Выставка «Комсомол в отечественной войне». открытая в залах Исторического музея, пользуется большим успехом у -москвичей. За два месяца её посетило более 30.000 человек. Каждое воскресенье на выставке устраиваются встречи с писателями и поэтами-фронтовиками, лётчиками, партизанами. На снимке: выступление белорусского поэта-фронтовика Максима Танка. Фото Ал. ЛECС.

ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА

В 1943 ГОДУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ театру им. Евг. Вахтангова, рождённому в дни Великой Октябрьской социали
стической революции, всегда были близки советские темы и образы со
ветских людей, — сказал в беседе с нашим сотрудником художествен
ный руководитель театра народный артист РСФСР Р. Н. Симонов.
Вахтанговцы одними из - первых начали работать с советскими драматургами.
В репертуаре театра была замечательная пьеса Горького—«Егор Булычев и другие», давшая возмож
ность создать этапный спектакль с блестящим исполнителем роли Его
ра Булычева народным артистом СССР Б. Щукиным.
Первым в Москве театр показал на сцене образ Ленина, поставив пьесу «Человек с ружьем» Погодина.
В дни великой отечественной войны театр, естественно, основное внимание уделил произведениям советских драматургов. В Омске мы показали новые спектакли: «Олеко
Дундич». «Русские люди», «Фронт», «Свадебное путешествие», «Сирано де Бержерак». Кардинально возобновили прежнюю нашу постановку «Я — сын трудового народа».
В этих спектаклях паши ведущие артисты — Ц. Мансурова, Е. Алек
сеева, Н. Русинова, А. Абрикосов.
А. Дикий, А. Горюнов, Щ Толчанов, Н. Плотников, М. Державин и другие — создали ряд высокохудожественных образов. Работа над новыми постановками помогла выя
вить и талантливую молодёжь. В «Русских людях» в роли Валл с ус
пехом выступила Л. Коровина, во
«Фропте» в роли Гомелаури — Р. Экимов, в «Олеко Дундиче» в роли Палила — Н. Емельянов и т. д. В «Свадебном путешествиицеликом занята вахтанговская молодёжь — Г. Пашкова, Л. Занковская, В. Осснев и другие
В нашем филиале (руководитель А. Орочко), работающем па фронтах отечественной войны, хорошо проявили себя в спектакле «Наш корреспондент» И. Соловьёв. И. .Пин
ский, только что окончившая школу театра В.. Васильева и др.
Мы включили в репертуарный план драму Островского «Гроза(роль Катерины поручена Е. Алек
сеевой). народную комедию Аверки
ева «Фрол Скабеев» в постановке А. Дикого п «Гамлета» Шекспира (ставит Н. Охлопков).
Моей ближайшей новой работой явится постановка музыкальной ко
медии «Мадемуазель Нитуш» Эрве,- которую театр покажет в июне.
Мысль осуществить - музыкальную комедию зайпмала театр давно. Еще в «Принцессе Турандот», поставленной Е. Б. Вахтанговым, большое внимание было уделе
но музыкальной стороне спектакля.
Парад актёров, заканчивающийся несенной, пантомима слуг просцениума, музыкальное сопровождение, органически входящее в действие,— всё это ещё тогда потребовало от молодой труппы вахтанговского театра специальной подготовки в области движения, ритма, сценической чёткости.
Театр не прекращал развивать эту линию, данную Вахтанговым в «Принцессе Турандот». В нашем репертуаре—такие спектакли, как водевиль . (ейского «Лев Гурыч Синичкин», «Много шума из ничего» Шекспира с талантливой музыкой Т. Хренникова и, наконец, «Соломенная шляпка» Лябцша, осуществлённая молодыми силами.
За 20 с лйшни.ч лет существования вахтанговского театра актёры никогда не прекращали совершенствовать своё мастерство. Они зани
маются постановкой голоса, пением, ритмом, движением, танцами.
Приступай к постановке музыкальной комедии «Мадемуазель Ни
Беседа с художественным руководителем театра им. Евг. Вахтангова народным артистом РСФСР
Р. Н. Симоновым.
туш», мы организовали специальные занятия для труппы театра. Музы
кальная комедия требует от актора всестороннего мастерства.
Когда-то актёры в театральных школах, вне зависимости от дальнейшего выбора профессии — бу
дут лн они играть в опере, в дра
ме или балете, — начинали обязательно с изучения балетного искусства. Эта традиция была очень хо
роша, ибо тренировала молодёжь в области движения и жеста.
Чрезвычайно интересна записка А. II. Островского о драматических школах государственных театров, в которой великий русский драматург уделил много внимания мастерству актёров. Вахтангов также требовал от своих учеников как внутренней, так и внешней безупречной актёрской техники. В этом — особен
ность вахтанговской школы. II нам кажется, что осуществление на сце
не нового музыкального спектакля будет способствовать дальнейшему росту актёрского мастерства.
Искусство музыкальной комедии
народно, оно родилось из уличных
ЗОДЧИЕ
ГОРОДА ЛЕНИНА В ДНИ ВОЙНЫ
В Москву отправлены экспонаты для выставки «Зодчие Ленинграда в дни отечественной войны». Средп экспонатов — проекты реконструк
ции исторических и жилых зданий, разрушенных воздушными бомбар
дировками и артиллерийскими обстрелами, Зарисовки Ленинграда в дни войпы, проекты монумента, посвящённого прорыву, блокады Ленинграда, издания трудов ленинградских архитекторов.
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).

НОВЫЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ИСКУССТВА

Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР Заказывает в 1943 году лучшим драматургам стра
ны 7—8 пьес о жизни и работе coi ветского тыла, 5—G комедий и 10 одноактных пьес. 6 пьес драматур
гов братских республик переводятся на русский язык и включаются в репертуар театров. В ведущие теат
ры страны выезжает 40 крупных режиссёров для руководства отдельными постановками. В театрах вво
дится ассистентура для молодых режпссёров.
В текущем году организуется пять новых фронтовых театров. 25 веду
щих мастеров сцены выедут на фронт с творческими отчетами. Ежемесячно на отдельных участках фронтов будут находиться не менее 40 концертных бригад. Формируется несколько десятков бригад для обслуживания освобождённых районов.
Создаются новые музыкальные коллективы и ансамбли для Москвы и Московской области, в Воронеже, Горьком, Туле, Рязани, Ярославле, Свердловске и Челябинске. В 1943 году состоятся циклы концертов русской музыки в Москве, Свердловске, Саратове, Куйбышеве, Новосибирске, Чкалове и Горьком. Предполагается ряд концертов в ознаме
нование 50-летия со дня смерти П. Чайковского и 70-летия со дня рождения С. Рахманинова.
(ТАСС).
песенок, распевавшихся на площадях. Песенка постепенно обрастала сюжетом, превращалась в пьесу, где злободневность, шутка, сатира всегда были органическим элементом.
Этот элемент сатиры-обозрения хочется сохранить и в спектакле «Мадемуазель Нитуш», беря для него темы, которые могут быть близ
ки и понятны нашему зрителю. Интермедии и куплеты позволят нам это осуществить.
Музыкальная комедия требует тесного общения со зрителем. От ак
тёра она требует умения заразить .зрителя своим самочувствием, весёлостью, жизнерадостностью.
Советский зритель любит музыкальную комедию. Спектаклем «Ма
демуазель Нитуш» нам хочется поновому разрешить нужный жанр музыкальной комедии, дающий бодрую, жизнерадостную зарядку зрителю.
Пьеса Эрве позволяет показать ту Францию, где жив дух свободолюбивого французского народа. В образе Денизы — мадемуазель Нитуш — соединены обаятельные черты французской девушки. Она остроумно высмеивает ханжество, ру.- тшту традиционных отношений. Сво
бодная в своих поступках, Дениза уходит из пансиона «Небесных ласточек» в любимый ею театр. Дру
гое основное - действующее лицо пьесы — Августин — талантливый композитор, сочетающий в себе степенного органиста пансиона и авто
ра весёлых оперетт. В «Мадемуазель Нитуш» мы Хотин показать пьесу Августина, откликающуюся на современные злободневные темы.
Роль мадемуазель Нитуш исполняют наши молодые актрисы — Г. Пашкова и Л. Целнковскаау-роль Августина — В. Осенев и С. Лукьянов. Музыкальный режиссёр спек
такля А. Голубенцев сделал новую оркестровку музыки Эрве, используя современные возможности зву
чания оркестра. Перед художником. В. Рындиным поставлена задача своеобразного разрешения оформле
ния этого спектакля, выходящего и-з пределов сценической площадки.
В сезоне 1943 года театр намечает показать также пьесы «Жди ме
ня» К. Симонова. «За здоровье тех, кто в пути» Ю. Германа, «Синий платочек.» В. Катаева и «Великий государь» В. Соловьёва.
Советские пьесы, классический репертуар, музыкальная комедия дают возможность широко использо
вать труппу театра. Эти спектакли позволят нашим актёрам создать высокохудожественные образы советских людей и классические персонажи мировой драматургии.
В дни великой отечественной войны вахтанговцы все свои силы, всё свое мастерство отдают делу побе
ды над врагом. В этом — большая, почётная и ответственная задача всех советских художников!

ПЕСНИ

О КРАСНОЙ АРМИИ

новый

СБОРНИК
Ha-днях вышел в свет сборник песен советских композиторов, посвящённых Красной Армии.
Здесь нашли место и те ранее написанные песни, которые уже завоевали заслуженную популярность у широкого слушателя. Тако
ва песня В. Соловьева-Седого «Ехал казак воевать», «Русская душа» В. Кручинина—превосходная строе
вая красноармейская пеоня-диалог между орденоносным бойцом и егЪ женой; шуточная-иривальная Д. Васильева-Буглая «Ловкий парень», шуточно-сатирические куплеты Игоря Морозова, С. Каца и т. д.
С новым текстом А. Софронова, обращенным к доблестным бойцам корпуса генерал-лейтенанта Кириченко, вошла в сборник стремитель
ная, удалая песня казаков-гвардейцев «Не камыш зелёный» Н. Чемберджи.
Сборник открывается новой песней А. В. Александрова «25 лет Красной Армии» (на слова О. Ко
лычева). Торя;ественная песнямарш даёт сжатую летопись слав
ных походов Красной Армии — от эпохи гражданской войны до боевых схваток с фашистскими варва
рами. Твёрдой верой в победу, волей и энергией дышат заключительные строки этой песни:
Победим! Наше войско несметно! Гений Сталина в бой нас ведёт. Наша армия в битвах бессмертна. Как бессмертен советский народ!
Героической эпопее Сталинграда посвящена напевно-лирическая пе
сня Б. Мокроусова «Ой, ты, Волга» (на текст В. Лебедева-Кумача), несколько напоминающая своим интонационным складом старые рабочие революционные песни.
Более напряжённая драматическая трактовка придана теме Сталинграда в «Песне славы» В. Бело
го (на стихи С. Алымова). Песня начинается широким, величавым запевом.
Выразительный, тгластически-шы - нуклый запев, подхватываемый хором, сменяется динамичным, маршеобрааньгм ритмом, который вос
принимается, как твердая поступь, как мощное движение огромных масс:
Богатырскою русскою силой
Твои, Волга, просторы полны. Вез враги находили могилу
Под накатами волжской волны...
Из новых песен, вошедших в этот сборник, нельзя не отметить как большую художественную удачу песню Анатолия Новикова. «Шашка моя, шашечка» (слова А. Софроно
ва). Хорошо, действенно и сценически-игрово сочетаются в песне неторопливо-сказовое начало — повествование о отарой боевой казачьей шашке — и норывисто-лихой припев.
Выход нового об’ёмистого сборника существенно обогащает песенный репертуар, посвящённый темам великой отечественной войны.
Е. Канн.

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОГО

ОРКЕСТРА СССР

ВЧЕРА В КОЛОННОМ ЗАЛЕ
Вчера в Колонном зале Дома союзов после полуторагодичной гаст
рольной поездки по Средней Азии, Сибири и Уралу состоялось первое в Москве выступление Государствен
ного симфонического оркестра Союза ОСР.
С большим под’ёмом и мастерством оркестр исполнил Седьмую симфонию Д. Шостаковича. Дирижиро
вал лауреат всесоюзного конкурса
дирижеров, заслуженный артист УССР Натан Рахлин.
Концерт прошёл с большим успехом. Публика, переполнившая зал, горячо приветствовала замечательный музцкальный коллектив.
Днём 21 марта в Колонном зале Дома союзов состоится второй кониерт. В программе — Чайковский:
Четвёртая симфония, «Франческа да Римини» и Славянский марш.

«УРАЛЬЦЫ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

★ «НАША ГВАРДИЯ» — так называется книга А. Кривидкого, вышед
шая в издательстве ОГИЗ — Госполитттздат тиражом в 30 тыс. экземпляров.
Книга состоит из разделов: «Страницы истории . «Гвардия отечественной войны и Гвардейская часть .
ПЬЕСА
М. СЛОНИМСКОГО
Писатель Михаил Слонимский более года провёл на Урале. На-диях в издательстве «Советский писатель» вышла его книга «Председа
тель горсовета». В ней помещены рассказы о людях Урала и об эвакуированных из прифроштовой полосы детях.
В беседе с нашим сотрудником тов. Слонимский сообщил:
— Мною закопчена новая пьеса «Уральцы», которую включил в ре
пертуар Московский драматический театр (постановщик — заслуженный артист республики Ф. Каверин).
Пьеса рассказывает об одном из уральских пушечных заводов и его людях, которые не только самоот
верженно трудятся в тылу, но с оружием в руках героически сража
ются на фронте и в тылу у «емецко-фашнстских захватчиков.

ТВОРЧЕСКИЕ

ОТЧЕТЫ

ХУДОЖНИКОВ

В текущем году МОССХ организует ряд персональных выставок
отчётов, посвящённых творчеству художников. В конце марта в Вы
ставочном зале «Всекохудожникабудет открыта выставка работ художника Г. Шегаля.
Действующая армия. Колонна бронемашин противника, подбитая нашей артиллерией. фото н. Асниной (ТАСС).

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Сопротивление партизанских отрядов в горах
Верхней Савойи Рабочие из городов бегут в леса.
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Как передаёт агентство АФИ, с французской границы сообщают, что сопротивле
ние партизанских отрядов в горах Верхней Савойи непрерывно возрастает и немцы вынуждены направить против французских патриотов бронетанковые силы.
Агентство . сообщает, что немцы н итальянцы готовились предпри
нять карательный поход в горные долины, чтобы подавить сопротивление партизан. Однако партизаны устроили близ Тойона огромный
обвал, в результате чего проход в горные долины для моторизованных войск был закрыт. Все горные дороги забаррикадированы; телефон
ная и телеграфная связь между го
родами, находящимися в руках немцев, и Швейцарией прервана..
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Корреспондент газеты «Ньюс кроникя» сооб
щает с французской границы, что сопротивление французского наро
да гитлеровским оккупантам усиливается. Многие десятки тысяч французов в различных районах страны скрываются от властей Ви
ши, чтобы избежать отправки на работу в Германию. В лесах Нормандии скрывается много рабочих из городов Руан, Гавр, Каи и Эдьбеф. В горах центральной части Франции за последнее время участились акты саботажа на железнодорожных линиях, связывающих
Клермон-Ферран, Сент-Этьенн и Роанн. Сопротивление мероприятиям
гитлеровцев возрастает также в Лионе. Лиможе, Монлюсоне и многих городах на юге Франции.

Борьба норвежских патриотов

против оккупантов

СТОКГОЛЬМ. 18. (ТАСС). Шведская газета «Стокгольме тидвшпенсообщает, что квнелинговекие и оккупационные власти шхц.мi обеспокоены массовым уклонением нор
вежцев от об’явлешной в Норвегия трудовой повинности. Вс-е норвежцы, уклоняющиеся от трудовой повин
ности, лишаются продовольственных карточек и таким образом обрекаются на голодную смерть. По сообщению шведско-норвежского пресс-бюро, среди норвежских рабочих, завербованных насильственно на строи
тельство немецких оборонительных сооружений в Норвегии, царит огром
ное недовольство режимом голода и издевательств, уставовленным на отройках. При малейшей попытке протеста немцы посылают на стройки карательные полицейские отряды. Произведены уже многочислен
ные aipecrbi, особенно в прибрежных районах. На одной из строек рабочие дневной смены отказались про
должать работу ночью, тем более что ва весь день онл не получали пищи. Тогда на стройке появился . отряд гестаповцев, ^который под угрозой расстрела вынудил рабочих остаться на ночную работу.
Квпслингивскпй и немецкий те.р- рор в Норвегии вызывает уоиление антигерманского саботажа. Газета «Стокгольме тиднинген» пишет, что в Западной Норвегии происходят ре
гулярно акты саботажа. Вестландская железная дорога разрушена в нескольких местах. Немцы вынуждены были: усилить охрану всех важ
ных сооружений. В последнее время конфисковано у населения много оружия.
Там, где были немцы. Всё, что осталось от районного центра Залучье (Северо-Западный фронт). фото в. ШАРОВСКОго (ТАСС).

ОТОВСЮДУ

АГЕНТСТВО РЕЙТЕР передаёт из Лондона, что заместителем начальника штаба комбинированных операций назначен вице-маршал авиации Орлебар.
ПО СООБЩЕНИЮ оттавской газеты «Ситизен», в результате перегово
ров между канадским и американским
министрами земледелия было решено создать постоянный кападеко-американский сельсхозяйственный комитет, в который войдут по четыре предста
вителя от обеих стран. Председателем комитета будет заместитель министра земледелия Канады Бартон.
В ОТТАВЕ 18 марта состоялся обмен грамотами о ратификации торгового соглашения между Канадой и Бра
зилией. Это соглашение заключено на два года.

Гитлеровский работорговец

в Греции

О
Н поехал в Грецию после того,
как его друзья на танках и самолётах закончили гам чёрную работу «тотальной войны». В стра
не быстро устанавливался «новый порядок»: немецкие вывески поганили колонны Акрополя, трупы ка
чались на виселицах, валялись на тротуарах. «В Афинах повсюду на
тыкаешься на мёртвых греков, — записывает он свои наблюдения. — Тухлый народишка. Никак не может обойтись без еды».
Конечно, он носил эсэсовскую военную форму, чёрный мундир, на
рукаве—череп и окрещённые кости. И, конечно, в сражениях он не участвовал, предпочитая пастись в тыловых ресторанах. «Специальность» избавляла его от опасности фронта: он подбирал «контингентыдля солдатских публичных домов.
Нам не известна его биография. Вероятно, она Началась в одном из таких же публичных домов, обслуживание которых стало его профес
сией. Гадать не будем, мы п так знаем, достаточно. Перед нами его дневник, случайно попавший в руки корреспондента английской га
зеты «Пппл» и полностью опубликованный на её страницах.
Нелегко читать его записи — тошнота подступает к горлу. Каждое слово, которое выплёвывает эта двуногая тварь, вызывает омерзение. Представьте себе гиену в мундире эсэсовца, восседающую в портике
Парфенона. Впрочем, и Парфенон и Акрополь для него — пустой звук, а об Олимпе он знает только то, что там открылся кабак для немец
ких солдат. Одно он знает твёрдо, что «по отношению к немцу грек— всё равпо, что шимпанзе или мар
тышка». «Славяне и вообще греки не являются человеческими сущест
вами, — записывает он. — Это — низшая раса. Когда они все сдох
нут, нам будет легче. Не придётся кормить. Впрочем, им и так нечего есть. Мрут, как мухи. Ежеднев
но, говорят, умирают здесь тысячи
этих мартышек. Мне, конечно, на это в высшей степени наплевать».
Гиена радуется: ей приятно видеть, как голод заканчивает работу немецких танков. Когда же отощав
шие, обезумевшие от голода люди осыпают её проклятиями, гиена во
прошает о недоуменным видом: «Него они бесятся? Газ мы, нем
цы, нуждаемся в пище, а у них она есть, — всё ясно. Мы должны на
сыщаться, а они — голодать. Какая-то старуха сегодня закричала мне вслед: «Посмотри на мои руки!
Ты сожрал с них всё мясо!». Ну и что же? Сожрал — значит, так на
до. Газве вы лишите себя сахара, чтобы скормить его какой-то двор
няжке? Конечно, нет. Так неужели мы, немцы, откажемся от бифштекса, чтобы не сдохли греческие со
баки? Пусть дохнут!».
Итак, народы должны голодать, чтобы это животное могло набить
брюхо бифштексом. Так сказали Гитлер, Геринг и Геббельс. Всё яс
но. И двуногая тварь удивляется: за что же её так ненавидят?
«Отвратительный народ — эти греки. Захожу с Колером в один дом. Там. есть две подходящие девушки. Видим мальчишку лет восьми или девяти. Живот распух, гла
за ввалились. «Ну ты, картошка на двух спичках», — смеётся Колер. Тот молчит, глаза, как у зверёныша. У меня в кармане была плитка шоколада. Я отломил от неё кусочек и повертел перед носом мальчишки. Но он даже не пошевелился. «Я не беру подарков от нем
цев», — заявляет щепок. Колер тут же посоветовал угостить наглеца хорошим тумаком по башке, что я и сделал. Впредь будет знать, как разговаривать с немцем, если выживет». Читаем дальше:
«Мальчишка, посмевщий надерзить мне, умер. Забавно, как я уз
нал об этом. У него есть сестра — хорошенькая девчонка. Так вот она и притащила мне его труп со сло
вами: «Гляди! Гляди! Он умер от голода, а от твоей подачки отказался. Зверь!». Мне было смешно. Глупая девка. Я запер её вместе с другими, которых отобрал сегодня для отправки в Германию. Пусть и она заодно поедет. Товар подходящий».
Методично рыщет эта гадина от Афин к Пирею в поисках «подхо
дящего товара» для немецких пуб
личных домов. Он в восторге от своей мерзкой профессии. «Огромные армии нашего европейского
фронта нуждаются в удовольствиях, и заботиться о таких удовольствиях — почётная работа. Я занима
юсь ею о увлечением». Слёзы жертв его не трогают: у него булыжник вместо сердца.
«Одна из девушек с каким-то неудобоваримым греческим именем, — чорт побери эти варварские име
на, их никогда не запомнишь, — ревмя ревела, умоляя меня оста
вить её в деревне. Не то в кого-то влюблена, не то кто-то влюблен в неё. «Я всё буду делать,—кричала она,— только не разлучайте меня с Званом». Я ответил ей: «Ты и так всё будешь делать, что тебе прикажут, независимо от того, разлучат тебя с Эваном или нет. Убирайся!». Она ушла. А потом явился её Эван, типичный образец низшей расы. Просил, чтоб её оставили, болтал ка
кую-то чепуху 0 любви, о женитьбе. Колер предложил нашим людям угостить его хорошенько. Но угоще
ние но пошло ему впрок. Он тут же кончился возле нашего дома.
Какой никчемный народ эти греки. Or одного хорошего удара их кости раскалываются, как глиняные трубки».
Быть может, упырь насытился? Быть может, его вурдалачье сердце
хоть сколько-нибудь тронула смерть, несчастного человека? Быть может, он все-таки пощадил девушку?
Ничего подобного. Он запер её в сарай вместе с другими, как и она, «отобранными для экспорта», и очень негодовал, что их «глупые крики мешают спать».
«А девчонка, жениха которой мы ухлопали, очевидно, помешалась. Все время сидела в углу и разговаривала оо своим Эваном, который
давно уже торчал на том свете. Колер очень остроумно её передразнивал, и я смеялся до колик в животе. Остроумный парень, этот Колер».
Дневник заканчивается жалобами на трудности жизни. Какие же «трудности» у этого окота? Оказы
вается, надо «расширить масштабы работы». Оказывается, мало эшелонов с человеческим грузом отправил он в германское рабство. Аппе
титы его хозяев выросли, немецкий прохвост в Греции получил дополнительную «нагрузку».
«Мечтал об отпуске, но, оказывается, надо ещё навербовать доста
точное количество рабочей силы для дорожных работ в Германии. При
дётся поднажать. А где возьмёшь здоровых людей, когда народ кругом дохнет то от голода, то от эпидемий. Нелёгкая наша жизнь... Зато какой прекрасный случай сделать карьеру!».
И он её делает. Шагает по германским тылам этот красногубый упырь, заглядывает в спальни, об
шаривает постели, загоняет людей,
как скот, в коробки товарных ваго
нов. Мы давно знаем эту сытую морду: оловянные глаза, лакированные ногти, смешок палача. Вчера он был в Афинах, сегодня рыщет по Крещатику в Киеве. Стоны наших Девушек, угнанных в немец
кое рабство, стучат в ваше сердце, слёзы матерей вопиют об отмщении.
Не всё ли равно, как его зовут: Ганс. Карл или Отто. Для нас он— фрин. Гнусная н опасная тварь, по
куда её не обезвредит красноармейская или партизанская пуля.
Ал. Абрамов.

Действия английской

авиации

ЛОНДОН, 19. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что днём 18 марта самолёты «Вентура», действовавшие в сопровождении истребителей «Снитфайр», атаковали различные об’екты в Мааслейс близ Роттердама. Уничтожено два истребителя противника. Английские самолёты потерь не имели.
Потери в личном составе американского
торгового флота
ВАШИНГТОН, 18. (ТАСС). Морское министерство об’явило, что с 27 сентября 1941 г. по 1 марта 1943 г. американский торговый флот поте
рял 3.905 человек, в том числе 2S8 человек за февраль этого года.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ
КОЛОССАЛЬНЫЙ УСПЕХ
РОМАНА
«ВОЙНА И МИР
Новое издание «Войны и мира Л. Толстого в Англии и США было встречено с огромным интересом в самых раз
личных слоях населения. Выпустившие роман издательства опубликовали отзывы о произведении Толстого круп
нейших английских писателей, в том числе Гыо Уолпола, Голсуорси, При
стли, Форстера и других. Голсуорси называл «Войну я мир» «величайшей из когда-либо написанных книг». Фор
стер повторяет эти слова буквально, добавляя, что этот роман — «сама жизнь». Не так давно он выступил по радио со статьей о значении романа Толстого в наше время. На другой яге день после выступления Форстера кни
гу нельзя было найти в магазинах, и книгопродавцам пришлось срочно заказывать новые партии тиража. Вскоре весь тираж оказался распроданным.
Интерес к роману Толстого в США проявился и в том внимании, с каким публика отнеслась к постановке ин
сценировки «Войны и мира» в ньюйоркском театре Студио. Спектакль, по словам американских газет, пользуется большим успехом.
КНИГА СОВЕТСКОГО ЖУРНАЛИСТА
В США
Как сообщает Американское бюро военной информации, в нью-йоркском из
дательстве Даттон и RO выходит в свет книга очерков покойного Алек
сандра Полякова, корреспондента «Красной звезды». Книга выходит под названием «Белые мамонты. (Танки КВ)». В подзаголовке указывается, что это — «посмертная работа советского корреспондента, драматический очерк о русских танках в действии». Книга вы
ходит в переводе Нормана Гутермана, переводчика первой книги Полякова «Русские не сдаются», изданной в США в прошлом году.
«ПАДЕНИЕ ПАРИЖА
НА КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
В китайском переводе вышел роман Эренбурга «Падение Парижа». Перевод сделан известным переводчиком Го Баоцюанем совместно о Сюэ-Чэном, В ки
тайском издании роман называется «Война бее войны>.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 18. (ТАСС). В коммюнике штаба соединённого комалдования союзников в юго-западной части Тихого океана говорится, что соединение тяжёлых бомбардиров
щиков союзников подвергло бомбар
дировке японские военные об’екты в порту Рабаул (Новая Британия). Бомбардировка вызвала многочис
ленные взрывы. В районе островов Каи средние бомбардировщики сбросили бомбы на две японские баржи. Самолёты союзников произвели налёт на военные об екты японцев в Лангоере. Возникли пожары, которые причинили крупный ущерб казармам, ремонтным мастерским и судоверфи. Огонь зенитной артил
лерии японцев был слабым. Одиночный японский самолёт сбросил бомбы над портом Мерауке (голландская часть Новой Гвинеи).
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
★ 23 МАРТА в помещении Московского товарищества художников открывается выставка, посвящённая совет
ской патриотке, «Женщина в наши дни».
★ АРТИСТЫ и композиторы столицы 23 марта познакомятся в Цент
ральном доме работников искусств СССР с оперой Cv Прокофьева «Обручение в монастыре», написанной композитором по пьесе Шеридана «Дуэнья». Оперу исполнят солисты Музыкального театра им. К. О. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
★ СЕГОДНЯ Всероссийское театральное общество устраивает в Доме ак
тёра вечер народного артиста РСФСР М. Нарокова, который прочтет свои рассказы. В вечере принимает участие трио Всесоюзного раднокомитетл.
ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ