ГЕНИАЛЬНЫЙ НЕУДАЧНИК

Очерк Альде.
В маленькое кафе в Дублине, столице Ирландии, забрел какой-то иностранец. Сидя за столиком, он с удивлением следил за странным человеком,’ который долгое вре
мя, не говоря ни слова, прогуливался из угла в угол. У этого чудака было необы
чайно напряженное я злое выражение лица; над острыми глазами мрачно изги
бались брови, его шаги были неровны и нервны. И вдруг он, совсем неожиданно, подошел к столу, где сидел иностранец, и сказал:
— А что, сударь, был ли в вашей жизни хоть один хороший день?
Иностранец ответил утвердительно: он помнит даже несколько удачных дней.
— А вот у меня,—воскликнул неожиданный собеседник,—не было ни одного такого дня: то мне слишком жарко, то слишком холодно, то слишком мокро, то слишком сухо...
И на этом разговор оборвался. Словоохотливый слуга пояснил иностранцу:
— Не обижайтесь, сэр, на этого человека. Это — некий Джонатан Свифт, самый большой неудачник, какого ми когдалибо видели...
И впрямь, с детства Джонатан Свифт, впоследствии знаменитый писатель Ан
глии, был неудачником. Ему случилось явиться на свет через несколько месяцев
после смерти отца. Его мать была бедна, и мальчика пришлось воспитывать на по
дачки дяди, считавшего каждый грош. Потом и дяди умер. Мальчик учился плохо, он никак не мог постичь премудрости математики, зато охотно читал поэтов и изучал историю. Ему никак не удавалось до
биться докторской степени. И, имеете с тем, уже в ранней юности сердце Свифта под
тачивал червь ничем не оправдываемого че
столюбия. Па школьной скамье он пробует писать стихи — чудовищные строфы в напыщенном стиле, банальные и бездарные. Нужда и поиски обеспеченной жизни, при
водят Джонатана Свифта в дом дальнего родственника, известного дипломата, сэра Вильяма Темпля. Здесь он знакомится с кулисами политической жизни. Он все еще продолжает стряпать стихи в торжественно
возвышенном стиле, он старается играть роль в политической жизни, придерживаясь консервативных воззрений сэра Темпля, его покровителя. В этом доме Свифт встретился с бедной родственницей Тем
пля, Эсфирью Джонсон, которую он называет ноэтачески.-и именем Стеллы, и между молодыми людьми начинается любовь. Но
ни в жизни, ни в любви не находит еебе Свифт удовлетворения. Он оставляет го
степриимное поместье Темпля—Мур Парк
11 уезжает в Ирландию. Начинается самостоятельное существование, полное всевозможных лишений. Высокомерному и ез
Джонатан Свифт.
С современнной гравюры.
моуверенному Свифту пришлось удовлетвориться местом мелкого приходского священника. Здесь Джонатан Свифт извле
кает великую удачу из своих жизненных неудач. В нем проявляется недюжинный сатирический темперамент, и его резкость н причудливость, подталкиваемые странной фантазией, помогают создать замечательное произведение: „Сказку о бочке .
I [ровинциальный ирландский священник издевается над крестьянскими сектами, раз
венчивает религию, которую он пародирует
со всей силой своего таланта. Он теряет свою службу, возвращается к Темплю и живет в его доме до самой смерти дипломата. Его личная жизнь все еще не устраи
вается: он влюбляется в одну лондонскую красавицу, Ванессу, терзает н ее, и Стеллу. Неуравновешенность характера Свифта измучила обеих женщин и привела их к преждевременной гибели.
Из корыстных побуждений Свифт каждый раз меняет свои политические взгляды. То он уходит из лагеря консерваторов, высту
пая против них с пылкими памфлетами, то он ополчается против либералов, не под
державших его в должный момент в смысле получения новой церковной службы. Же
лание играть крупную роль приводит Свифта в ряды ирландской оппозиции. Он
привлекает на свою сторону широкие массы, затем бросает начатое дело, предлагает свои услуги королевскому двору и мини
стерству Валытоля при условии получения епископского места, и, когда на трон садится Георг II, он добивается чести—„поцеловать королевскую руку .
Его художественный талант разворачивается как раз в эту пору жизни, и Свифт создает свой бессмертный шедевр—во всем мире прославленную книгу о путешестйиях капитана Гулливера.
Ровно 200 лет назад, зимой 1726 года* без имени автора, появилась эта книга, сразу завоевавшая огромный успех. С успехом этим мог соперничать лишь про
славленный „Робинзон Крузо , впервые опубликованный за 7 лет до „Гулливера .
Свифт со спокойствием об ектнвного летописца рассказывает о приключениях капи
тана Гулливера, одержимого страстью к мореплаванью и попадающего в различные дик винные страны. Сперва Гулливер по
надает в Лшшцутию, в страну карликов, чье государство построено но образцу любой буржуазной державы. Он ало изобра
жает императорский двор, правительство, борьбу иаотий, империалистические войны.
Прошло 200 дет, и, вместе с тем, сатира Свифта, не утратила своей остроты. В ми
нистрах и сановниках Лилянутии мы без труда узнаем предков современных Чембер
ленов и Черчиллей *). Дальше причудливый ум Свифта передвигает место действия в другую плоскость: Гулливер приезжает в страну великанов. Жители этой страны смотрят’ на него с тем же пренебрежением, с каким он относился к лилипутам. Человеческие страсти, порывы и тщеславные же
лания представляются ничтожными в телах лилипутов или отвратительно гигантскими в великанах. Свифт издевается над вырождающимися дворянами, бездарными про
лазами - дипломатами, жалкими королями, продажными депутатами, лгунами-юристами.
Мрачный юмор Свифта достигает своей вершины, когда Гулливер изображается в стране первобытных людей-животных, одер
жимых только низменными чувствами. Для того, чтобы еще больше унизить людей, Свифт протовопоставляет им совершенную породу лошадей, одаренных тем благоро
дством и той мудростью, которых не знает человек.
Гулливер прибывает в страну великанов.
Старинная иллюстрация.
Джонатан Свифт, этот гениальный неудачник, изобразил с такой злобной прав
дивостью современное ему общество, что ого скорее, чем итальянского поэта Данте, можно было бы назвать „великим прокурором в области поэзии .
Тяжелая неудовлетворенность, раз‘- едающая мозг, взлеты больной фартазии и вечная напряженность мысли сделали свое дело и подорвали организм Свифта.
К концу своей жизни он впал в безумие, лиш изредка сменявшееся просветами. В такие минуты он исступленно кричал: „Я кретин! Да, я знаю, что я кретин!
Величайший сатирик Англии умер в 1845 году. Его памфлеты, .его „Сказка о бочке уже давно забыты, но „Путешествия Гул
ливера живут из поколения в поколение, неизменно привлекая к себе миллионы читателей всего мира. Альде.
’) В Библиотеке „Огонек выходит книжка Свифта
„Гулливер в Лилиаутин .
Капитан Гулливер в Лилипутии.
Старинная иллюстрация.