Перед съездом писателейПРОБЛЕМЫ ДРАМАТУРГИИ*)

ЗАМЕТКИ ДРАМАТУРГА

Меня интересует вопрос о физическом уничтожении персонажей в пьесах.
Прежде писались пьесы, в которых участвовали короли, принцы, полководцы, рыцари (Шекспир, Шил
лер, Гюго). Этим персонажам уничтожать друг друга было легко. Они все были при шпагах, и—в случае чего — просто выхватывалась шпага, и происходило нужное по сюжету убийство.
Часто также применялся яд. Герою всыпали яд в кубок. Или герой кому-нибудь всыпал яд в кубок. Яд приготовлялся придворными докторами. Его хранили в кольце.
Комично, но вопрос о праве ношения оружия оказывает некоторое влияние на технику драматургии. ,
Возьмем пьесы, писавшиеся в предреволюционный период. Например пьесы Чехова. Чехов не представлял себе пьесы без выстрела. Во всех пьесах его раз
дается выстрел. В водевиле «Медведь» дело вертится вокруг пистолетов. И даже в известном определе
нии законов драмы Чехов не мог обойтись без огнестрельного оружия. Если ружье висит в первом акте, то в последнем оно должно выстрелить.
Иванов стреляет в себя, Войницкий в Серебрякова, Треплев в себя. В «Трех сестрах» — дуэль. За
нятно, между прочим, что парадность выстрела на сцене несколько смущала Чехова. Он в некоторых случаях снижает эту парадность. Войницкий, например, стреляя в профессора Серебрякова, воскли
цает при этом «бац». Это не выстрел, — говорит Чехов, — не выстрел с громом и блеском, а «бац». Это сниженный, штатский, смешной выстрел (но все
таки выстрел). В «Чайке» такое же снижение. Там звук выстрела похож на звук лопнувшей банки с эфирам.
В буржуазное время оружие можно было купить в магазине. У Чехова же есть рассказ о том, как обманутый муж выбирает в магазине оружие. А Иванов на собственную свадьбу пришел 1с револьвером.
Финальная ремарка «Иванова» такова: [«Иванов отбегает в сторону и застреливается». То есть че
ловек, прежде чем итти на свадьбу, вынул из письменного стола револьвер и сунул его в карман фрачных брюк.
Вот как просто обстояло дело. Что же делать нам?
Право на ношение огнестрельного оружия находится под строгим контролем, и это право получают как раз те люди, которые менее всего склонны производить выстрелы по личному поводу.
Мы прибегаем очень часто к вспомогательному моменту: краже револьвера.
Сама жизнь испытывает в этом отношении некоторые затруднения. Когда, допустим, икс решает убить игрэка, он специально едет ,в Ленинград к своему брату и крадет у него револьвер.
Ю. ОЛЕША
Поездка в Ленинград, кража револьвера — ведь это целый акт в пьесе!
Можно убить не только огнестрельным оружием, можно убить стулом, топором. Но такие убийства на сцене не производятся, потому что они неубеди
тельны. В «Мысли» Андреева Керженцев убивает посредством пресс-папье. Но Андреев указывает, что убиваемый стоит как бы под гипнозом. А убий
ца медленно, толчками опускает руку. Стало быть, Андрееву очень важно остановить внимание актера на этом моменте. Драматург в данном случае пом
нит, что нельзя убедительно произвести убивающий взмах.
В драме все строится вокруг страданий какогонибудь персонажа, и дело приходит к тому, что либо этот персонаж убивает, либо его убивают, либо он убивает самого себя. Каждая драма имеет некото
рую внешнюю уголовщину. Очень трудно вспомнить драму без физической гибели кого-нибудь из действующих лиц.
В наших пьесах, если действующее лицо выхватывает револьвер, тотчас же возникает вопрос: где он достал револьвер?
Драматург записывает в записной книжке: «затем он в него выстрелит». Это опрометчиво. Сперва нужно тщательно, во избежание лжи и натяжки, об
думать, как, откуда, какими путями оружие оказалось у действующего лица.
Тут в голову приходит такая (мысль: именно в нашей драматургии возможны такие драмы, где уничтожение производится машиной логики. Физи
ческое уничтожение (Заменяется логическим. Человек превращается не в труп, а в ноль.
Главной темой буржуазной драматургии были деньги. Тема денег, обогащения. Особенно внезап
ного обогащения. Богатство давалось как награда за душевные качества. Надо было облагородить, возвысить богатство материальное.
Вексель. Как он {часто мелькает в буржуазных пьесах! Его комкают, рвут, сжигают. Над ним плачут, его возвращают, его выкрадывают. Он связывает ин
тригу, создает коллизии, он возникает между тремя, образуя самую драму. Вокруг него идет борьба. Он— лакмусовая бумажка, обнаруживающая истину характеров.
Или например — богатый жених. Существовали богатые женихи. В романах встречались такие фразы: «Это был один из богатейших женихов России».
Что это значит? Что такое «богатый жених»? Не знаем, не знаем. Теперь нет (богатых женихов. Теперь даже самое слово «жених» забывается. Чрезвычайно редко услышишь теперь фразу:

—- Это ее жених.

В буржуазной драматургии богатый жених был одним из эффектнейших персонажей. Его долго подготовляли, он .появлялся в конце акта.
Как страшно было жить! Чтобы получить (благословение «а брак от какого-то главного родственника, —• дальнего, не обращающего внимания, но само
*) См- высказывания писателей-драматургов, театральных
деятелей в № 1, 2—3, 4.