СОВЕТСКИЙ ТЕАТР

Советское театральное искусство пользуется мировой славой. Недаром в театральных кругах Европы и Америки Москва слывет„«театральвой Меккой». Каждый год на фестивали в Москву съезжаются сотни виднейших представителей искусства зарубежных стран, стре
мящихся прильнуть к живому источнику советского художественного творчества, еще и еще раз насладиться высоким мастерством наших актеров, режиссеров, художников.
Никогда еще театр не был объектом такой заботы и общественного внимания. Пьеса, игра актера стали предметом жгучего интереса, страстных споров в часы досуга, в клубе, в семье, на далекой Игарке и побережье Черного моря. Еще никогда в истории театр не был так любим массами, никогда не был народным в такой мере, как у нас. Вполне понятно, что и требования, предъявляемые ® театру, у нас вы
ше, чем где бы то ни было. В беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин говорил: «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство» .
Право на настоящее великое искусство есть одно из существенных прав человека свободного и никем не эксшгоатируемого. Сейчас, в дни обсуждения сталинской Конституции, мы с гордостью можем сказать, что это право стало реальностью в нашей стране. Театр стал достоянием масс.
Какой театр в любом государстве мира может равняться с великолепным нашим Художественным театром? Где еще существует театр, равный Малому театру? Нигде! Могут оказать, что эти театры были созданы задолго до Великой пролетарской революции. Это верно. Но
верно и то, что отпрыски этих театров появились лишь в наши дни, что, подобно могучим деревьям, они стоят сейчас в пышном саду со
ветского театрального искусства, где растут самые чудесные цветы, самые ароматные плоды прекрасного.
Посеянное великим русским актером Щепкиным прозябало более столетия под покровом ледяного равнодушия официального общества, вытаптываемое сапогами цензурных жандармов, окруженное полицейскими кордонами. Только в социалистическом государстве взошли его всходы, лелеемые и оберегаемые советским народом. Советский Союз становится родиной мирового театрального искусства. Шекспир, Моль
ер, Шиллер, Лопе де Вега вошли в советский театр и поселились в нем навсегда. Гоголь, Грибоедов, Пушкин, Островский нашли свой дом под кровом советского театра. Разве это может кто-либо опровергнуть?
Деревенский театр никогда не существовал, если не считать «духовно-нравственных мистерий», разыгрываемых в некоторых местностях Европы. А мы за короткий срок создали около двухсот колхозносовхозных театров. Колхозная деревня видит пьесы и русских и ино
странных классиков. Олово Гоголя и Горького, Шиллера и Мольера
звучит в нашей колхозной деревне, разгоняя последние остатки непро-. глядной тьмы, столетиями окутывавшей крестьянина. Люди, еще не
давно жившие узкими интересами своей деревни, сегодня волнуются и негодуют По поводу печальной (судьбы Катерины из «Грозы» Ост
ровского, смеются над «плутнями Скалена» Мольера, задумываются над горьким словом Гоголя. Нельзя недооценивать величие этих фактов, перед которыми тускнеют огни театров капиталистических госу
дарств. Аудитория буржуазных театров; составляет лишь небольшую кучку людей, по сравнению с гигантскими, многомиллионными мас
сами, поднятыми к культурной жизни нашей партией и ее великим вождем Сталиным.
Сохранив все лучшее, что оставил нам в наследство старый русский театр, ра-чительньтй советский хозяин эти богатства приумножил. Блистательные имена старых мастеров окружены целым сонмом восхо
дящих светил, молодой советской порослью. Растут у нас молодые актеры, и иные из них уже показывают львиную силу своего художест