Лауреат Сталинской премии мастер-инструментальщик Московского автозавода им. Сталина С. В. Давыдов, разработавший и освоивший технологию изготовлений сложных режущих и других инструментов.
Фото Л. СМИРНОВА.
Каждый честный человек старается в этот период тяжёлых битв и суровых испытаний сделать для своей советской родины всё, что он может, что он в силах. И особенно радостно сознавать, что так владе
ешь знаниями и техникой, что можешь принести ещё больше пользы, увеличивать свой вклад в разгром немецко-фашистских разбойников.
Все, что достигнуто нами, сдела
но под влиянием и благодаря отеческой помощи великого нашего вож
дя товарища Сталина, направляющего й вдохновляющего труд созда
телей советских моторов и боевых машин. В третий раз моя работа удостаивается высочайшей награды — Сталинской премии. Она обязывает не успокаиваться на достигнутом, накладывает ещё большие новые обязанности. И приятно чувст
вовать себя в силах достойно и в этом — 1943—году оправдать доверие советского правительства, пар
тии и лично товарища Сталина, Этой цели я отдай вез свои способности и знания.

А. Микулин,

Герой Социалистического Труда.

Мастер Давыдов

Сергей Васильевич Давыдов помнит, как воздвигались стены его родного завода. Здесь ему знакомы каждая машина, каждый станок. И вместе с коллективом завода этот молодой по годам и старый по ста
жу инструментальщик проходил сложную школу советского автомобилестроения.
Во всякое дело, которое ему поручают. Давыдов вкладывает душу. Там, на фронте, бьются с врагом его
братья. Он здесь работает над тем, чтобы советская техника была силь
нее фашистской. Вот почему Сергей Васильевич горд и ^счастлив, когда
задуманное им удаётся. В каждом случае Давыдов прибегает к прос
тейшим способам, которые должны, во-первых, ускорить изготовление детали, во-вторых, — экономить ме
талл и, в-третьих, — дёшево стоить. А простота, кроме всего прочего, должна позволить выполнить работу любому рабочему.
Однажды Давыдову поручили изготовить шарнир) Гука для сверлильных станков. Сложность этого зака
за заключалась в том, что станок делал до 5 тысяч оборотов. Надо было сделать шарнир так, чтобы из
бежать биения, иначе центробежная сила могла вырвать пятиметровый шпиндель. Задача была не из лёг
ких. Давыдов за неё взялся. Он сам разработал технологический процесс, сделал простейшие приспособления, и шарнир пошёл в производ
ство. Теперь его здесь изготовляют сотнями.
Сторонник простейших методов, Давыдов применяет их во всех случаях, даже при самых точных работах.
— Волос имеет толщину четыре сотых, — говорит он, — для меня это чересчур большая величина....
Действительно, на некоторых работах приходится делать допуск в 5 микронов. И эта точность соблюдается безукоризненно.
Сложность инструментального производства на автомобильном предприятии характеризуется частой сменой инструмента. Каждый но
вый тин машины требует новых приспособлений и новых инструмен
тов. Давыдов пришёл к убеждению, что в любом случаи можно исполь
зовать старые приспособления. И сейчас он переделывает всё, что скопилось на складе. Более тысячи различных приспособлений снова пойдут в производство. Это меро
приятие дало огромную экономию металла, рабочей силы, денег, ускорило пуск новой машины.
Однажды ему сообщили, что производство одной важной детали задерживается из-за отсутствия глаз
ков для протягивания профиля. Для того, чтобы побудить инструмен
тальщиков быстрее выпускать этот профиль, был составлен специальный график. Давыдов выполнил за
дание значительно раньше срока.
Вместе с шлифовщиком Куркиным и слесарем Фуэргес он разработал но
вую технологию изготовления этого профиля. Раньше один комплект на шлифовке изготовлялся 70 часов. Давыдов подумал: зачем делать профиль полукругом, когда для протягивания важна середина? Он предло
жил делать профиль квадратным. Это дало возможность ставить профили па плиту и одновременно об
рабатывать до 12 комплектов. Так
же он поступял, когда нужно было срочно изготовить профиль кулач
ковых валиков во время изменения мощности мотора. Он вместе со слесарем Гдовским сделал эталон и копиры для станков. Это дало возмож
ность во время выпуска нового типа машин шлифовать валики в массовом порядке.
Брат у Давыдова — майор артиллерии. Лауреат решил на полученную премию купить в подарок брату пушку.
Г. Леонтьев.

24 марта

В
СЯ наша великая страна с радо
стью встретила постановления Совнаркома СССР о присуждении Огалинских Премий за выдающиеся работы в области науки и за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования ме
тодов производственной работы. «Правда» в передовой статье «Творцы советской науки и техники» подчёркивает, что совет
ская наука в дни войны прошла суровую проверку. «Деятели науки и техники, как славные патриоты своей родины, вместе со всем нашим народом веду-г борьбу с чёр
ными силами фашизма, они отдают свой талант, свою энергию родине, борьбе за её честь, свободу и не
зависимость. Глубочайшая ненависть к врагу, любовь и преданность советской родине — вот что вооду
шевляет творцов советской науки на новые творческие дерзания».
дит воскресники помощи освобояН денным районам. За один воскрес
ный день речники девяти пароходств заработали 134.765 рублей и эти
Деньги внесли в фонд восстановлен ния Сталинградского порта. Комсо
мольцы и молодежь Архангельской, Кировской и Горьковской областей предложили провести повсеместно воскресники по оказанию помощи
районам, освобожденным от немецких оккупантов. Центральный коми
тет ВЛКСМ поддержал эту инициативу: 28 марта или 4 апреля миллионы молодых патриотов, вооду
шевленных единым благородным стремлением, встапгут ва трудовую вахту.
ЭТОЙ же теме посвящены и ста
тьи в «Известиях». Газета помещает беседу с заместителем предсе.
дателя Комитета по Сталинским премиям в области науки и изобре. тательства тов. ‘С. В. Кафтановым, статью академика И. Бардина о советских металлургах и статью
народного комиссара земледелия СССР И. Бенедиктова о достижениях советской агрономии.
ГОЛУБОЙ паровоз знатного маши
виста Томской железной дороги лауреата Сталинской премии Н. Лунина готовится в далёкий путь. «Труд» сообщает, что Лунин и его бригада решили встретить день 1 мая в героическом Сталинграде. Они
везут туда эшелон угля. «На свои трудовые сбережения, — говорит тов. Лунин,— я купил тысячу тони угля для рабочих Сталинграда, 500 тонн добавила от себя моя паро
возная боигада». В Сталинграде бригада Лунина рассчитывает по
мочь местным железнодорожникам ремонтировать паровозы.
МОСКОВСКИЙ большевик» сооб
щает о присуждении стипендий им. Ньютона двум студентам Московского университета им. Ломо
носова — Анне Колосовской и Владимиру Угарову. Оба эти студента имеют самостоятельные научные работы.

П

ОМОЩЬ Сталинграду должна
стать и уже становится- всенародным делом,—пишет в передовой «Тебе, Сталинград!» «Комсомольская правда». По почину комсомольцев во многих мостах молодежь дрово

Высокая

оценка

Проблемы угля

Я приношу глубочайшую признательность правительству за присуждение мне Сталинской премии. Особенно ценно это в дни великой оте
чественной войны, когда вся страна и доблестная наша Красная Армия под руководством великого вождя
товарища Сталина ведут борьбу с титл еров ск ими п о л чищами.
Сталинской премией отмечены мои труды по изучению угольных богатств Советского Союза, обобщён
ные в томе VII «Геология СССР» — Донецкий бассейн, которым я зани
маюсь е 1902 года. Это—итог всей моей сорокалетней научной работы по исследованию крупнейшего угольного бассейна нашей страны.
«Геология СССР» является коллективным трудом, выполненным моими товарищами н учениками, и на мою долю падают главнейшие сводные главы по геологическому строению и по разработке проблемы
Большого Донбасса, охватывающего площадь, более значительную той, которая была нам известна- до начала этих работ.
Этим трудом подводится итот первому этапу моей научной деятельности. Теперь передо мной стоит задача подвести итоги второ
му этапу моих научных трудов, заключающихся в работе над те
орией поясов и узлов угленакопления на земном шаре, в том числе па территории Советского Союза. За
вершение этого труда должно дать точные указания при расширении размеров прежде известных уголь
ных бассейнов и отыскании новых угленосных площадей- Разработка этой широкой? теории является непосредственным развитием тех работ, которые были начаты ранее.

Академик П. И. Степанов.

Лауреат Сталинской премии академик В. А. Чудаков.
Фото Г. ВАЙЛЯ.

Творчество инструментальщиков

Лауреат Сталинской премии токарь завода «Красный пролетарий» С. Ф. Смирнов, разработавший и применивший приспособления для механической обработки металла, обес
печившие высокую производитель
ность.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.

Секрет Степ ан а Смирнова

В московском Доме инженера я техника открылась вторая всесоюзная конференция работников инструментальной промышленности, ва которой присутствуют директоры, инженеры, конструкторы, технологи заво
дов, представители науки. В работе конференции приняли участие замес
титель председателя Совнаркома СССР тов. Сабуров, нарком минометного вооружения тов. Паршин, нарком среднего машиностроения тов. Акопов, нарком боеприпасов топ. Ванников, нарком тяжелого машиностроения тов. Казаков, секретарь МП» ВЦП (б) тов. Зеликсон и дру гие.
После всту пительного слова наркома станкостроения СССР тов. Ефремова конференция заслушала доклады; начальника технического отдела этого наркомата тов. Рыбкина о путях развития инструментального дела в СССР, ряд докладов о новом в конструкции, технологии, обработке и аксплоатации инструментов и о производстве и применении измерительных средств.
Вчера на .конференции с докладом о международном положении выступил лауреат Сталинской премии академик Емельян Ярославский. Сегодня началась работа секций.
Эту деталь никак не могли установить на токарный ста
нок. Кулачки патрона не держали конусообразную головку изделия она скользила и не поддавалась обработке.
Пришлось начать обработку кустарным способом. Поручили ее квалифицированным токарям. По расчетам специалистов обработка каждой детали должна была занять не менее часа.
Такой уж человек токарь Смирнов, что, если что-нибудь задумает, никогда от этого не отступит. Сте
пан Федорович тщательно подходит к каждому делу. Он обладает на
стоящей изобретательской хваткой. Хватка эта видна даже в мелочах. Чтобы ни .делал токарь Смирнов, обязательно введет какую-нибудь новинку, применил хоть небольшое, но приспособление.
Получив задание, токарь Степан Фёдорович Смирнов расточил кулачки патрона» плотно пригнал ко
нус изделия, изготовил зажим для задней бабки. Деталь стала твердо на своем месте и уже не провертывалась от прикосновения резца.
Вечером токари сдали по восемь деталей. Степан Фёдорович, несколько часов провозившийся с приспо
соблением, сдал более двухсот. Ис
пользовав новые зажимы, он стал обрабатывать деталь в 10 минут.
Приспособление токаря Смирнова быстро внедрили в производство. Его ученики — молодые рабочие цеха — стали давать на этом изделии 250—300 процентов плана.
У Смирнова каждая работа—с какой-нибудь новинкой. Взять хотя бы изготовление шпинделя. Техно
логический процесс предусматривал обработку шпинделя на пяти стан
ках. Но Степан Фёдорович, когда поручили ему эту работу, категорически возразил:
— Разве можно столько времени занимать? Одна переброска со стан
ка на станок отнимет у нас часы. Разрешите я что-нибудь придумаю.
И на другой день он принес чертёж резцедержек. По предложению Смирнова обработка сокращалась в 10 раз, занимая всего два станка. Завод получил огромную экономию.
Этот скромный и опытный Токарь работает уже 23 года на заводе. Он обучил десятки молодых токарей,
привив им эту свою вдумчивость и хватку в работе. Когда на заводе узнали, что Степану Федоровичу присуждена Сталинская премия, коллектив завода приветствовал своего лучшего стахановца—новатора производства.

И. Игорев.

Инженер Багдатьев часто задумывался над тем, что при изготовле
нии обычных овёрл тратится очень много металла. Для того, чтобы об
работать идеальную поверхность витой канавки, надо было брать толстую заготовку, почти вдвое превы
шающую диаметр будущего свёрла. Багдатьев изобрёл свой способ изго
товления свёрл, который экономит ровно 55 процентов металла, причём один прокатный стан, применяющийся при новом технологическом про
цессе, заменяет 20 автоматов для фрезеровки.
Весь технологический процесс изготовления свёрл йо методу инжене
ра Багдатьева демонстрируется на выставке, организованной для делегатов конференции инструментальщиков. Каждый специалист, которого интересует это производство, может взять пруток металла, прока
тать его в вальцах прокатного стана я подучить на прутке желобчатый профиль. В этом — сущность мето
да Багдатьева. Вовсе не следует
фрезеровать толстый пруток, moj&ho пропускать тонкую заготовку и вдавливать в ней желобки. Потом пру
ток идёт на завивочный станок, по
сле чего он уже напоминает будущее сверло. Затем пруток разрезается на установленные размеры, шлифуется и затачивается.
Делегат вставляет толъко-что изготовленное свёрло в сверлильный станок. Работа идёт прекрасно. И недаром уголок завода «Фрезер», демонстрирующего этот способ изго
товления свёрл, пользуется у деле, гатов огромным успехом.
На выставке много интересного и по другим отраслям инструменталь
ного хозяйства. Здесь есть, на. что посмотреть, есть чему поучиться. Кто мог раньше думать, что инстру
мент может... оклеиваться? Однако бригада. Академия наук СССР нашла способ склейки металла с металлом и применяет для этого кар

МОСКОВСКИЙ

ЗАВОД ЗАБОТИТСЯ О СЕМЬЯХ
ФРОНТОВИКОВ
бинольный клей. Вот витрина одного из авиационных заводов. Здесь взяли обыкновенную фрезу и вза мен рифлёных ножей вклеили карбинольным клеем плоские ножи. Фреза работает, как новая.
Завод, который использовал вклейку ножей в трёхстороннюю фрезу, многое сделал в области восстанов
ления инструмента. Здесь делают шлифовальные круги из отходов аб
разивов, сегменты вытачивают из керамических кругов.
На одном из стэндов наглядно показывается, как коллектив оборонного завода борется за сокращение производственного процесса. Старый технологический процесс выработки одного изделия укладывался в 11 часов 15 минут. Теперь для этого тре
буется всего 6 часов 29 минут. Как это достигнуто? На одпой операции надо было сделать 32 нареза. Их де
лали 8-реецовой головкой и тратили на это 3 часа 10 минут. Сейчас опе
ршая производится 16-резцовой го
ловкой — изделие обрабатывается за 1 час 38 минут.
Таких примеров здесь много. Выставка учит, показывает, как надо упрощать каждый технологический процесс, чтобы ускорить изготовление деталей и улучшить их каче
ство. Трижды орденоносный завод имегеи Коминтерна изготовлял фре
зерные головки на станках «Клингельнберг». После того как была разработана новая технология, изготов
лению инструмента ускорилось в два раза. Завод смог передать другому предприятию один из станков этого типа. Завод «Красный пролетарийвосстановил специальную торцевую фрезу, приварив к ней быстрорежущие ложи автогенной сваркой. Оживленно в налах Дома инженера и техника. Сюда с’ехались инструменталь
щики, чтобы научиться передовым методам работы.
Г. Загорский.
Коллектив завода, где директором тов. Незичов, проявляет заботу о
семьях своих товарищей, находящихся
в рядах Красной Армии. Только за два месяца текущего года заводские организации выдали семьям фронтовиков более 10 тысяч рублей денежных по
собий. Отдел рабочего снабжения обеспечил многие семьи детской обувью и одеждой.
большую работу по оказанию помощи семьям вдевнослужаншх проводит комсомольская организация завода. Она создала бригады, которые посещают семьи фронтовиков, выявляют их нужды, оказывают различную помощь.
Партийная организация выделила 45 активистов для ведения агитационномассовой и политической работы в домах среди семей военнослужащих.

Советы жен фронтовиков

Опыт годичной работы

Более года работают при райвоенкоматах столицы советы жён конан
дкров-фронтовиков. За год советы проделали большую и важную работу.
Вчера в клубе Наркомата обороны состоялось городское совещание со
ветов жён начсостава. Заместитель начальника политотдела горвоенкомата майор тов. Бочков привёл много интересных фактов, характери
зующих общественную деятельность патриоток. Они помогают семьям фронтовиков в трудоустройстве, приобретении квалификации, через
ЗНАТНЫЙ СНАЙПЕР
В ГОСТЯХ У ПИОНЕРОВ
Вчера на выставке ЦК ВЛКСМ «Комсомол в отечественной войне» состоялся сбор пионерского отряда имени Героя Советского Союза Марйи Поливановой (Комйнтерновский район). В го
сти к пионерам приехала знатный
снайпер Людмила Павличенко, которая рассказала им об участии ребят в героической обороне Севастополя.
МАСТЕРСКИЕ
БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
Комбинат бытового обслуживания Бауманского райпромтреста открыл не
давно две мастерские — часовую и по починке обуви. Сейчас к 13 действующим мастерским, обслуживающим на
селение района, прибавляется ещё одна — по пошивке верхнего платья.
Мастерские комбината выполнили программу января на 110, в феврале— на 115 процентов.
ТИРАЖ ЗАЙМА
Завтра в Октябрьском зале Дома союзов состоится пятый тираж Займа третьей пятилетки (выпуск 4-го года).
Всего будет разыграно 84(М)00 выигрышей на сумму 131.222.000 рублей; из них — 70 выигрышей по 3.000 рублей,
350 — по 1.000 рублей, 3.000 — по 500 рублей, 70.000 — по 200 рублей Ж
66.080 — по 150 рублей.
ПЕРЕД ПАВОДКОМ
Лауреат Сталинской премии академик Т. Д. Лысенко.
профсоюзные и советские организации добиваются улучшения жилищных и бытовых условий, направле
ния детей в ясли и сады и т. д- За год активистки побывали у 18.500 семей фронтовиков. Нуждающимся была оказама помощь. 830 семей переселены в благоустроенные квар
тиры. У многих произведен ремонт жилищ. Сотни семей получили топ
ливо. около 4.000 детей стараниями общественниц устроены в ясли и детсады.
Советы жёи начсостава собрали 1.200.000 рублей на строительство
вооружения для Красной Армии. В Бауманском районе развернулся сбор средств на строительство ист
ребителя имепи Героя Советского
Союза тов. Лукьянова. Первый взнос сделала мать героя, живущая в этом районе. Скоро женщины на свои средства сумели построить целое звено самолётов. Лётчиков, принявших эти машины, старушка Лу
кьянова благословила на боевые подвиги.
Председатели советов жён командиров поделились на совещании опытом работы. О многообразной деятельности общественниц Совет
ского района говорила тов- Рокос
совская. Тов. Бочарова (Красная Пресня) рассказала об интересной практике своего совета, организо
вавшего помощь двум пригородным колхозам. Только в колхозе «Смычка» женщины выработали в прошлом: году более 4.000 трудодней.
Сейчас они уже снова приступили к работам в колхозе. В этом же районе организованы регулярные доклады для жён фронтовиков на, текущие политические темы.
Женщины говорили о предстоящей работе. Советам жен начсоста
ва нужно умножить свой актив, чтобы окружить вниманием и заботой каждую семью фронтовика.
На предприятиях, расположенных по берегам Яузы, проводятся предупреди
тельные работы на случай разлива реки. В складских помещениях сооружаются высокие стеллажи, на которые будет переложена готовая продукция.
Комиссия по борьбе с паводком пря Ростокинском райисполкоме взяла на
учёт население домов в районе реки.
Жильцы в случае надобности будут переселены в другие места. Райпищеторг разработал мероприятия по снабжению переселяемых продуктами, пе
рестраивается сеть столовых. Райздрав выделяет медицинских работников.

ЗАВТРА - ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

Лауреаты

Сталинских

премий

СОЗДАТЕЛЬ СОВЕТСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

С

БЫСТРО движущимся автомо
билем довольно часто, особенно после дождя или при гололедице, происходит неприятное и опасное яв
ление. При торможении или на повороте автомобиль неожиданно резко изменяет свое движенье, стано
вится поперёк дороги, иногда при этом опрокидывается. На языке тех
ников говорят, что автомобиль потерял устойчивость.
От чего зависит устойчивость автомобиля? Ка.к конструировать машину, чтобы повысить её устойчи
вость и тем самым безопасность? Этот важный вопрос теории авто
мобиля явился темой последних на
учных исследований академика Е. А. Чудакова. Цикл, завершён
ный в 1942 году и потребовавший пятилетнего труда, состоит из шести опубликованных работ, выпол
ненных последовательно, стоящих и прямой евязй друг с другом.
Все наши инженеры автомобильного дела, специалисты автобронетанковых войск, шофёры-професси
оналы и большинство любителейавтомобилистов хорошо знают имя выдающегося учёного Е. А. Чудакова по капитальным работам, но теории, исследованиям, расчёту или
описанию автомобиля, но заменательному курсу в виде кинофильма, облегчающему понимание устройства машины и действия её ме
ханизмов. Вся эта армия людей, для которых эксплоатация и произ
водство автомобилей стали профессией, получила свои специальные знания, пройдя школу Е. А. Чуда.кова.
По окончании четырёхклассного училища Евгений Алексеевич само
стоятельно и заочно подготовился к экзаменам в качестве экстерна за среднюю школу и затем, в 1909 го
ду, на «отлично» сдал конкурсные экзамены для поступления в Московское высшее техническое учи
лище. Годы пребывания Е. А. Чу
дакова в МВТУ совпали о началом расцвета этого выдающегося ВТУЗ’а
дореволюционной России. Живой, увлекающийся, остро и настойчизо осваивающий новое, студент Чудаков не избежал и общего тогда ув
лечения Аэродинамикой; он прово
дил совместно с автором этих строк лабораторные эксперименты по заданию Н. Е. Жуковского в связи с
его теоретическим исследованием мёртвой петли самолёта.
Будучи студентом, Евгений Алексеевич совмещАТ учёбу с работой на машиностроительном заводе. Оц работал сначала слесарем, потом — механиком и техником в экспери
ментальной заводской лаборатории по двигателям внутреннего сгора
ния и автомобилям. Это было его первым серьёзным знакомством с автомобилем. Блестяще окончив МВТУ, молодой инженер-механик был оставлен при училище для подготовки к преподавательской деятельности.
Началом научно-исследовательской деятельности Е. А. Чудакова в области быстроходных двигателей и автомобилей является создание в
годы гражданской войны научной автомобильной лаборатории. Она выросла затем в Научный автомотор
ный институт, реорганизованный в 1933 году в два больших институ
та — HATH и ЦИАМ. Проводимые в течение ряда лет под руковод
ством Е. А. Чудакова исследования легли в основу созданной и стройно разработанной им теории автомо
биля, привели к предложенным им, общепризнанным теперь, методам оценки качества автомобилей.
Ряд специальных дисциплин,, возникших из трудов Е. А. Чудакова
и охватываемых общим термином «Теория автомобиля», воспитанные им кадры учеников — всё это сос
тавляет школу Е. А. Чудакова, советскую автомобильную школу, создававшуюся нм в течение 20 с лишним лет.
Как крупнейший специалист автомобильного дела, Е. А. Чудаков принимал участие во всех основных этапах организации автострое
ния в СССР, в решении вопросов выбора машин для производства, в вопросах опенки качества выпускаемых машин.
В 1933 году Е. А. Чудаков был избран членом-корреспондентом и в 1939 году—действительным членом
Академии наук СССР. В системе Академии наук им был организован Институт машиноведения, ру
ководителем которого он является и в настоящее время. Е. А. Чудаков был в 1939 роду избран вице-прези
дентом Академии наук и пробыл в этой должности три года, проявив и здесь свои исключительные способности прекрасного организатора.
В течение нескольких лет акаде мпк является депутатом Московского городского совета н принимает самое активное участие в его работах по городскому транспорту.
В дни великой отечественной вой
ны Евгений Алексеевич продолжает неутомимо и много работать на благо нашего социалистического оте
чества, отдавая все свои силы и знания повышению обороноспособности родины для быстрейшей победы над врагом.

Проф. М. М. Хрущов. КРУПНЕЙШИЙ

УЧЕНЫЙ

С

ЧУВСТВОМ глубокого удовле
творения и законной гордости воспринял коллектив Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. II. Ленина постанов
ление о присуждении Сталинских премий деятелям советской науки н
техпики за выдающиеся научные труды 1942 г. Особенно радует, что среда лауреатов, отмеченных первыми премиями, мы находим большую группу агробиологов во
главе о крупнейшим учёным, признанным руководителем всей сель
скохозяйственной науки Советского Союза академиком Трофимом Денисовичем Лысенко.
В 1942 г. академик Лысенко обогатил сельскохозяйственную науку и практику тем. что дал разработанный метод использования в качестве пеннейшего посадочного ма
териала верхушек, срезанных с крупных клубней про довольстве н- ного картофеля. Этот новый агроприём позволил уже в прошлом году расширить площади под картофелем в стране на 100.000 га, получить с них дополнительный богатый урожай, сохранить для продо
вольственных целей десятки тысяч тонн картофеля старого урожая.
Разработанная под руководством Т. Д. Лысенко методика заготовки и длительного хранения верхушек позволяет ,в нынешнем году расширить площади под посадки кар
тофеля верхушками ещё на сотни тысяч гектаров.
Этот новый агроприём — продукт большой творческой мысли учёного, умеющего проникать в тайны зако
нов биологического развития расти
тельных организмов. Рекомендуя для посадок срезанные с крупных продовольственных клубней карто
феля верхушки, Лысенко ставит на службу высокой урожайности высо
кую их породность. Он открыл, что верхушка, представляющая собой наиболее жизнеспособную часть клубня, после срезкп с клубня, даже предрасположенного к забо
леванию, остаётся, как посадочный матернАЧ, здоровой, полноценной до момента посадки. Отсюда ясно, что посадка верхушками по методу
Т. Д. Лысенко — это новый этап и в развитии научной мысли, и в практике социАТпстического земледелия.
Общепризнанные успехи академика Лысенко—результат его умения вовлекать в научно-исследователь
ский творческий пропесс пе только научных работников. агрономов
специалистов, но и многие тысячи опытников — колхозников, работников совхозов, рабочих-огородни
ков. Сегодня весь этот огромный коллектив вместе со всей страной о чувством большой радости и законной гордости горячо приветствует славных сталинских лауреатов.
Д. Камыщенко, доктор сельскохозяйственных наук.
Помощь освобожденным районам. Ежедневно с базы Наркомздрава РСФСР отправляется большое количество медицинского оборудования и инструментария в Сталинградскую. Курскую. Воронежскую. Ростовскую и Смоленскую области. На снимке: директор базы Н. Сте
панов и брнгадир-отборщица К. Мокрипына готовят к отправке в Вязьму инструментарий и аппара
туру.
Фото З. НЕВЕРОВОЙ (TACC).
В ШКОЛАХ СТОЛИЦЫ
Сегодня в школах столицы закончилась третья четверть учебного года. Завтра начинаются весенние каникулы.
В Доме художественной самодеятельности Ленинградского района открылась выставка «Дети — роди
не». Здесь представлены картины, рисунки и скульптуры — около 206 работ учащихся. В 152-й школе будет проведена конференция «Комсомольцы-герои» — о славной жиз
ни Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Виктора Талалихина н др.
Таганский райком ВЛКСМ и отдел народного образования устраи
вают завтра детекпй утренник, на Котором выступят коллективы художественной самодеятельности. В го
сти к ребятам приедут участники великой отечественной войны, защитники городов-героев.
В днп каникул учащиеся Таганского района побывают в лучших театрах п музеях столицы. В Та
ганском кинотеатре устраиваются утренники. В 466-й школе состоится вечер, посвящённый СтАтинграду.
В Доме пионеров Москворецкого района устраивается смотр художественной самодеятельности учащих
ся. Лучшие кружки н исполнители примут участие в общегородском смотре. Организуются также стрелковые соревнования учащихся. Каж
дая школа выставляет по одной команде.
Во всех школах Сталинского района идёт подготовка к общегородской; игре «Города-герои». В район
ном Доме пионеров состоятся лек
ции — «Оборо-на Сталинграда», «Разгром немцев под Москвой».

Лауреаты Сталинских премий

ДЕНЬ