Воспевать героизм

народа

Меня наградили Сталинской премией за музыку балета «Гая
нэ». Руководящая идея этого балета — любовь к родине, вы
сокие патриотические чувства и моральное единство советского народа. Высокое звание лауреа
та Сталинской премии и такая оценка моего творчества советским правительством и общест
венностью обязывают н очень многому. Сейчас я работаю над 2-й симфонией. Тема ей — героика переживаемой нами эпохи.
В был бы счастлив, если бы мне удалось выразить в этом моём, большом сочинении все мысли и думы советского народа в эпоху отечественной войны. У нас у всех сейчас одно желание — выгнать ненавистных оккупантов с нашей, земли.
Вся наша работа, все мысли, все чувства направлены к этому.

Арам Хачатурян. Свое творчество

посвящаю

фронтовикам

Искренне взволновалась я, когда узнала, что правительство отметило мою и .моих товарищей по Большому театру рабо
ту над оперой «Вильгельм Телль» Сталинской премией. Эта опера — песнь о народе, о борь
бе за его попранные права — перекликается с нашим суро
вым временем. Само героическое содержание «Вильгельма Тепля» вдохновляло нас, побуждало найти выразительные средства для исполнения наших партий.
Для меня лично «Вильгельм Телль» был особенно близок и дорог — я посвятила свою пар
тию моему мужу, находящемуся
в действующей армии, а в его лице - всем наши, гсроям
фронтовикам, не щадя жизни, сражающимся за нашу прекрасную родину.
Высокая оценка правительством моей творческой деятельности ко многому меня обязывает. Сейчас я работаю над партия
ми Антониды в «Иване Сусанине» и Елены в новой опере Кабалевского «Под Москвой», рассказывающей о незабывае
мых днях разгрома фашистских орд под столицей. Я Приложу все силы и способности, чтобы эти образы мною были созданы на высоком художественном уровне.
Елена Кругликова, заслуженная артистка РСФСР.

Большая сила

художника

«Хождение по мукам» Алексея Толстого является романом истори
ческим в подлинном смысле слова, потому что тема дто-го широкого всяческого повествования связана е самым громадным событием в истории русского народа — с граж
данской войной в СССР. Гема эта исторична потому, что она исчерпа
на в нашем развитии я завершена победой русского народа, достиже
ниями строительства до отечествен
ной войны. Великая отечественная война начинает собой новую апоху борьбы Советского Союза. Перспективы, в которых мы видим граж
данскую войну, далеки и огромны. Эту даль и неохватность нашего героического прошлого Толстой изо
бразил в «Хождении по мукам» с великолепной выразительностью и с большой силой художника. Кар
тины романа Толстого являются бесспорно лучшими среди всех его впнческих созданий, отмеченных блеском и остроумием его большого Дара.
Общественное признание заслуги писателя даёт всем полное удовлетворение.
Константин Федин.
Народный
артист СССР
Вл. И. Немирович-Данченко
Писатель
академик
А. Н. Толстой
Народный
артист РСФСР Р. Н. Симонов
Заслуженный
деятель искусств Армянской ССР
А. И. Хачатурян
Заслуженный артист РСФСР
В. В. Ванин
в роли секретаря райкоме
из фильма того же названия

Патриотические

образы

Константин Симонов вошёл в нашу литера,туру, как художник, стре
мящийся создавать образы волевых, твёрдых, мужественных патриотов. Это — певец большой: человеческой силы, выдающейся стойкости, подчи
нённый высокому патриотическому идеалу. Такова основная тема его произведений.
«Русские люди» — талантливая пьеса, в которой драматургу удалось показать эти образы. В этом надо видеть основное эстетическое значение пьесы. Образы Сафонову и Ва
сина стали настолько народными, что многие наши люди хотели бы быть похожими на героев пьесы Симонова.. Драматург разрешил за
дачу художника. — показать путь, но которому следует иттп каждому
воветтаому человеку, ставшему на борьбу с фашистскими захватчиками. Мы ждём от Симонова ещё новых я таких же высокохудожественных произведений.

Л. Тимофеев.

Корифей советского театра

Среди выдающихся деятелей современной русской культуры Владимир Иванович Немирович-Данченко занимает особо почётное место. Исключительны масштаб его работ в области драматического театра,
его общепризнанный художественный авторитет, его всеоб емлющий театральный опыт режиссёра, воспитателя, реформатора.
С 1898 года имя Вл. И. Немировича-Данченко неразрывно связано с Московским Художественным театром. Здесь на протяжении почти сорока пяти лет протекает его основная режиссёрская деятельность, определившая в сочетании с творчеством К. С. Станиславского самые крупные этапы в развитии нового русского драматического искусства и оказавшая сильное влияние на передовые театры Запада.
После Великой Октябрьской социалистической революции Вл. И. Немирович-Данченко формулировал основное устремление своей режиссёрской деятельности как «театр мужественной простоты».
Сотни актёров и десятки режиссёров советского театра воспитаны в принципах его новой режиссёрской школы. Среди его учеников блистают имена нынешних лауреатов Сталинской премии.
Русский театр и русская литература обязаны Вл. И. Немировичу- Данченко первым и полным сценическим воплощением многих гениальных произведений Л. Толстого, Чехова, Достоевского, Горького.
Постановкой ряда пьес советских драматургов Вл. И. Немирович- Данченко углубил новое революционное мировоззрение Художественного театра.
Руководство постановкой пьесы «Кремлевские куранты» Н. Погодина принесло Вл. И. Немирович-Данченко Сталинскую премию.
Старейший р.еятель советского театра, народный артист СССР Вл. И. Немирович-Данченко за выдающиеся заслуги в области театраль
ного искусства награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а ныне ему вторично присуждена Сталинская премия.
С глубоким волнением я прослушал по радио сегодня утром поста
новление о присуждении Сталинских
премий за произведения искусства, написанные в 1942 году. Трудно выразить горячее чувство благодарности нашей славной большевистской партии, советскому правительству и великому Сталину за то огромное внимание, которым окружены деятели искусства.
Мои творческие замыслы направлены на создание произведений, по
свящённых борьбе великого русского народа за свою свободу и независимость.
Над темой «Емельян Пугачев» я работал около восьми лет. Начал с создания в 1934 году нескольких во
кально-хоровых номеров на поэмы Василия Каменского. Затем материал расширился до создания оратории «Емельян Пугачев», исполненной в 1939 году. После этого я приступил к созданию одноименной оперы, ра
бота над которой получила своё завершение в Ленинградском ордена Ленина академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова в дни 25-летия Великой Октябрьской со циалистической революции.
Сейчас я приступил к рабою над новой оперой—«Севастопольцы», по

Художникмыслитель

ОДНАЖДЫ с фронта пришло
письмо:
«Дошёл слух, что Асафьев вновь переключился на Игоря Глебова. Пусть не забывают они друг друга. Пусть оба живут в одном
лице. Я — бывший музыкант — воспитывался на книгах Игоря Гле
бова. После «Пламени Парижа» я приветствовал рождение композитора Асафьева...».
Точнее было бы сказать: возрождение. Ведь с композиторского
творчества и началась деятельность этого выдающегося музыканта и мыслителя. Ещё в старом Петербур
ге за нею с интересом наблюдали, ею лично руководили Стасов, Бала
кирев, Гимский-Корсакоп, Лядол, Глазунов- Многие ленинградцы доныне помнят шумный успех первых «студенческих» опер: «Золушка» и «Снежная королева»...
Потом на какое-то время композитора Асафьева действительно за
слонил писатель Игорь Глебов. В его статьях и книгах привлекали не
столько блеск формы иди острота суждений-, сколько свежесть мысли, проницательность и сочувствие творчеству, т. е. то, что всего более ценил Асафьев-Глебов.
— Всюду, в самой маленькой оценочной заметке, — говорит он, — должны быть мысль, цель, намерение, образ, отражение живой музыкальной действительности п противодействие всему косному!
Труды Игоря Глебова почитаются нынче, почти классикой. По его кни
гам учится наша молодёжь. Под их влиянием складывается музыкаль
ное мышление. А сейчас оба имени — Глебова — учёного, музыковеда, писателя, историка, философа и

ТАЛАНТЛИВЫЙ

АКТЕР

Творческий путь заслуженного артиста РСФСР В. В. Ванина попон труда. Ему не приходилось прибегать к перенесению в советские роли .приёмов, взращённых классической драмой и комедией, ибо советская драматургия была его пита
тельной средой. Из подлинной жиз
ни он черпавт остро подмечаемые им характеры. Артист Ванин — обладатель подлинного юмора, благодаря которому печать большой мягкости и теплоты лежит на всех соз
даваемых им образах. В них живет и подлинная страстность, а когда нужно, и высокий драматизм. Соз
даваемые артистом роли покоряют
своей правдивостью, искренностью и лёгкостью той формы, в которую он их обленает.
Достаточно назвать такие роли, сыгранные Ваниным, как Чапаев в одноименной пьесе, Шибунин в
пьесе «Дело рядозого Шибукина», старый рабочий Левшин во «Врагах» Горького, купец Прохор в
«Вассе Железновой», молодой геолог Леонид в «Машеньке» и последняя весьма удавшаяся артисту работа в кино — роль секретаря райкома Кочета в картине «Секретарь рай
кома». В ней сосредоточились все лучшие черты дарования этого замечательного актёра.
В. В. Ванин достойно увенчан
Сталинской премией. Советское искусство вправе ждать от талантливого актёра дальнейшего совершенствования новых замечательных ролей в театре и кино.
Е. Любимов-Ланской, народный артист РСФСР.

Высокое признание

Решением правительства мне присуждена Сталинская премия первой степени за создание образов Олеко Дундич и Сирано де Бержерак в
театре им. Евг. Вахтангова. Чувство огромного под ема испытываю я сегодня. Особенно радостно ощущать высокое признание моего труда в дни отечественной войны. Все мои мысли и чувства советского гражданина были направлены на то, чтобы всеми имеющимися в моих возмож
ностях средствами поставить искусство вахтанговского театра на дела служения родине.
Мы создали фронтовой театр имени Евг. Вахтангова, который на пленуме ЦК рабис и представителями Красной Армии был признан одним из лучших фронтовых театров.
В спектаклях «Олеко Дундич» и «Сирано де Бержерак» и в поставленной мною пьесе «Фронт» я стремился донести до зрителя — бойца, командира, рабочего, интеллигента — сегодняшнее, современное звучание искусства, достойное той великой борьбы, которую ведет наш советский народ.
Вахтанговский театр сделал большое и ценное дело в эти исторические дни. Всеми нашими помыслами и умением будем и дальше вместе со всей страной биться за окончательную нашу победу.
Рубен Симонов,
народный артист РСФСР.
Асафьева — композитора, за долтую жизнь создавшего громадное число сочинений, автора популярных балетов «Пламя Парижа», «Бахчиса
райский фонтан», «Кавказский-плеяник», — отлично известны поему культурному миру.
Великая отечественная война застала Асафьева в Ленинграде, в его родном городе.
Весь мир был тронут величием ленинградцев, сумевших сдержать бешеный натиск фашистского зверя. В летопись героической обороны Ленинграда советским художником Асафьевым вписана яркая и знаменательная страница.
...Жилище Бориса Владимировича Асафьева знали многие. Сюда впускались не только знакомцы. В про
сторный кабинет, с полу до потолка заставленный книгами, рукопи
сями, манускриптами, украшенный (эскизами выдающихся русских жи
вописцев, ходили, как в музей, как в библиотеку, для справок, советов, для серьёзной беседы.
Война нарушила мирное течение трудовых будней учёного и музыквита: Увы, родное жилище утрати
ло былой уют. Для ленинградцев
настали тяжёлые дни. Все тяготы блокады Асафьев мужественно делит наравне со всемп.
Было трудно. В доме поселился холод. Окоченевшие руки не могли дотронуться до клавише^ рояля. Композитор полтора года не слышал музыки в живом звучании инстру
ментов. Временами казалось, что силы сдают.
Волей, любовью к отчизне художпикггражданич победил немощь и ветчин л в борьбу: мысль, твор
чество не /ЬоДясны затихать и — тем более — молчать ни при каких невзгодах, обрушившихся на. роди
ну. Как бы ни была скромна его деятельность в огромных масшта
бах борьбы целого государства, она не смеет останавливаться!
У Асафьева был верный помощ
ник: высокая дисциплина труда — привычка, усвоенная с детских лет. В одной из. книг он говорит о себе:
«Если что твёрдо решить в области труда и лотом ни на секунду
не выпускать своей работы из поля сознания, не давать пощады себе, внимательно оценивая «каждый миг содеянного», можно добиться максимума в пределах своих возможностей».
В трудной бопьбе были страдания, лишения. Но были и великие радости. Согревали человеческая дружба, тёплое участие молодёжи. Навсегда памя1ным останется такой
эпизод. В хмурое зимнее утро ктото постучал в дверь. За дверью — тоненькая фигура комсомолки с са
ночками. На них _— распиленные дрова для печки. Её никто пе звал, эту девушку-нодростка. Она сама пришла, когда узнала у себя в комсомоле, что у Асафьева нет дров...
В другой раз явился фронтовик и протянул клочок бумаги: на нём были нацарапаны стихи. Под ними стояла подпись: капитан Масленников. Автор усердно просил’ сочи
нить на эти слова музыку для его части. Следующим утром «Марш связистов» был уже гордой собст
венностью энской части капитана Масленникова...
Крепкая дружба с фронтом — самое дорогое в воспоминаниях Аса
фьева о пережитом в Ленинграде. Всё мастерство, вдохновение, творчество щедро вкладывал композитор в музыку для фронта, настой
чиво требовавшего- от пего то песни, то марша.»
II вот итог двух неполных воепных лет. В него веришь с трудом, ибо масштабы его во истину гранди
озны. Войпа застала Асафьева за сочипенпем крупных музыкальных полотей: балеты «Снегурочка»,
«Граф Нулин», опера «Славянская красавица» по поэме Низами, оп-е- ра-монолог «Медный цеадник», монтаж патриотических хоров из оперы «Минин я Пожарский», сим
фоиия «Родина» — воспоминания о 1812 годе, героический балет «Милица» — повесть о борьбе юго-славян
ских партизан. Всё это автор сумел завершить.
Но это далеко не всё, что сочинил композитор в осаждённом Ленинграде. Здесь и песни о Балтике, и хоры на стихи русских классиков, и вокальный цикл «Город
(стихи Б. Четверикова)—о любимом Ленинграде, и серия оборонных пе
сен на слова, присланные бойцами с фронта, и многое другое, чего не перечислишь, ибо опять-таки это не исчерпало бы всей деятельности неутомимого музыканта.
Перёд нами ещё один итог. Он представлен Асафьевым-Глебовым. Автор коротко сформулировал: здесь всё, что передумано и перемыслеио за последние десять лет.
Лишь перечень этих «мыслей и дум», вероятно, занял бы несколько страниц. Почти афористическая за
пись «передуманного» потребовала свыше сталпечатных листов.-. Поражают в этом -перечне множествен
ность и глубина проблем. Поражают свежесть их трактовки, решимость и отвага, с какими автор «ревизуетстарые научные каноны. Нельзя не подивиться и многообразию литературных жанров — от научно-теоре
тических книг об- основах русской гармонии, народном мелосе, музы
кальной интонации до исторических монографий, до блестящей публицистики, до философских драм-диалогов и «музыкальных сказок Шехерезады».
Русской музыке, утверждению её самобытности, её правам и месту в истории мировой культуры, образам
выдающихся русских композиторов посвящено большинство работ Аса
фьева-Глебова. И едва ли не самые заветные думы отданы трём столпам русской -музыки — Глинке, Мусоргскому, Чайковскому.
В новом свете предстаёт творческая биография «великого предка
их силах и—самое главное—сознание, что твоя работа в эти исторические, грозные дни нужна и полезна. Это — самое дорогое. Появ
ляются новые силы, желание ещё больше работать, творчесни помо
гать Красной Армии и нашей стране. Хочется помочь своему народу в достижении тех высоких це
лей, которые ставит перед собой наша страна и которые история по
ручила осуществлять нам. Ради этого стоит трудиться.

Леонид Леонов.

Опубликованию сегодня правительственное постановление о новых лауреатах Сталинской премии — показатель огромной важности. По
казательна и колоссальная забота о людях, о людях искусства, отдаю
щих с радостью все свои силы делу борьбы с неистовым врагом культуры, озверевшим тевтоном. Показательно и то, чгго з условиях величайшего напряжения сил всего на
рода советская интеллигенция весь
пламень своего патриотизма, жашгя и творческий темперамент от
даёт делу творческого становления, утверждающего место нашей родины, как одной из культурнейших стран щра.
Радостная весть для каждого из вас, ныне награждённых, звучит как призыв к дальнейшей напря
жённой работе, зовёт к дальнейшим успехам, окрыляет верой в свои силы. Неиссякаема творческая энер
гия народов нашего необ’ятного великого Союза, н присуждение Ста
линских премий звучит сегодня как радостный гимн, в котором слышны звуки грядущей победы.

Василий Яковлев. Монументальная

живопись

Заслуженный деятель искусств РСФСР художник А. М. Герасимов получил Сталинскую премию за свою картину «Гимн Октябрю», изобража
ющую торжественное заседание в Большом театре. На трибуне — Иосиф Виссарионович Сталин, вы
ступающий с докладом. В президиуме — члены правительства и пред
ставители партийной и советской общественности. В глубине, за столом президиума, на фоне алых зна
мён, окруженный морем -цветов, высится бюст Ленина. В ложах и пар
тере театра с большим портретным сходством переданы участники заседания, жадно вникающие в каждое слово гевиалыгого вождя
Картина производит не-забьгваемое впечатление своей монументальностью и является выдающимся произведением советской живописи, созданным в очень короткий срок. По своим размерам и живописным до
стоинствам картина «Гимн Октябрю
заслуженно займёт почётное место в истории русского реалистического
изобразительного мастерства. Эта картина — крупнейшая творческая победа А. М. Герасимова, вдохновив
шегося нашей героической эпохой и сумевшего создать гигантское произведение, достойное воеменн и народа, сыном которого он является.

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

ГРЕЦИЯ

ПОД ЯРМОМ ОККУПАНТОВ

НАСЕЛЕНИЕ

ВЕНГРИИ

ГОЛОДАЕТ

СТАМБУЛ, 19. (ТАСС). Немцы опустошили Венгрию и обрекли ее население на голод. С осени прошлого года нормы выдачи целого ряда продуктов неоднократно умень
шались. Венгерская газета «Вестер
ллойд» сообщает, что с тех пор, как министерство снабжения распоряди
лось выпекать хлеб с различными примесями, среди населения резко увеличились желудочные заболева
ния. В органы снабжения, пишет газета, поступают бесчисленные жалобы на низкое качество хлеба, ко
торый стал совершенно нес’едобным. Как правило, и остальные продукты оказываются недоброкачественными.
Не мея-ее острой является нехватка товаров .широкого потребления. «Внешний облик населения венгер
ской столицы, — писала недавно гитлеровская газета «Донау цейтупг», — заметно изменился. Боль
шинство населения одето в иотреяделую одежду. Обувь на людях, как правило, рваная». Из-за отсутствия обуви, пишет газета «Пестер ллойд», во многих местностях дети не смогли в этом году посещать школы.

НОВЫЕ КАЗНИ

В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ЖЕНЕВА, 19. (ТАСС). Гитлеровская газета «Дер нейе таг» сообщает о том, что суд приговорил к смерт
ной казни трёх чехов, обвинённых в том, что они . состояли в тайной антигерманской организации н снаб
жали эту организацию оружием. В
тот же день были казнены Алоиз Миска из Рвештейца, Карел Житка из Намиста и Карел Стран из Малестовица. Этим трём лицам было предъявлено обвинение в пособничестве врагу.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 19. (ТАСС). В коммюнике штаба об’единённего командования союзников в юго-западной ча
сти Тихого океана говорится, что самолёты союзников произвели ноч
ной налёт на японский аэродром в
Куланге (остров Тимор). Во время разведывательного полёта одиночного самолёта союзников над пор
том Амбоина он был перехвачен десятью японскими истребителями. В воздушном бою было сбито 6 японских истребителей и повреждён один. Самолет союзников также был повреждён, но достиг своей базы. На острове Новая Британия тяже
лые бомбардировщики сбросила бомбы на военные об’екты японцев в Гас-мата. Самолёты союзников сбросили также бомбы на, японские военные об’екты в Кавиенге (остров Новая Ирландия).

СЛАВА МАСТЕРАМ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА - ЛАУРЕАТАМ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ!

священной героической борьбе наших славных моряков-черноморцев с немецко-фашистскими захватчиками.

Мариан Коваль,

композитор. Прославлять великий русский народ

ЖЕНЕВА, 19. (ТАСС). Швейцарская газета «Журналь иллюстре» по
местила статью, в которой рисуется ясизиь Греции под ярмом оккупан
тов. «Иностранных наблюдателей, — говорится в статье,—поражают тол
пы людей, блуждающих по улицам гречеоких городов. Одетые в жалкие лохмотья, они просят подаяния у прохожих, протягивая кружку, изго
товленную из старой-^ консервной банки, У них измождённые лица я голодный взгляд».
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Лондонское радио приводит факты, характери
зующие возрастающее сопротивление греческого народа оккупантам. Не
давно греческие патриоты взорвали химический вавод в районе Салоник. В Западной Македонии парти
заны разбили итальянский отряд и заняли несколько деревень.
русской музыки»—Глинки. Полные блеска и меткости анализа страни
цы асафьевских работ посвящены разбору «русского музыкального бо
гатырского эпоса» — «Руслана и Людмилы»— и патриотичнейшей из русских опер — «Ивану Сусанину», величию и монолитности идей русской государственности, воплощенных в этой онере.
В книгах-этгоддх о Чайковском («Евгений Онетип», «Иоланта», «Щелкунчик») Асафьев раскрывает перед читателем и слушателем музыки Чайковского глубину нравственных и общечеловеческих проб
лем, положенных в основу этих произведений и обобщенных русским композитором е шекспировской силой и размахом.
Невозможно и из «писательского итога» Асафьева-Глебова извлечь в рамках статьи Хотя бы короткий перечень. Это наследие войдёт в со
кровищницу русской мысли как прекрасный и мужественный дар истинного патриота, художника и мыслителя.
Перед нами — последняя глава книги «Моя жизнь» (первая книга из обширного цикла «Мыслей и дум»). Поучительны строки её послесловия:
«Эту свою книгу писал я в холодной комнате, где коченеют паль
цы. Писал днями и ночами, порой при вздрагивании свечного огарка... Не горжусь я, что работаю в холодной комнате и пишу лежа в зим
нем пальто, — ведь на фронте ещё тяжелее. Я горжусь, что кончаю работу, написанную в течение шесто
го и седьмого .месяца героической обороны осаждённого Ленинграда и что мне работается очень хорошо. Потому хорошо, что я убеждён, что моя родина докажет всему миру, какие в ней художественные ценности. Мне же страстно хочется до
жить до тех великих дней великой всенародной радости!..».

Е. Канн.

Навстречу грядущей

победе

Лауреаты Сталинской премии (слева направо): писатель Л. М. Леонов, художник В. Н. Яковлев, народный артист РСФСР Б. В. Асафьев, композитор В. П. Соловьев-Седой и заслуженный деятель искусств
РСФСР пианист В. В. Софроницкий. Фото Ал. ЛЕСС.

Надо много трудиться

Высокая награда, присужденная в этом году, в дни великой отечественной войны, особенно радует и волнует. Она обязы
вает к дальнейшей плодотворной работе. Именно тан я рассматриваю
высокую оценку, которая дана моей работе, подтверждающей, что ху
дожник стоит на правильном пути. Эта оценка дает уверенность в сво