ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ

Лауреат Сталинской премии кинорежиссер Л. Варламов.
Фото Л. СМИРНОВА.

Кинорежиссер Л. Варламов

Творческий путь режиссёра Леонида Варламова отмечен рядом фильмов, вошедших в золотой фонд советской документальной кинематографии. В 1937 году был создан первый фильм о сталинской авиа
ции — «Богатыри родпны». В 1938 году создаётся картина- «Орана ра
дости» — о советской Армении. В 1939 году Л. Варламов делает фильм «Могучий поток» — о строительстве Большого Ферганского катала. За создание этого фильма он награждён орденом «Знак Почета».
1940 год — год создания картины «Линия Манцергейма».
В 1941—42 году был создан документальный фильм «Разгром нем
цев под Москвой», удостоенный Сталинской премии. Л. Варламов получает яванпе лауреата Сталинской премии и продолжает работать над тема.ми отечественной войны.
Теперь Л. Варламов получает звание лауреата Сталинской премии за фильм «Сталинград».
Побывав на Сталинградском фронте, общаясь с легендарными защитниками волжской твердыни, с бойцами и командирами Красной
Армии, Л. Варламов сумел создать фильм, достойный этой великой эпопеи отечественной войны.
Дальнейшие творческие планы режиссёра Варламова связаны с темами отечественной войны. Бли
жайшая работа будет посвящена освобождению Кавказа, освобожде
нию свободолюбивых горцев, ярост
но борющихся против немецких захватчиков.

Родина

повелевает—

к победе!

Горячо благодарю правительство за высокую награду — присужде
ние мне Сталинской премии первой степени за мой роман-трилогию «Хо
ждение по мукам». Мне особенно дорого, что оценен, награжден имен
но этот мой роман, над которым я работал в общей сложности 20 лет. Вновь найденная родина — вот его гема. Наш народ, мы все болеем особой болью, любим особой лю
бовью бесценное сокровище наше — родину, снова и снова обретаемую,
глубже и глубже ощущаем родину— неиссякаемый источник нашей жизни, нашего величия, наших возмож
ностей. Родина повелевает нам — в бой! Повелевает нам — к победе! Повелевает нам итти прямой вековой дорогой народной мудрости. Рус
ские, — повелевает нам родина, — будьте лучшими из лучших, храбрей
шими из храбрых, не уставайте в совершенстве, ибо правильное уст
ремление жизни — это человеческое счастье. Родина наша, Россия, — та земля, где совершится, нами в тяжелых боях завоеванное, наше и всечеловеческое счастье,
«Хождение по мукам»—мой основной литературный труд. Трилогия
«Петр I» еще не закончена. К треть
ему тому «Петра» я приступаю этим летом и хочу написать его в возможно быстрый срок. Сейчас я ра
ботаю над большой исторической пьесой «Иван Грозный». Первая часть под названием «Орел и орли
ца» уже закончена, в конце марта я заканчиваю вторую часть этой пьесы под названием «Трудные годы». В день присуждения мне Сталинской премии вышел сигнальный экземпляр книги «Хождение по мукам».
Алексей Толстой.

Т рижды

Сталинский лауреат

Фильм «Секретарь райкома» — эго подлинная высокопатриотиче
ская поэма о честном и храбром русском народе, о его непримиримой ненависти к врагу и преданности родине.
И. Пырьев — своеобразный и высокоодарённый художник, темпераментный и острый. Он хорошо зна
ет и любит свой народ, свою родину. В его кадрах вдохновенно передан колорит родных нив и полей
И вот, куда над родиной навис ла смертельная опасность, когда коварный и вероломный враг нару
шил наш мирный созидательный груд, мы видим, как герои былых произведений художника - патриота
И. Пырьева в его новой картине, созданной в дни великой отечест
венной войны — «Секретарь райкома». с оружием в руках защищают честь и свободу своей любимой родины.
Уже в третий раз Иван Пырьев удостаивается высокого звания лауреата Сталинской премии.

ВЫДАЮЩИЙСЯ

РЕЖИССЕР

Высокое звание лауреата Сталинской премии присуждено народно
му артисту РСФСР А. Д. Попову, выдающемуся режиссёру советского театра.
В Центральном театре Красной Арннн талантливый режиссёр ста
вит два шекспировских спектакля— «Укрощение строптивой» и «Сон в летнюю ночь». Основное свое внима
ние А Д- Попов в руководимом им
с 1936 года Центральном театре Красной Армии отдает темам гражданской войны, родной Красной Ар
мии и героическому прошлому русского народа.
«Год девятнадцатый» Прута, «Падь серебряная» Погодина, «Полководец Суворов» Бахтерева и Разу
мовского, - «Пархоменко» Иванова, «Олеко Дундич» Ржешевского и Каца, «Фронт» Корнейчука, «Бессмерт
ный» Арбузова и Гладкова — вот спектакли, в которых ощущаются величие и слава русского народа, бесстрашие и доблесть Красной Армии:
Всегда пытливо всматривающийся в жизнь Красной Армии, в дни великой отечественной войны А. Д
Попов отправляется на фронт. Пре
бывание в действующей Красной Армии обогатило художника и сказалось на всех его последних работах.
В спектакле «Данным давно», поставленном А. Д. Поповым, властно ощущается героический дух наше
го народа. Этот опектакль — о патриотическом подвиге русской жен
щины — принёс крупному мастеру советского театра Сталинскую премию.
Сейчас. А. Д. Попов заканчивает постановку пьесы лауреата Сталинской премии Л. Леонова «Нашествие».
Лауреат Сталинской премии заслуженная артистка РСФСР Е. Д. Кругликова.

Фото М. ОЛЕХНОВИЧ. Поэма о моем

друге

Имя славной девушки Зои Космодемьянской известно всем совет
ским людям, а героическая, яркая жизнь её навсегда останется в нашей памяти, как пример жизни, истинно прекрасной и достойной человека.
Я полюбила свою героиню сложной любовью: здесь и материнская
нежность к юному, не знавшему жизни существу, здесь н преклоне
ние перед зрелостью и силой моего младшего друга — Зои, у которой все мы можем поучиться.
Я стремилась вместе с Зоей прожить её короткую, ставшую подви
гом жизнь для того, чтобы понять, какие человеческие качества и чув
ства выросли, воспитались в ней, дали ей силы быть такой в решающую минуту.
Тяжело было заканчивать работу над поэмой. Это было вторым про
щанием с человеком, который день ото дня становился мне всё более
близким и дорогим. Поэтическое произведение, которое я написала, заслужил высокую оценку прави
тельства. оценку, которая обязывает меня ещё более напряжённо и неутомимо работать, чтобы каждое слово помогало нашему, общему делу борьбы с ненавистным врагом.
Маргарита Алигер.

Мастер больших

полотен

Если спросить у любого из театральных зрителей, кто из художников-декораторов больше всего им известен и- нравится, вам ответят:
— Петр Вильямс.
Вильямс — один из талантливейших мастеров большого театрально
го зрелища. «Проглядеть» его нельзя. Вильямс — художник, ма
стер больших, театральных полотен, живописец на «весь портал». Он обращается со сценой, как с холстом.
Вильямс больше художник исто
рической оперы, Классической
трагедии, старинной комедии, в ко
торых есть для него живописный мон.ументализа н красочная страстность.
Лауреат Сталинской премии, художник П. Вильямс пришел в театр уже сложившимся станковым живо
писцем. И здесь наиболее ярко и глубоко развернулось его дарование жак художника-декоратора.
Выдающимся событием в его творческой жизни является оформление им постановки оперы «Вильгельм Телль» Россини в Большом театре.
Вильгельм Телль — благородный борец за независимость швей
царского народа, поднявший знамя восстания против австрийских ти
ранов, поработивших страну, — служит для современного зрителя живым примером мужестве, и преданности родине. Талантливые по
становщики и исполнители немало поработали над этим спектаклем. Героическое- звучание его делает спектакль чрезвычайно ценным и важным в наше время. Исключи
тельная роль в этой постановке принадлежит художнику П. Вильям
су. В спектакле «Вильгельм Телльему пришлось немало поработать над материалом Швейцарии, главным образом над ее горным пейзажем.
Хижина Вильгельма Телля в горах, горная деревушка, площадь перед замком и другие декорации красочны и выразительны, полностью от
вечают героическому содержанию оперы. С, большим вкусом н знанием эпохи сделаны художником костюмы.
Лучшей наградой за прекрасное художественное оформление этого спектакля является присуждение II. Вильямсу высокого звания лауреата Сталинской пиемии.
Лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств РСФСР художник А. М. Герасимов в своей мастерской у портрета Премьера, Маршала и Героя Монгольской Народной Республики Чойбалсана,
Фото Л. СМИРНОВА.
Лауреат Сталинской премии композитор Мариан Коваль совместно с поэтами Н. Брауном и С. Спасским приступил к работе нал новой опе
рой «Севастопольцы». — Работа над оперой,—сообщил нам М. Коваль,— ведется непосредственно с коллек
тивом Ленинградского Ордена Ленина Государственного академи
ческого театра оперы н балета им. С. М. Кирова, осуществившим не
давно постановку моей оперы «Емельян Пугачев». Театром создана творческая бригада в составе дирижера О. Ельцина, лауреатов Сталинской премии режиссера Л. Баратова и художника Ф. Федоровского, которая помогает нам в создании оперы. На снимке: лауреат
Сталинской премии композитор Мариан Коваль за работой над оперой «Севастопольцы».
Фото Ал. ЛЕСС.

Гневное искусство

С первого дня войны Дементий Шмаринов работает, как художникагитатор в области политического плаката, газетного и журнального рисунка. Его плакаты получили высокую о-ценку на конкурсах на луч
ший политический плакат. В 1942 году — вторую и третью премию (первая не присуждалась), в 1943 году — первую премию
Плакаты Шмаринова очень популярны. Они мужественны, эмоциональны, лаконичны, они полны глубокого патриотического .чувства, до
ходящего до сердца советского зрителя.
Наряду с работой над плакатом Шмаринов создаёт в 1942 году большие графические произведения, серию станковых рисунков «Не забудем, не простим». являющуюся образцом гневного искусства, звучащую как обвинительный акт против немцев.
Правительство отметило эту работу молодого советского мастера Сталинской премией второй степени за. 1942 год.

Все силы -

народу

В МХАТ СССР им. Горького, в Малом театре и в филиале ГАБТ с большим под’ёмом прошли митин
ги, посвящённые присуждению Сталинских премий выдающимся деятелям искусств. Артисты тепло приветствовали своих товарищей, удостоенных почётного звания лауреатов Сталинской премии.
Крупнейшие представители наших лучших театров, которых чествует вея страна, с глубоким волнением и огромной радостью говорили о своём едином долге я призвании: все силы, весь талант, всё мастерство отдать героической Красной Армии, советскому народу, вождю и учителю товарищу Сталину.
Участники митингов с огромным воодушевлением приняли приветствия товарищу Сталину.

МАССОВАЯ

ДЕМОНСТРАЦИЯ

В ЛИОНЕ

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Как здесь стало известно, 15 марта в Лионе произошла бурная демонстрацпя на вокзале в связи с арестом 7 тысяч рабочих для отправки их в Германию. Вокзал был оцеплен эсэсовцами и жандармами. Пришедшая е ярость толпа выкрикивала: «Долой Петэна! Лаваля на виселицу!». Про
изведены многочисленные аресты демонстрантов.
ГИТЛЕРОВСКИЙ
ГРАБЕЖ
ВО ФРАНЦИИ
ЛОНДОН, 21. (ТАСС). По сведениям. полученным кругами Сражающейся Франции. па-днях гитлеровцы конфисковали в департаментах Нор и Па де Кале 30 тысяч тонн зерна и 15 тысяч тонн сахара Кро
ме того, оккупационные власти реквизировали 25 тысяч тонн мяса.
Как сообщает подпольная французская газета «Либерасьон», в Марселе немцы реквизировали все продукты, предназначенные для больных и детей.

Заместитель морского министра США о снабжении

американского флота

НЬЮ-ЙОРК. 21. (ТАСС). Выступая по радио, заместитель морского ми
нистра США Форрестол заявил, что Постройка судов сопровождения в настоящее время является наиболее срочной задачей военно-морского флота США.
Форрестол сообщил, что в феврале военно-морской флот США получил 40 млн. 20-миллиметровых снарядов.
За первые 3 месяца текущего года военно-морской флот США получил больше 40-миллиметровых снарядов, чем их было произведено за весь прошлый год. В этом году военноморской флот будет ежемесячно по
лучать больше торпед, чем раньше производилось их. за целый год.
По столбцам иностранной
печати
«НЕМЦЫ
ЛЮБЯТ ЮГ
Римское радио выступило недавно с сенсационным открытием. Ока
зывается, жадная толпа немецких торговцев н коммивояжёров, шпио
ны гестапо и отряды гитлеровских войск нахлынули в Италию совсем не для того, чтобы грабить и терро
ризировать эту обнищавшую вотчину «Третьей империи». По словам рим
ского радио, немцев привели в Италию совсем другие побуждения, не имеющие ничего общего с выка
чиванием продовольствия и дешёвой рабочей Силы.
«Немцы чувствуют большую любовь к югу, — возвещает Рим. — Они стремятся на юг как туристы, и они хотят установить тесный контакт со своим другом — Италией».
О том, до каких пределов дошёл этот «тесный контакт», хорошо из
вестно. - Гитлеровские «туристыпревратили страну, облюбованную ими для прогулок, в свою колонию. А сейчас для своих военных поселений в этой колонии они установили форменный режим колоний.
Ешё в декабре прошлого года вступило в силу итало-германское соглашение, по которому германские военные лагери в Италии об являлнсь независимыми от итальянских законов. «Дейче альгемейне цейтунг» сообщает теперь, что
«Это соглашение основано на признании итальянской стороной того, что проступки германских солдат на итальянской территории подлежат суду лишь германских судебных инстанций. Этот отказ Италии от при
менения собственных законов связан с обязательствами, которые учитывают итальянский суверенитет».
Последние олова гитлеровской газеты звучат уже совершенно издевательством над Италией.
Поистине до такого морального падения не доходила ещё ни одна страна в Европе.
В
КОНЦЕ прошлого века два молодых театральных деятеля — К. С Станиславский и Вл. И. Немирович-Далченко—основали в Москве Художественный театр, которому суж
дено было сыграть исключительную роль не только в развитии сценического искусства, но и во всей культурной жизни нашей страны.
Это был театр жизпениой правды, театр, органически сочетавший высокое режиссёрское и исполнительское мастерство с глубоким проник
новением в сокровенные замыслы драматурга, во внутренний мир, в психологию изображаемых героев, и в то же время это был. — как характеризует его Вл. И. Немирович- Данченко, — театр мужественной простоты.
Идеи, которые нёс народу со сво-. их подмостков Художественный те
атр, всегда были передовыми идеями эпохи. Театр вдохновлял на борьбу за бессмертные идеалы человечества.
На спектаклях Художественного театра воспитывалась молодёжь. «Превосходно играют в «Художест
венном — общедоступном», — писал В. И. Ленин своей матери 20 фев
раля 1901 года, — до сих пор вспоминаю с удовольствием свое посещение в прошлом году».
Советское правительство бережно сохранило всё лучшее, что создано русским театром в.дореволюционные годы. II в ряду других выдающихся театров о особенной любовью и заботой сохранён был МХАТ, из старейших актёров которого ныне удо
стоены Сталинской премии И М. Москвин. В. И. Качалов. О. Л. Книппер-Чехо-ва. Это — гвардия Москов
ского Художественного театра, это—- артисты его первого призыва. К этой гвардии справедливо отнесены и позднее вступившие в труппу театра М. М. Тарханов и Ф. В. Шевченко. Они также удостоены Сталинской премии 1943 сода.
И. М. Москвин и О. Л Книппер- Чехова — ученики Вд. И. Немировича-Данченко по Филармонии. Они начали свою сценическую деятельность с первых дней Художественного театра.

МАСТЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА

Актриса исключительного обаяния и большого внутреннего темперамен
та, О. Л. Книппер-Чехова создала на сцене МХАТ неповторимые женские образы, проникнутые яркими чув
ствами и переживаниями. Полнее всего раскрылось да.рование артистки в пьесах А П. Чехова — в ро
лях Аркадиной («Чайка»), Маши («Три сестры»), Раневской («Вишневый сад»), Елены Андреевны («Дядя Ваня»). Нн одной исполнительнице этих ролей не удалось создать образов, столь глубоких и по духу столь близких чеховской драматургии. Таким же мастерством от
мечено исполнение ролей Настя и Елены в пьесах М. Горького «На
дно» и «Мещане». В репертуаре О. Л. Книппер-Чеховой около 50 ролей. И ни в одной из них не изменило этой чудесной артистке чув
ство сценического такта, ни в одной не было «наигрыша», внешних теат
ральных эффектов, всегда идущих в ущерб жизненной правде.
И. М. Москвин создал в театре галлерею национальных образов, самых различных характеров русского человека — от царя Фёдора до Пазухина, от горьковского Луки до чеховского Епиходова, образы Голутвина и Снегирева, Феди Протасова. Фомы Опискина, Хлынова.
Внешняя форма актёрского исполнения соединяется у И. М. Москвина с внутренним содержанием. Каждый созданный им образ раскрывает целую эпоху. Это—мастер, одинаково интересный и в ролях характерных п в трагедии.
В. И. Качалов вошёл в труппу Художественного театра, уже будучи знаменитым актером провинциальной сцены. Присущая ему культура и желание овладеть на практике теми принципами нового театрального искусства, какие утверждали К С. Станиславский и Вл. И Нрмнровнч-Данченко, вскоре выдвинули В. И. Качалова в первую ше
ренгу. мастеров Художественного театра.
На сцене МХАТ В. И. Качалов сыграл свыше 50 ролей, каждая и которых представляет яркий сцени веский образ, всесторонне - расврывающий внутренний мир изо
бражаемого героя, — будь это Петя Трофимов из «Вишнёвого сада» нли горьковский барон, Чацкий или Дон-Жуан. Юлий Цезарь или Борис Годунов, Иван Карамазов, Захар Бардин, Гамлет, Бранд, чтец от автора в «Воскресении». Качалов играет роли всех амдлуа — он и герой-любовник и замечательный характерный актёр.
Творчество В. И. Качалова отличается неповторимым артистическим обаянием, радостью жнзнеутверждення. Певучий бархатный голос, мудрая простота, доходчивость его игры создали В. И. Качалову заслуженную славу одного из выдающихся и любнмейших мастеров советского театра.
— Мне 60 лет, — говорил В. Я. Качалов по радио в 1935 г., в связи с награждением орденом Трудового Красного -Знамени. — Я не чув
ствую на плечах этого груза. Мне хочется творить, работать, создавать новые театральные образы... Я чувствую прилив творческих сил, и мне хочется сказать так: «ничего, старик, 60 лет не страшны в стране, где ш-уЖивёшь и работаешь».
М. М. Тарханов вступил в труппу Художественного театра в 1922 году уже зрелым, сложившимся мастером. Актёр безудержного, зарази
тельного юмора, с исключительным блеском, виртуозностью и социальной заострённостью лепит он образы горьковских героев — Луки в «На дне», генерала Печенегова из «Вра
гов», Семёнова—«В людях», а также Градобоева на «Горячего сердца». Живновского в «Смерти Пазухина
Всё это—русские люди старой Рос
сии, но все едя покаааны современ
ным художником, умеющим подниматься до больших обобщений. Громадной заслугой Тарханова являет
ся его исключительно плодотворная педагогическая работа. М. М. Тарханов воспитал много молодых актёров не только для русской
сцены, но и для новых театров братских республик.
Черты сочного реалистического таланта присущи сценической игре Ф. В. Шевченко. Артистка редкой выразительности, она одинаково глу
боко чувствует природу властных и жестоких женщин (Кабаниха в «Грозе», Василиса в «На дне») н рыхлых, мягкотелых провинциалок (Настасья Ивановна в «Смерти Пазухи
на». Анна Григорьевна в «Мёртвых душах»).
Расцвет сценического искусства этих мастеров Художественного те
атра тесн-о связан с той громадной режиссёрской работой, которую осуществляет на протяжении всей ис
тории МХАТ ныне вторично награжлёНный Сталинской премией Вл. И Немирович-Данченко.
Величайшая заслуга Вл. И Неми ровича-Данченко состоит не только в том, что он н К. С. Станиславский
создали свой замечательный театр, вместе с которым росли и мужали целые поколения русских людей- Главная и неоценимая заслуга Вл. И
Немировича-Данченко в той вечной молодости и неувядаемости, какую он сумел привить коллективу театра, постоянно омолаживая его твор
ческий организм новыми и новыми кадрами актёрской и режиссёрской смены Из школы при театре, из возникавших при нём студий черпались и продолжают черпаться но
вые силы. В постоянном творческом омоложении — бессмертие художественников, в этом слава и величие их руководителя Вл. И. Немировича-Данченко.
Не случайно, что список мастеров удостоенных Сталинских премий 1943 года за многолетние вы дающиеся достижения в области искусства
п литературы, открывается именем Вл. И. Немировича-Данченко. Вл. И. Немирович-Данченко — это эпоха в развитии русского театра. В спектаклях Вл. И. Немиро-вича-Данченко играли корифеи Малого театра во главе с М_ Н. Ермоловой и Г. Н. Федотовой. Вл. И. Немировичу-Данченко удалось перенести в стены Художественного театра лучшие традиции Дома Щепкина и продолжить, углубить, обогатить их своим театральным новаторством, своим проникновением ху
дожника в психологию человека, своей зоркой наблюдательностью за жизнью.
Награждение Сталинскими премиями Вл. И. Немировича-Данченко, И. М. Москвина, В. И. Качалова, О. Л. Книппер-Чеховой, М. М. Тарханова и Ф. В. Шевченко ешё и ещё раз демонстрирует любовь нашего народа к этим крупнейшим мастерам театра.
Великая Октябрьская социалистическая революция вдохнула новую жизнь в художественников, обогатила их огромными идеями, радо
стью свободного творчества для той новой изумительной аудитории, ко
торая наполнила ст< ны театра и показала свою необычайную чуткость ко всему правдивому, глубокому и прекрасному.
Гвардия Московского Художественного театра продолжала свою творческую деятельность с ещё большим увлечением Были сыграны новые роли в новых пьесах.
Замечательный образ стихийного крестьянского вождя создал И М- Москвин в пьесе К Тренева «Пугачёвщина» Совсем недавно мы ви
дели И. М Москвина в роли Ивана Горлова в пьесе «Фронт» А Корнейчука
Ритмично и красочно сыграл В. И. Качалов сибирского партизана Вершинина в «Бронепоезде» Вс. Иванова. Одной из лучших ролей в репертуаре 0. Л. Кннпоер-Чеховой стала
сыгранная после революции роль Марии Александровны в «Дядюш
кином сне» по Достоевскому Это— чисто ювелирное исполнение со множеством тончайших деталей, это
— подлинный Достоевский, рассказанный большой артисткой Превос
ходно сыграла в эти же годы Ф. В. Шевченко роль Васхи в пьесе «Унтиловск» Л. Леонова. Вся же творческая деятельность М. М. Тарханова на сцене МХАТ целиком относится к советскому периоду.
В дни отечественной войны коллектив МХА TV показал себя театром-патриотом.
Патриотизм глубоко органичен для художественников. Корни его — в горячей любви к родному народу, к своей стране, к передовым идеям
старой и новой интеллигенции Вот почему именно МХАТ был колы
белью драматургии Горького, вот почему именно в его стенах с такой силой зазвучали пьесы Чехова.
И сейчас, в дни войны, Художественный театр живо откликается на самые острые проблемы современности, волнующие советское общество. В репертуаре МХАТ 1941
— 1943 гг. — произведения современных драматургов: удостоенная
Сталинской премии пьеса «Фронт» А. Корнейчука и «Кремлевские куранты» И Погодина.
Искусство Художественного театра — это искусство широкого Мас
сового русского зрителя С какой теплотой и любовью отзываются бойцы и командиры Красной Армии о выступлениях художествен
ников на фронте, об их спектаклях и бригадах, возглавляемых ведущими артистами театра!
Театр большой русской правды — Московский Художественный акаде
мический театр в дни мира и в дни войны равно служит бессмертной культуре советского народа.
Созданный - гением К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Дан
ченко. этот театр вечно будет знаменем передового русского сценического искусства.
О. Леонидов.

ПОТОПЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО

ПАРОХОДА «КОЛА

В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ

ВЛАДИВОСТОК, 21. (ТАСС). По сведениям, полученным Дальнево
сточным пароходством, японские газеты опубликовали аа-днях сообщение о том, что 17 февраля в Восточ
но-Китайском море был торпедиро
ван и затонул советский пароход «Кола», направлявшийся из Владивостока на Камчатку По сообщениям японской печати, из находивших
ся на борту парохода. 73 человек спаслось всего 4 члена команды, подобранных японским военным кораблём. За два дня до потопления, 15 февраля, пароход, который следовал без груза, был задержан и досмотрен японскими властями в Цу
симском проливе. Японские газеты «Асахи» и «Ниппон Таймс» опубли
ковали 18 марта интервью, якобы данные четырьмя уцелевшими при потоплении «Колы» членами команды иарохода. В этих интервью советским морякам приписывается за
явление, что якобы пароход «Колабыл потоплен американской подвод
ной лодкой В управлении Дальне
восточного пароходства указывают, что. как явствует из уже известных обстоятельств гибели иарохода «Ко
ла», сообщения японской прессы О заявлениях, будто бы сделанных советскими моряками, не- заслуживают никакого доверия.

ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что в ночь на 21 марта самолёты «Уирлуинд» подвергли бомбардировке железнодорожный виадук в Морлэ (Бретань). Другие эскадрильи ист
ребителей во время патрулирования атаковали железнодорожные об екты во Франции. Все самолёты возвратились на базы.

ВОЙНА НА ТИХОМ

ОКЕАНЕ
ЛОНДОН, 21. (ТАСС). В коммюнике штаба об’единённого командования вооружёнными силами союз
ников в юго-западной части Тихого океапа сообщается, что авиация союзников совершила налеты на япон
ские военные об екты и позиции на острове Амбоина, в Маланге (Новая Гвинея), гавани Финша и в других пунктах.
Выставка в Оттаве „25 лет Советского
Союза
ОТТАВА, 22. (ТАСС). Канадская национальная галлерея искусств открыла сегодня в помещении Наци
онального музея в Оттаве выставку «25 .лет Советского Союза», на от
крытии которой присутствовали премьер-министр Кинг, представители военных властей. многочислен
ные общественные деятели страны, а также дипломатический корпус
Премьер-министр Маккензи Книг выступил с речью, в которой зая
вил, что выставка демонстрирует поразительные достижения Советского Союза за 25 лет его сущест
вования. сделавшие возможной удивительную оборону Советского Союза против .варварской агрессин и ешё более удивительное наступ
ление Красной Армии нынешв°й зимой. Дружба, существующая меж
ду Канадой и Советским Союзом, заявил Кинг, имеет большое значе
ние не только для Каналы, но и для всех союзников п всего мира.

ОТОВСЮДУ

★ КАК СООБЩАЕТ чикагский корреспондент агентства Сентрал Ньюе, супруга генералиссимуса Чая Кай-пти прибыла в Чикаго. где она была встречена мэром города и представителями населения
★ ШВЕДСКАЯ ГАЗЕТА «Стокгольма тиднинген» сообщает, что на пригородных железных дорогах Осло арестова
но много норвежцев за «демонстративное» поведение по отношению к немцам. Три норвежские девушки отправ
лены в конпентрапт-мтный лагерь Грини за то, что они не желали сидеть в трамвае рядом с немецким офицером.
★ РУЗВЕЛЬТ произвел командующего военно-воздуптиымв силами американской армии генерал-тейтенанта Арнольда в полные генералы.
★ ГАЗЕТА «ТАЙМС» сообщает, что за последние 6 лет личный состав флота Индии увеличился 0;.л°е чем в 10 раз. В прошлом году корабли индийского Флота прошли в общей слож
ности 1.300 тысяч километров, выпол
няя задачи по эскортированию судов и патрулированию. Некоторые из ко
раблей индийского Флота действовали даже в Атлантике.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ
СОВЕТСКИЙ НОМЕР
«УОРЛД РЕВЬЮ
Широко распространенный в Англии ежемесячный журнал «Уорлд ревью(«Мировое обозрение»! посвятил одна из своих последних номеров Советско
му Союзу Номер открывается беседой корреспондента журнала с сэром Стаф
фордом Криппсом бывшим английским
послом в (ХХР. Эта беседа служит вступлением к целой серии материалов, посвящённых жизни Советского Союза в дни отечественной войны Среди этих материалов — статья Дж. Гротера «Советское правительство награждает своих учёных», статья Лемана об Аджаристане. очерк о стахановцах и статья видного анппйского историка Бер
нарда Пэйрса «Борьба России в веркале веков» В номере помещена также подробная хроника культурной жизни Советского Союза в дни войны.
АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛЬМ О КИТАЕ ПО СЦЕНАРИЮ
ХЕМИНГУЭЯ.
Эрнест Хэмингуэй закончил работу над сценарием для фильма о событиях р Китае. Герои фильма — четыре американца. живущие в Китае в дни япо
но-китайской войны. Автор, по словам американских газет, рассказывает, как миролюбивый китайский народ герои
чески защищает свою родину и наци
ональную независимость. В сценария показаны строите л ьетво дороги Бирма —Китай, эвакуация университетов в безопасные районы страны, рождение китайской воеипой промышленности.
Фильм будет сниматься в Китае при содействии китайского правительетвз. Режиссёр Фильма — амрриканрп Гоуард Хоке, оператор — китаец Уонг-Хо.