МАРТА 1943 Г.

ВТОРНИК
№ 62 (5810)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 15 марта

18 марта наши войска, после многодневных я ожесточённых боёв, по нряказу Командования эшкуироваи город Харьков.
В Смоленской области наши войека, продолжая наступление, заняли город Холм-Жирковский.
Ва остальных фронтах наши войш вели бои на прежних направлениях.

14 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 100 автомашин с войсками и грузами, по
давлен огонь 9 артиллерийских и 7
миномётных батарей, взорвано 8 «ладов боеприпасов. В Керченском проливе потоплены 3 катера и 3 баржи противника.

Северо-западнее Вязьмы наши войска продолжали наступление. Противник, опираясь на заранее подготовленный рубеж обороны в районе Холм-Жирковскпй, пытался артиллерийским огнём и контратаками пехоты и танков остановить наступление наших войск. Наши ча
сти в результате ожесточённого боя выбили немцев с этих оборонитель
ных позиций и овладели городом Холм-Жирковский. Западнее и югозападнее Вязьмы наши войска раз
вивали наступление и заняли целый ряд населённых пунктов. Уничто
жено большое количество немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.
ты трофеи, которые подсчитываются. На одном участке противник предпринял контратаку, но был от
брошен, оставив на поле боя более 200 трупов.

В районе среднего течения Северного Донца наши войска вели упор
ные бои с противником. Стремясь захватить выгодные позиции, нем
цы бросили в наступление крупные силы пехоты и 18 танков. Подразделения Н-ской части огнём нз проти
вотанковых орудий внесли расстрой
ство в боевые порядки немцев и уничтожили 11 танков. Гитлеровцы пытались было залечь и окопаться, но под ударами наших бойцов от
ступили. 11а поле боя осталось до 300 вражеских трупов.

Южнее озера Ильмень ниши части разгромили сильно укреплённый узел обороны немцев и форсировали один водный рубеж. Противник по
нёс большие потери и отступил, бросив раненых и вооружение.
Нашими лётчиками в воздушных боях сбито 8 немецких самолётов. Кроме того в течение дня огнем зенитной артиллерии и пехотного оружия уничтожено 12 самолётов противника.

Ниже публикуются выдержки из дневника, найденного у убитого на Ленинградском фронте немецкого лейтенанта Вальтера Геллера из полицейской дивизии:
«29 ноября 42 года. Война постепенно принимает для Германии ха
рактер борьбы, ведущейся из по
следних сил... Раньше мы боролись, имея^щё надежду на возвращение на родину. Но кто может нынче на
деяться на то, что он невредимым вернется домой? Шансов на победу теперь очень мало, если ойи .вообще ещё имеются
31 декабря. Можем ли мы ещё связывать с новым годом какне -либо надежды? С ожесточением и злобой мы стоим перед фактом затянувшейся войны.
21 января. Дивизия несёт ужасные потери. В нашем полку погиб
ли почти все офицеры. Опасность велика. Жалкие остатки разбитых подразделений приданы другим ча
стям, остальные, невидимому, окружены... Да, это, конечно, тяжёлый и вряд ли поправимый кризис».

Отступая под ударами Красной Армии, немецко-фашистские мерзавцы совершают неслыханные зверства над мирным населением. В де
ревне Суходол, Смоленской области, фашистские мерзавцы загнали группу я;ителей в один дом. Гитлеров
ские палачи надругались над женщинами, а затем подожгли дом. В огне сгорели И. Фомушкина с грудным ребенком, Евдокия Котова, Ека
терина Фрунтова и другие. Всего погибло 24 человека, среди которых было 8 малолетних детей.

Утреннее сообщение 16 марта

В районе среднего течения Северного Донца наши части в упор
ных боях уничтожили 32 немецких танка, 15 орудий и 40 автомашин с пехотой противника. В районе од
ного крупного населённого пункта гитлеровцы пытались форсировать водный рубеж. Нэши подразделения отбили атаку противника и истре
били до роты немецкой пехоты. На нашем минном ноле подорвались самоходная пушка и 2 тяжёлых немецких танка.
Южнее озера Ильмень бойцы Н-ской части, овладев вчера узлом обороны противника, захватили 3
танка, 2 орудия и другие трофеи. На другом участке наши подразделения ворвались в один населённый пункт и захватили у противни
ка зенитную батарею, 15 пулемётов, более 100 винтовок и склад боепри
пасов. В ночном бою уничтожено более 200 гитлеровцев.
кос 7 немецких эшелонов с вооружением, боеприпасами и продоволь
ствием. Уничтожено 7 паровозов и 140 вагонов. Партизаны захватили у противника 4 пулемёта, 164 винтовки. 13 пистолетов, 13.600 патронов и два оклада хлеба, награбленного немцами у крестьян. Партизаны роздали хлеб населению.

Недавно в деревню Поликариовка, Минской области, прибыл немецкий карательный отряд. Крестъяне были предупреждены, что гитлеровцы хотят сжечь деревню и истребить всё население, и решили дорого продать свою жизнь. Все муж
чины, женщины и подростки с то
порами и вилами под руководством
колхозника Ахрема Васильевича Маркова бросились на немецких бандитов. Борьба безоружных, но мужественных советских патриотов против фашистских карателей дли
лась несколько часов. В неравном бою крестьяне и крестьянки деревни Поликарповка истребили 20 гит
леровцев Многие крестьяне пали смертью , храбрых, а остальные ушли к партизанам.

ГОРОД В РУИНАХ

На Н-ском заводе. Проверка готовых авиационных пулемётов.
Фото М. АЛФЕРОВА.

Верховному Главнокомандующему вооруженными силами Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ И. В.

Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих -завода внутришлифовальных станков, поздравляя Вас, наш дорогой учитель, с присвоением военного звания Маршала Советского Сою
за, уверен, что под Вашим мудрым руководством наша доблестная Красная Армия очистит советскую землю от немецких захватчиков.
Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода, включившись в предмайское социалистическое соревнование, взял на себя следующие социалистические обязательства:
1. Закончить квартальную программу по товарной продукции к 20 марта, а к концу квартала дать сверх плана продукции на 20 процентов.
2. Закончить мартовскую и апрельскую программу по товарной продукции не позднее 27 числа.
3. Дать сверх плана в марте н апреле по 10 станков в особый фонд Главного Командования Красной Армии.
4. Перевыполнить мартовский и апрельский план по выпуску боеприпасов на 10 процентов.
5. Перевыполнить план по вооружению в марте на 30 процентов. 6. Добиться снижения себестоимости внутришлифовального станка 325-Д в марте на 3 процента, в апреле на 5 процентов против себестоимости в феврале.
7. Выпустить первую серию новых станков 3250 к первому мая.
8. Закончить изготовление технологической оснастки на выпуск новых станков 3250 к первому мая.
9. Подготовить к маю 100 учеников.
Желаем Вам, товарищ Сталин, доброго здоровья, а Красной Армии приносим благоданость.
По поручению коллектива приветствие подписали:
Директор завода СУББОТИН. Секретарь парторганизации АНДРИАНОВ. Председатель завкома ГИЗАТУЛЛИН. Се
кретарь комитета номсомола РЯБОВ. Стахановцы: КИСЕЛЕВ, КРУТИКОВ, ХРОМОВ, ГРИШИНА, ШАШКОВ.

В ответ на высокую награду

Сегодня опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о
наг(каждении московского завода «Компрессор» орденом Трудового
Красного Знамени. С большим под’- ёмом встретил коллектив завода эту радостную весть. Рабочие поздравляли друг друга с высокой наградой и ознаменовали этот день новыми производственными успехами.
Не так давлю за образцовое выполнение производственных заданий заводу было присуждено переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б). Кол
лектив цеха, где начальником тс#в. Загвоздкин, выступил с предложением включиться в предмайское социалистическое соревнование и ещё более усилить выпуск продукции для фронта. В ответ на этот призыв многие рабочие повысили с®ою про
изводительность. Бригадир слесарей тов. Трубин не уходил из цеха сут
ками, до тех пор дока его бригада не заканчивала порученной работы. Самоотверженно работает молодёжная бригада слесарей, которой руководит тов. Славников.
В цехе, где начальником тов. Ровинский, много двухсотый ков, среди которых выделяется своей работой стахановка-станочница тов. Камене
ва. Они обеспечили ровный ритм
выпуска готовой продукции и её высокое качество. В течение двух недель марта завод работает точно но графику.
Сегодня в связи с награждением завода орденом Трудового Красного Знамени после работы состоится общезаводской митинг. В партийную организацию начинают поступать индивидуальные и коллективные обязательства, в которых рабочие обещают досрочно закончить про
грамму первого квартала.
Путь отступления Немцев отмечен подлыми и злобными разрушения
ми. От Гжатска до Вязьмы нет ни одного целого моста. Мостов же, по
строенных крепко, на долгие годы, было много. Железобетон поднят на воздух, над оврагами зияют прова
лы, стальная арматура повисла над ними. Чернеют воронки от огромных фугасов.
Не сразу можно попять, что вы в’езжаете в город Вязьму. Нет даже признаков того, что здесь начинает
ся городская окраина. Бесконечные пусгьгри тянутся по сторонам. Где же самый город?
Пламя лижет огромные груды почерневшего зерна, Ганьше здесь был элеватор. Немцы давно разрушили его, остался только склад. Теперь догорает и зерно.
Город начинается и кончается развалинами.
Наступающие видели по вечерам гарево над городом, а днем — густой
дым. Жители Вязьмы видели это вблизи. Их выгоняли из родных домов, уводили в Царёво-Займище,
Вырубово, Каменку. Там должна была решиться их судьба — отпра
вят в Германию или, если нехватит транспорта, сожгут вместе с последними домами селений. Они бы
ли заперты в домах, а на дверях висели замки. Вьгитранный в на
ступлении час-другой сохранил жизнь тысячам наших людей.
Когда под конвоем солдат жители Вязьмы покидали город, по улицам рыскали банды поджигателей. Они привешивали к домам грушевид
ные бомбы, выкрашенные в зелё
ный цвет, и загоралось здание за зданием, квартал за кварталом. Фашисты уничтожили школы, больни
цы. Я исходил весь город и не мог найти ни одного дома, в котором что-нибудь уцелело, кроме наружных стен.
Сколько же осталось в городе жителей, сколько уцелело В послед
ние, самые страшные часы, когда немец встал в дверях, предлагая
на выбор рабство на чужбине или смерть у порога родного дома? Точ
ных цифр ещё нет, но осталось не больше десятой части прежнего населения Вязьмы.
Ганьше десятки тысяч людей шля в праздничных колоннах по улицам Вязьмы. Светлого праздника 11 марта 1943 года дождались лишь не
многие. На площади, среди руин, от которых ещё исходил дым, собрались они на торжественный ми
тинг освобождения. Как мало их и как они измучены! Но все — рабочий маслозавода, школьный учи
тель, седая мать убитой немцами
девушки, подруга этой девушки — полны воли к жизни, воли, которая крепче адских сил разрушения.
Эта воля опособна возрождать города из чёрного пепла.
С. Марвич. ВЯЗЬМА, 15. (Спец. корр. ТАСС).

Передовые бригады

В бригаде токарей, которой руководит А. Колосова, работают исклю
чительно женщины. Токарное дело почти все они освоили в дни войны.
Анна Николаевна Хлебникова стала хорошим токарем. На производстве боеприпасов она вырабатывает полторы нормы. Хлебникова со
ревнуется р Аллой Муратовой — своей соседкой но квартире, кото
рая тоже выполняет полтора задания.
Эта бригада считается одной из передовых в механическом цехе Н-окого завода. Токари-женщины решили в марте выработать боепри
пасов сверх плана на 40 процентов, чтобы послать их одной из прославившихся в боях артиллерий
ских частей. С большим под’ёмом трудятся женщины в эти дни.
Сейчас бригада . вырабатывает
ежедневно две нормы.

21 агрегат вместо 18

Большинство рабочих завода внутришлифовальных станков пришли на предприятие в прошлом го
ду. Среди слесарей, сборщиков, строгальщиков — немало подростков
и людей, никогда ранее не работавших на заводе. Но небольшой про
изводственный стаж не отражается на качестве их работы.
Недавно цехам дали новое производственное задание. Надо было в короткий срок собрать более
десятка, сложных агрегатов. В мирное время на этом процессе стояли слесари 6—7-го разрядов. Фронтовая комсомольская бригада, рабо
чие которой имели не выше 3—4-го разряда, взялась выполнить зада
ние. И вот сборщики Сударушкин,
Спиричёв, Смирнов, Гусев, Салыков и Шитов заключили социалистиче
ский договор, в котором обязались собрать за короткое время 18 агрегатов.
Западнее Ростова на Дону. Н-ское подразделение на марше
Фото В. ИВАНОВА (ТАСО),
Правильно расставив рабочую силу, хорошо организовав производст
венный процесс, молодые сборщики сумели добиться больших успехов: в указанный срок вместо 18 агрегатов они ообрали 21.
Этот пример не единичен. Нл заводе — около 30 фронтовых комсо
мольских бригад. Включившись в предмайское социалистическое соревнование, большинство из них вдвое и втрое перевыполняет нормы- •
Каждый член бригады Владимира Шмакова на оборонной продукции вырабатывает не менее трёх норм в смену.
Молодёжь завода вместе с кадро- винам к напрягает все силы, чтобы с честью выполнить свои обязательства по предмайскому соревнова
нию, о которых коллектив сообщил в своём письме Верховному Главно
командующему Маршалу Советского Союза товарищу Сталину.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О награждении войсковых частей Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий. Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками в боях под Сталинградом и проявленные при этом доблесть и мужество наградить:
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
4-й Краснознаменный Гвардейский минометный полк.
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 1. 17-ую Гвардейскую минометную бригаду 2. 5-ый Гвардейский минометный полк
3. 18-ый Гвардейский минометный полк 4. 19-ый Гвардейский минометный полк 5. 21-ый Гвардейский минометный полк 6. 23-ий Гвардейский минометный полк 7. 51 -ый Гвардейский минометный полк 8. 85-ый Гвардейский минометный полк
9. 92-ой Гвардейский минометный полк
10. 93-ий Гвардейский минометный полк 11. 94-ый Гвардейский минометный полк
12. 110-ый Отдельный Гвардейский минометный дивизион. Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 15 марта 1943 года.

УКАЗ

О награждении Московского завода «Компрессор

Наркомата Минометного Вооружения

орденом Трудового Красного Знамени

За образцовое выполнение заданий Правительства по производству специального вооружения наградить Московский завод «Компрессор» Наркомата Минометного Вооружения орденом Трудового Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

УКАЗ

О награждении завода «Уралэлектроаппарат

Наркомата Электропромышленности

За образцовое выполнение заданий Правительства по производству специального вооружения наградить завод «Уралэлектроаппарат» Наркомата Электропромышленности орденом Трудового Красного Знамени.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О награждении завода № 38 Наркомата Танковой

промышленности орденом Красной Звезды

За образцовое выполнение заданий Правительства по производству специального вооружения наградить завод № 38 Наркомата Танковой промышленности орденом Красной Звезды.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль, 15 марта 1943 года.

Награждение личного состава гвардейских

минометных частей Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками я проявленные при этом доблесть и мужество Ука-зом Президиума Вер
ховного Совета СССР награждена группа личного состава гвардейских миномётных частей Красной Армии.
Орденом Ленина награждены: подполковник А. И. Ерохин, полковник С. Т. Кондратенко, полковник Ф. Г.
Королев, подполковник С. А. Кутании, подполковник Ф. Ф. Терешонок;
орденом Красного Знамени—майор Г. И. Алымов, подполковник А. И.
Артемьев, генерал-майор артиллерия А. А. Быков и другие, всего 65 человек;
орденом Красной Звезды — 12
человек.

Вахту несет батарея

Анатолия Зверева

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 15. (Спец. корр. ТАСС). Издали кажет
ся, что на этом гладком поле нет ни зенитных орудий, ни пулемётных гнезд. Зенитчики подразделе
ния, которым командует кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени старший лейтенант Анато
лий Зверев, славится искусством маскировки.
Раннее утро. Из землянок выбегают бойцы. День начинается с физической зарядки — бег, гимнастические упражнения. Затем следует обычный утренний туалет. После переклички бойцы отправляются завтракать.
В этот день завтрак был прерван сигналом воздушной тревоги. Раз
ведчик батареи ефрейтор Кондрат Баранов оповестил о приближении вражеского самолёта. Это был «Юнкере». Он шёл на высоте около 7.000 метров — ленинградские зенитчики отучили фашистских пило
тов опускаться низко. Потребовалось только несколько десятков секунд, чтобы расчёты приготовились к бою. Грозные жерла орудий глядят в небо, они вращаются по мере передвижения цели, но огня пока не открывают. Это называется у зе
нитчиков «немой стрельбой».
Но вот «Юнкере» входит в зону огня. Раздаётся залп, за ним другой, третий. В ясном небе возникают белые облачки разрывов. Само
лёт маневрирует, но продолжает стремиться к городу. В бой всту
пает орудие старшего сержанта Разумова. Оно открывает такой ин
тенсивный и точный огонь, что «Юнкере» вынужден развернуться на обратный курс.
Батарея старшего лейтенанта Анатолия Зверева — прославленная батарея. За короткий срок оиа уничтожила 10 самолётов врага.
Был день, когда зенитчики отбили 36 воздушных атак врага. Не
сколько раз «Юнкерсы» пикировали на батарею. Бомбы рвались вблизи орудий. Одновременно противник
открыл Артиллерийский обстрел позиции батареи, но люди словно при
росли к пушкам. Тогда большая группа вражеских пикирующих бом
бардировщиков произвела звёздный налёт на батарею. Им удалось вы
вести из строя одно орудие, но два других яростно продолжали бить прямой наводкой по «Юнкерсам». Один немецкий самолёт вскоре был уничтожен.
Подходим к орудию, которое только-что отогнало «Юнкерса». Им командует старший сержант Разу
мов — один из ветеранов батарея Внушителен боевой счёт этой зенитной пушки: её огнём уничтоже
но 5 самолётов врага и несколько подбито.
В 14 часов —новая тревога-Снова бьют орудия Зверева, и снова самолёты врага — их на этот раз бы
ло три, — не выдержав мощного огня -зенитчиков, поворачивают обратно.
Вечером зенитчики, свободные от вахты, собрались в уютном подземном клубе. Мы видели прекрас
ную самодеятельность. В программе бы.тп одноактная комедия, песня, пляски, концерт струнного оркестра.
Старший лейтенант Зверев проводил нас в командирский домик. Там живут он, его помощники и коман
диры взводов. Почти все они были до войны людьми мирных профессий: один — горный инженер, дру
гой — специалист в области евязя, третий — преподаватель история. Сам командир - кадровый воен
ный, окончивший артиллерийское училище. С любовью говорит он о
своих бойцах. Москвичи, вологодцы, днепропетровцы. дальневосточни
ки — все они готовы любой пеной отстоять Ленинград от воздушных пипатов .
Зенитчики батареи Анатолия Зверева продолжают неусыпно нести вахту на подступах к городу Ленина.
А. Виноградов.
Южнее гор. Белого наши войска продолжали наступление и заняли 40 населённых пунктов, в том числе районный центр Батурине. Взя
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Минской обла
сти, в течение месяца пустил под откос 15 немецких воинских эшелонов. Разбиты 9 паровозов и 212 вагонов. Под обломками вагонов погибло много немецких солдат и офи
церов. Во время налётов на яселезнодорожные станции партизаны подорвали 10 платформ с автомашинами и сожгли 6 цистерн с бензином.
В течение ночи на 16 марта наши войска вели бои на прежних налцавлениях.
Западнее Вязьмы наши войска продолжали успешное наступление и заняли десятки населённых пунк
тов. Н-ская часть в ожесточённом бою за один крупный населенный пункт истребила до 300 немецких солдат и офицеров. Овладев этим опорным пунктом противника, натки
бойцы захватили 4 немецких танка, 5 орудий и оклад боеприпасов. Югогятгадпее Вязьмы наши части, пре
одолевая упорное сопротивление противника, продвигались вперёд.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Киевской области, в течение месяца, совершил несколько нал?то,в на железнодо
рожные станции, занятые немцами.
Советские патриоты истребили до 200 гитлеровцев и пустили под от
Западнее Ростова на Дону наши войска вели огневой бой с противником. Артиллеристы и минометчи
ки разрушили 6 вражеских ДЗОТ’ов и взорвали 2 оклада с боеприпасами. На другом участке разведчики Н-ской части проникли в тыл противника и в нескольких местах взорвали железнодорожный путь.