Театр в г. Свердловске. Проект архитекторов Д. Ш. Фридман. и Г. И. Глущенко
даже в лице лучших его представителей. Наша драматургия по своей проблем’ности, идейности и художественным качествам, несмотря на иногда Слабые театральные свойства, выше на несколько голов всего того, что дала нам вся драматургия довоенного времени.
Колоссально возросла сеть наших театров. На 1914 г. в Москве насчитывалось 16 театров, начиная от императорских и кончая театрами миниатюр. Из них серьезных драматических театров насчитыва
лось не более пяти (Малый, Художественный, Незлобияа, Корша и Свободный). Сейчас в Москве более 60 театров, включая передвиж
ные театры УМЗП, не считая отдельных маленьких коллективов, гастролирующих по клубам.
Старый театр дал молодые ростки. От Малого театра отпочковалась студия Малого театра, а сам Малый вынес свои спектакли добавочно в филиал в Таганский район. Художественный театр, кроме филиала, отпочковал от себя такой значительный коллектив, как МХАТ II,
как театр Вахтангова, театр Завадского и уже в третьем поколении— театр под руководством Симонова. Вместо двух оперных театров, мы сейчас фактически имеем, кроме передвижных, 4 оперных театра.. Единственно в чем новая советская Москва уступает старой купеческой — это по части варьетэ. В старой Москве было 12 варьетэ с шансонетными дивами и со спиртными напитками.
Такая же картина по Ленинграду и по всем нашим крупным и мелким городам. Мы не знаем актерской безработицы. Старые школы и студии, существовавшие в довоенное время, ни в какой мере не удов
летворяли даже и тогдашней театральной сетц. Но и на сегодняшний день нас не удовлетворяют в смысле количества выпускаемых кадров многочисленные студии, школы и техникумы в нашей стране. Нет больше идиотизма старой русской театральной провинциальной жизни. Геннадии, Аркашки и Шмаги отошли в область предания. Бродячие актеры, бродячие труппы — не более как сюжет для веселого обозрения. В мало-мальски крупных провинциальных городах — стацио
нарные труппы с постоянным художественным руководством, продолжающие дело ив года в год.
Если нужны особенно характерные показатели театрального роста Советской страны, то, пожалуй, одним из самых характерных показателей будет количество театральных премьер в провинциальных театрах. Они ныне не превышают 12—13, самое большее—15 в сезон.
Можно ли было в старое время думать провинциальному антрепренео-у о том, чтобы начать сезон, не имея в запасе по крайней мере 60 пьес? Премьеры каждые два-три дня, новые спектакли каждый день, и даже в центре столицы, в Москве в передовом Коошевском театре премьеры каждую неделю! О каком качестве театра можно было говорить в таких условиях?
чтобы удовлетворить полностью гигантски растущую потребность в работниках театра.
Изменилась география искусства. Нет такого угла, который не обслуживался бы театром. Театральное ис
кусство проникло в тундры Сибири, в юрты Якутии, в степи Казакстана, bi колхозы, совхозы, на новостройки.
Национальный театр в Верхнеудинске, столице Бурято-монгольской республики, мордовский театр—в Саранске, узбекский—в Ташкенте, молдавский—-в Тирасполе, цыганский—в
Москве, театры на’родных языках в Башкирии, Армении, Татарии, Немреспублике, на Украине, в Белоруссии, Грузии, Узбекистане—таковы грандиозные показатели успехов национальной ленинской политики Страны советов.
Национальные театры СССР ведут свою работу на 40 языках. Из
года в год количество национальных театров растет. В Грузии теперь национальных театров—14, в Узбекистане—1 5, в Армении—7, в Белорус
сии—13, в Азербайджане—10, в Казакстане—12, в Башкирии—3, в Якутии—2. Татарский театр в Симфе
рополе празднует в текущем году десятилетие своего существования.
КОЛИЧЕСТВО АКТЕРОВ В СССР
Каждый знак обозначает 2 500 актеров.