Мексиканская война с попами

Мексика стала ареной ожесточенной борьбы между католическим духовен
ством и национальным прави1 ельством страны.
Для того, чтобы четко представить себе ход событий, име
ющих не только узко-религиоз
ный, но и общеполитический характер, надо вникнуть в экономическое положение Мексики .
С 1810 года Мексика освободилась от испанского вла
дычества. Конституция 1824 года, об едшшвшая от
дельные штаты Мексики в одно государство, была пересмотрена в 1917 году. Большинство населения страны составляют индейцы и метисы,
стоящие на довольно низкой ступени развития. Испанское католическое духовенство, оставшееся здесь еще со времен господства испанцев, владеет в Мексике крупными земельными поместьями. С по
мощью религии князья церкви стараются держать в темноте и невежестве мексиканских суеверных и мало развитых крестьян. Нигде в Америке религия не играет такой огром
ной роли в деле подчинения низших классов, как здесь.
Ловкие церковники приспособили все евангельские тексты и библейские персонажи для пропаганды смирения бедняков и подчинения богачам. Не трудно увщ-. ь в » °ксиканском храме Христа — в костюме и< анского генерала,1 и Ма
рию -— в испанском бальном платье.
Мексиканское правительство еще в 60 годах прошлого сто
летия повело борьбу с вредным влиянием реакционных сил духовенства. Б 1853 г. была об ’явлена национализа
ция церковных имущества, и только поворот политики вправо изменил по
ложение вещей. Президент Норфирио Диас, покровительствуя католи
ческой церкви,вместе с тем предоставил большую свободу действий в стране иностранцам, получившим солидные и выгод
ные концессии. С тех пор внутри страны американские капиталисты севера за
хватили в свои руки немало источников природных богатств Мексики. Янки ов.;к дели в Центральной Америке це
лым рядсм важнейших в промышленном отношении пунктов—Панамским каналом, островами Куба и Гаити-—и старают
ся целиком захватить нефть и серебро Мексики.
За последние годы мексиканская буржуазия окрепла и развернула свою промышленность. Она знает, что се страна богата, и. сна выбрасывает логунг: «Мексика для мексиканцев».
Ярким представителем новой мексиканской буржуазии является ньшешщш президент, генерал Плутарко Элиас Кайее.
Если Кайес и его правительство затеяли борьбу против князей католической церкви, то этим самым они ведут войну с ино
земным капиталом и попутно с религией, как классовым орудием угнетения трудящихся. Каейс борется с влиянием пап
ского двора, французского католичества, английских церковников.
Мексиканское правительство старается во что бы то ни стало ослабить значение церкви в стране. Для этого оно энергич
ными мерами проводит в жизнь старый закон об отделении церкви от государства. Кайес не остановился перед решителыш
Мексиканский президент Плутарко Элиас Кайес, сторонник проведения закона об отделении церкви от государства в Мексике.
отлично понимают, против кого направлено это движение. Правительства Лондона и Вашингтона озабочены не меньше, чем
цитадель мирового католициз
ма-—папский двор в Ватикане. Разумеется, английские ди
пломаты и американские капиталисты были бы рады открытой интервенцией поддержать обиженных князей церкви. Но совместное выступление англо-американских капиталистов — вещь невозмож
ная. Никогда вашингтонское правительство не пошло бы на вмешательство европей
ской державы в американские дела.
Невидимому, дело ограничится дипломатической перепиской оскорбленных империалистов. Такое положение ве
щей создает исключительно благоприятную обстановку для борьбы Мексики за свою экономическую независимость.
Недаром за антирелигиозным движением в Мексике реакционная печать видит,
как и всюду, «козни агентов Коминтерна». «Матэн» указывает, что вожди III Интер
национала надеются, извлечь для себя большие выгоды из анти-американского движения в Мексике.
Рабочий класс Мексики действительно должен использо
вать для себя великое антнимпериалистское движение, зарождающееся в стране.
Но не надо забывать, что власть американских капита
листов может быть сломлена только с помощью социальной революции.
Это—единственный путь для достижения настоящей независимости страны.
Ал. Осипов.
ми мерами. Он объявил, что все церкви и церковные имущества являются отныне собственностью государства. Он запретил преподавание религии в школах, выслал из Мексики реакционных князей церкви и папского посланника.
Духовенство в свою очередь всячески стало защищать свои позиции. Ему уда
лось использовать невежество темных масс и путем провокации вызвать кровавые беспорядки во многих городах страны. Группа религиозных фанатиков ор
ганизовала заговор на жизнь президента Кайееа, но заговор этот был своевременно раскрыт.
Тогда как несознательные слои населения Мексики легко поддались черносотенной агитации духовенства, организо
ванные рабочие, страны поддерживают правительство в его мероприятиях. Мекси
канские церковники ответили на декрет президента оригинальной забастовкой: они прекратили службы в соборе Мексико, столичного города, и во всех дру
гих храмах страны. Агенты обиженных попов разжигают толпы фанатиков, рассказывая о «чудесах», творящихся в костелах: то из глаз иконы какого-то свя
того потекли слезы, то из ребра христова брызнула кровь....
Войска, охраняют закрытые храмы, ежедневно происходят столкновения фа
натиков с солдатами, исполняющими свой долг.
Как относятся иностранные империалисты к происходящему в Мексике? О, они

Китай и СССР

Будучи в служебной командировке на Дальнем Востоке, замиаркомпуть т. Л. П. Серебряков посетил Харбин, где был тепло при
нят китайскими властями. На снимке: тов. Л. II. Серебряков (налево) с главноначаль
ствующим Особого х)айона трех восточных провинций (Манчжурия) ген. Чжан-Хуан
Сялом.