ТЕАТР и ДРАМАТУРГИЯ ежемесячный общественно-политический и художественный журнал театра и драматургии

О. ЛИТОВСКИЙ
Весь предвоенный период с 1906—1907 гг. до начала империалистической войны и во время нее был периодом смятения и растерянности всей театральной интеллигенции. Слова «кризис театра» не сходили с уст и страниц специальной и общей печати, слово кризис склонялось во всех падежах в многочисленных сборниках, посвя
щенных проблемам театра, на диспутах и лекциях. Рахитичный сноб и эстет, ныне белый эмигрант Ю. Айхенвальд изобрел столь же своеобразную, сколь пошлую теорию отрицания театра. Он писал: «Театр — ложный и незаконный вид искусства. Он не знатен. Отра
да плебса, игрушка детей. Театр по сути живет за чужой счет. Он только .иллюстрация к литературе».
С подобной «крайней» точкой зрения спорили «защитники» театра, однако по существу никто не отрицал кризиса его. Разочарование шло по всем линиям. Разочарование в натурализме, разочарование в реализме, разочарование в символизме. Свергали с пьедесталов вчерашних кумиров для того, чтобы на один день воздвигнуть новых. Убогая, бескрылая буржуазная театроведческая мысль не могла понять причин столь великого разброда театральных мнений и театраль
ного кризиса. Несложный рецептарий спасения театра сводился к проповеди театра-храма, театра, стоящего в стороне от грубой земной жизни, театра, творящего для себя и в себе. Едва ли в те времена кто-либо из буржуазных театроведов понимал, что кризис театра предопределен общим кризисом русской буржуазии.
Политические идеи, питавшие русский театр до революции 1905 г., идеи, полностью разделявшиеся художественной интеллигенцией и - вытекавшие из буржуазной оппозиции дворянско-помещичьему режиму, отлетели от театра при первых же раскатах пролетарской револю
ции. После конституции, после «царских милостей» 17 4 октября 1905 г. пути рабочего класса и буржуазной интеллигенции разошлись резко и круто для того, чтобы снова встретиться на другой основе и в других условиях после Октябрьской революции 1917 г. Баррикады Красной Пресни были водоразделом между революцией пролетарской и буржуазно-демократической. Колебнувшаяся буржуазия и мелкобуржуазная интеллигенция, оставив немногочисленных своих представителей в рядах борющегося рабочего класса, либо перешла на сторону мракобесной монархии и реакционной буржуазии, либо в «лучшем случае» уходила от жизни в дебри мистицизма, всяческого богоборчества и богоискательства. Лозунг театра-храма, отрешенного от житейских треволнений, театра эстетических и потусторонних исканий по сути дела стал лозунгом всего русского театра. В 1914 г. не
безызвестный профессор К. Арабажин проповедует возвращение к греческому театру. Арабажин за «коллективный» театр, за зрителей однородного уровня культуры, где «публика будет творить и довершать в своих откликах замышленное авторами, - режиссерами, актерами, идя навстречу и на помощь им своим сочувственным переживанием, своим воображением, своими душевными силами, пробужден

НОЯБРЬ 1933, № 8