Пролетарии всех стран, соединяйтесь

ОПЫТ ГОСПОЖИ АСТОР

Английский рабочий-литейщик Джемс Мортон в советском общежитии со своей семьей.
Лиди Астор, известная консервативная деятельница Англии, в целях чисто агита
ционных решила Проделать один опыт: она
предложила оплатпт1) расходы но переезду из Лондона в СССР любого рабочего, который согласился бы променять „цивилизованную Англию на „дикую большевистскую Россию.
Такое предложение л,иди Астор сделала громогласно с трибуны. Сиятельная дама решила раз навсегда положить конец „глупым сказкам о советском рас , распространяемым английскими рабочими делегациями.
Однако, лнди Астор получила свыше тридцати заявлений от лиц, соглашающих
ся на вызов. Удивленная владелица газеты „Таймс получила сразу тридцать жертв дли „социального опыта .
По из тридцати пока только один приехал для работы в Россию. Лоди Астор поскупилась на остальных.
Этот один—Джемс Мортон. Сталелитейщик из Ливерпуля, променявший „добрую старую Англию па ленинградский завод „Красный Путиловой .
Впрочем, для Джемса Мортона „добрая Англин вовсе не была доброй: он несколь
ко лет был там безработным, терпел и ну
жду, в холод и голод. Приехал . Мортон в СССР с женой и двумя детьми.
Мне довелось посетить ливерпульского литейщика у него дома — в общежитии.
Он всего около двух месяцев работает на заводе и у же успел освоиться с бытом русских рабочих, несмотря на незнание нашего языка.
Джемс Мортон очень хорошего мнения о русских рабочих.
— О, русский рабочий поразил меня своей профессиональной и производственной дисциплинированностью. Нет пн штра
фов, ни наказаний за проступки. Такое чувство коллективной ответственности для нас совсем чуждо. Эта сознательность
ваших рабочих доказывает, что с ними можно многое совершить и многого добиться.
Очень охотно и с большой любовью к долу говорит Мортон © пашем производ
стве Он указывает, что машины наши очень устарели, что техника за годы войны и ре
волюции ушла вперед. По ото недостатки, так сказать, от нас независящие, вызванные разрухой войны и нашей промышлен
ной отсталостью. Но и другие недостатки в производстве, гораздо более исправимые,
Джемс Мортон на „Красном Путиловце рядом со старшим мастером чугунно-литейного цеха.
отмечает Мортон. Он говорит о реорганизации производства, о введении экономии, где это только возможно.
— Перестройте все отдельные производственные процессы, приладьте их друг к другу так, чтобы достичь наибольшей эко
номии рабочего времени и силы. Возьмите хоти бы очистку материала или инструментов для рабочих. Сплошь и рядом материал очищается очень плохо. Вот и литейке на „Красном Путиловце горячий металл мешают, чем попало. Металл выливается недостаточно чистым. Много браку. Много материала теряется ири плавке. А,
между тем, чистота сплава решает дальнейшую судьбу всех изделий.
— Но вы вообще, как я увидел, мало экономите при резке и формошее металла,— липшие куски бросаются на пол. Возле каждого рабочего лежит целая куча таких обрезков. Их потом кучами выметают из помещений. В Англии на заводах суще
ствуют штаты уборщиков, собирающих эти обрезки. Пз обрезков выходят отличные болты, гайки, винты и прочая мелочь. А заводу лишняя прибыль. К тому же, если убирать эти обрезки,—какая чистота будет па заводах! Меньше заболевают туберку
лезом. Чистота — великое дело. В Англии каждый рабочий следит за чистотой того помещения, где работает, того дома, где жи
вет, той одежды, которую носит. Ведь от этого зависит его здоровье. Почему рабочий должен выделиться от лип, других профессий но своему наружному виду и одежде? Разве гряз
ные руки и платье— иеклюмительная
и ринадлежнбеть всякого рабочего?
В Англии рабочий ничем не отличается от хозяина по своему наружному виду.
Закончив беседу, прощаюсь с любез
ным хозяином и его женой.
Детишки Мортона возятся на иолу.
В комнате чисто и
уютно. Па лицах моих собеседников—радостные улыбки, чувство удовлетворения жизнью.
В этих улыбках счастья—достойное и а- казание знатной лэди Астор за ее неудачный социальный опыт.
Ив. Марин.

№ 48 (192). 28 ноября 1926 г.

Лэди Астор.