ставленные театру Октябрьской революцией, были использованы работниками театра не позитивно, а негативно, не для стройки, а для разрушения. Левое крыло русского театра, быстро сформировавшееся и сплотившееся вокруг идей и лозунгов пролетарской революции, пре
ломленных в сознании левонастроенной театральной интеллигенции как идеи общереволюционные, гуманитарные, стало на путь формального разрушения старого театра. Не поняв еще социалистического характера пролетарской революции, радикально настроенная театраль

ная интеллигенция пришла к выводу, что все зло в старых формах.

Подобно чеховскому Треплеву из «Чайки», левые театры твердили беспрестанно о том, что «нужны новые формы, новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно».
Нигилистическое разрушение старых форм, новое формотворчество сопровождалось реставрацией и утверждением мелкобуржуазной революционной романтики и буржуазного экспрессионизма в содержании. Все это вместе взятое, в сущности говоря, было процессом завершения задач буржуазно-демократической революции на театре.
Что же в это время делали старые, так называемые академические театры? Они стремились застыть на том уровне и в тех традициях, в которых застала их Октябрьская революция, неизбежно противопоставляя себя при этом левому революционному крылу советского те
атра, при чем художественное противопоставление по логике борьбы приводило и к противопоставлению политическому.
Подлинная, настоящая классовая диференциация в театре началась с того момента, когда успехи пролетарской революции на гражданских фронтах и в особенности первые успехи социалистической хозяй
ственной системы заставили художественную интеллигенцию отчетливо понять социалистические цели Октябрьской революции, при
званной не только по-революционному разрушать старый мир, но и его переделывать. Именно в силу этого классовая диференциация, которая в первые годы революции шла очень тонкими и почти неза
метными путями вокруг формальных споров, вступила в фазу классовой борьбы за содержание, идеи и тематику советского театра.
Это был решающий момент в истории советского театра, приведший в 1924—1925 гг. к некоторой растерянности. Крушение идей формальной революции в театре с одной стороны, недостаточное понимание, а иногда и полное отсутствие понимания идейных задач совет
ского театра с другой и привели к тому разброду, который работники театра по старой довоенной памяти пытались отождествить с кри
зисом театра. Разумеется, никакого кризиса не было. То, что в годы восстановительные на всех диспутах, собраниях, во всех статьях име
новалось кризисом, на самом деле было переломом на здоровой основе, результатом роста идейных, политических, культурных и художественных требований нового зрителя.
Театр Красной армии в Москве. Конкурсный проект арх. Мунц и Руднева.