ботинка в частности. Одной из первоочередных задач, стоящих перед советской кинематографией в 1932 г., является ее участие в деле создания «Большевистской истории» («История гражданской войны», «История фабрик и заводов»).
Вместе со сценаристкой М. Смирновой мною написан и сдан фабрике звуковой сценарий «Отцы» (этюд из истории шахты).
Политический и идейно-творческий лозунг этого сценария и будущей картины — показать рост революционного сознания шахтерских масс на при
мере борьбы большевиков с меньшевиками и рассказать о предательской роли меньшевизма. Вопрос этот, волнующий меня уже не один год, будучи поставлен в центре моей первой самостоятельной работы (после «раз’единения» с т. Голубом мной не сделано ни одной фильмы), одновременно по
может мне на практике отказаться от прошлых ошибок и сделать значи
тельный шаг в сторону пролетарской кинематографии. Такова по крайней мере задача, поставленная мной перед своей работой в последнем году первого пятилетия.
А как же с молодежной фильмой?
Именно потому, что обе наши работы («Счастливые кольца» и «Песнь о первой девушке») были фильмами молодежными, я сейчас работаю над фильмой «Отцы», фильмой не молодежной, но фильмой для молодежи.
Идея показа «Большевистской истории» рассчитана прежде всего на молодежь. Это ясно. Показ борьбы наших отцов необходим прежде всего мо
лодежи, потому работа над фильмой по истории партийной борьбы ни в коем случае не является отказом от работы для комсомола, для молодежи.
Я был и останусь режиссером комсомольским.
Дело создания «Большевистской истории»— дело большое и трудное. Ни в литературе, ни в кинематографии нет еще ни одного образца, нет при
мера творческого показа этой истории. Помощь коллектива здесь чрезвы
чайно необходима, а между тем ни АРРК, ни его журнал «Пролетарское кино» до сих пор даже не поставили этого вопроса на обсуждение: ошибка, которую еще не поздно исправить.
Какие мероприятия должны быть проведены на производстве для успешного выполнения плана 1932 г.? Главнейшим и наиболее полезным меро
приятием я считаю об’единение режиссерских с’емочных групп в творческие
коллективы. На фабрике Союзкино это уже проводится в жизнь. Нужно добиться, чтобы каждые три режиссера со своими группами об’единялись
не ради удобства административного управления (не так, как образованы «кусты» на фабрике Межрабпомфильма), а на основе единых творческих принципов. Полезность такого об’единения ясна. Коллектив, помогая друг другу в работе, станет первым контролем своей продукции и главным ответ
чиком за ее качество. Об’единяя не только режиссеров, а целые с’емочные группы, коллектив наконец положит начало действительной подготовке ак
теров и сценаристов (что сейчас чрезвычайно остро стоит перед каждой фабрикой).
Повышение теоретических и практических знаний каждого члена коллектива будет основано на постоянном обмене опытом, на совместной учебе, на взаимопомощи.
Действительное введение хозрасчета на кинопроизводстве мыслимо только через организацию таких коллективов.
Об’единенные коллективы упраздняют своим существованием целый ряд мелких неточностей и тормозов, мешающих быстро развиваться советской кинематографии.
И, что особо важно, такие коллективы дают практическую возможность развить действительное творческое соцсоревнование как между коллективами, так и между отдельными работниками.
Объединяясь в коллективы, творческие работники фабрик примут на себя