию моло
дежной фильмы, развивая и углубляя при этом изучение зрителя, работая со зрителем при показе готовой кинопродукции. Эту работу долж
ны начать производственные киноорганизации, научно-исследовательские организации (Комакадемия, НИКФИ) и, наконец, творческие организации (АРРК, КРАМ).
Борьба за молодежную фильму не может протекать вне борьбы за пролетарское кино.
Больше того: в условиях развития советской кинематографии борьба за пролетарское кино есть борьба в первую очередь за молодежную фильму. Поэтому творческая работа киноор