Пролетарии, всех стран, соединяйтесь!

Командиры нашей промышленности

Сколько их?-—Больше сотни наберешь на нашем заводе. Все почти выходцы из квалифицированных рабочих, кое-кто в цехах работал мастером или подмастерьем. Кропотливая работа. Много обязанностей и ответственности. Чуть ли не каждую неделю подсчитывает, как выполняется заданная производ
ственная программа цеха. Беда мастеру, когда отстает от этого:
тогда получаются перебои и в других цехах. Инженеры замучают мастера, а програм
му выполняй. Перебарщивать тоже нельзя. Держись 99— 100%, но не больше 105%. Нехватка сырья и инструмен
та. Рабочие чтобы без дела не шатались и проводи режим экономии. Нервирует инспек
ция, — разладится что-нибудь в автомате или в станке, ин
спекция бьет в набат: «Браку
много!» За качеством изделий сейчас следят строго, на день несколько раз заглянут к браковщикам .
По заводским цехам об явление: «Такой-то мастер или подмастерье усовершенствовал или наладил такую-то деталь, ранее не изготовлявшуюся у
> -s, а приводившуюся из-за границы. Столькими-то рублями премируется заводоуправлением». Есть мастера, кото
рые более десят1 а раз получали премии, — когда 30 р., когда 50, а иногда и 100.
Встанет иной раз мастер у станка. Стоит час, а то и больше. Рабочий опа
сается («не заметил ли чего за мной?»), а мастер думает об улучшении производ
ства. Но есть и такие мастера, которых сошршенно не интересует улучшение производства своего цеха. Его забота,— лишь бы была в порядке цеховая жизнь; высшее начальство получает от него псе сведения в порядке. Но пет инициативы,
работает «по-казенному». Когда началась кампании за режим экономии, производ
ственная комиссия собрала мастеров с помощниками и рассказала им, что у них делается в цехах и чего они до сих пор не видали. Или сказали, что полностью ра
бота в цеху начинается полчаса спустя после последнего гудка и кончают на мно
го раньше. И подсчитали, что это стоит заводу. Теперь, как только прогудит последний гудок, мастер с подмастерьями обходят станки. Теперь мастера знают, во сколько начинают и во сколько кон
чают рабочие его цеха. А то раньше утречком сами не прочь были поговорить у себя в конторке о новостях. Мастер инструментального цеха завел на каждый
станок особую учетную карточку, по которой видно, когда на этом станке работа кончается, к этому времени под
готовляется материал для другой работы.
Кончил работу,—получай новую. Без зад ржки начинай.
В цеху всегда почти боевой вопрос: расценки! Говоря заводским теперешним
язы-ком,—нормы. В старое время это целиком и полностью находилось у мастера, теперь есть технико-нормировочное бюро. Сперва мастера сторонились THE, совершенно не помогали ему, считали, что оно отнимает их права, но теперь
поняли, что ТНБ—незаменимая помощь в работе. Вот один мастер прибавил лишний автоматик,—рабочие стали больше зарабатывать. Вот другой переменил шкива, рабочие больше стали делать.
Мастер наблюдает за работой у станка,
желая ввести упрощение в работе.
ТНБ в ужасе. Почему же нам-то не сообщили? Забыли, видимо; циркуляр дирек
тора! Иногда дело о расценке идет в РКК, но редко. «Куда ни повернись, куда ни
плюнь,-—сейчас же известно в газете»— жалуется мне новый, только что назначен
ный мастер, которого рабочие цеха поздравили с назначе
нием. Сухого поздравления у
нас не бывает, а на мокрое госспиртовское отвалили 15 руб. Рабкор и газета его тоню вспрыснули и отметили 15-ру
блевое торжество. Попадают среди мастеров люди консерва
тивно, настроенные, вежливое обращение трудно им дается. Пет, нет, да прорвет кого-нибудь. Начинает грубить, особенно работницам, или заво
дить кумовство, не считается с постановлениями и организа
циям. Уполномоченный цеха, если он соответствует своему назначению, приводит в движение завком, берет в по
мощь рабкора. И... мастер становится «милее родного брата». И думает: «Кто же про ме
ня так пишет в газете? Эх, дорого бы дал, лишь бы по
смотреть, кто он». Спрашивать неудобно, а в газете гсевдоним. Хочется и колется!
С редкой тщательностью готовятся наши «командиры промышленности» к своим докла
дам на производственных заседаниях. Собирают цифры, факты, документы. Пишут специальные тезисы и только тогда во всеоружии, имея под рукой материал, выступают. Редко кто ухо
дит оттуда, не имея целого ряда фактов и недостатков, которыми его крыли на производственном заседании. Наутро— цеховой «совет» администрации. Мастер грозно говорит: «Слыхали вчера?».-—«Слы
хали».—«Давай, чтобы в следующий раз не подкопались!».
Большинство мастеров не втянуто еще в общественную жизнь завода. В работе производственной комиссии, Авиахим’а, в секции клуба красных директоров и т. н. работают еще одиночки.
Суббота. Жара спала, наступает прохлада. Наши командиры идут воевать
с оружием в руках. На рыбную ловлю! Поздно ночью расходятся по своим квартирам.
Следя из номера в номер за нашей периодической, популярной технической ли
тературой: «Хочу все знать», «Наука и техника», «Предприятие» и т. и., мастера и рабочие расширяют кругозор, и каждому хочется побывать на других заводах
СССР соответственно своей специальности и перенять оттуда полезное для своего родного завода. Некоторые мечтают о загранице, другие считают, что туда они ни
когда не попадут: заграница—страшное н дорогое для них удовольствие!
Рабкор Н. Болъшаков.
Государственный механический завод в Подольске. Мастер и рабочий
обсуждают необходимость ремонта станка.
№ 35 (179). 29-го августа 1926 г. Очерк и снимки рабкора Н. Большакова.