„художники РСФСР за XV лет“
го главного, самого богатого,— сколько приходилось ждать, унижаться. Целых пять актов!
Потому что существовало такое понятие: наследство. То есть деньги. То есть обогащение.
Наследство. Это надо было получить! Ждать наследство... Ого! Это борьба, поединок, возникнове
ние увлекательнейших персонажей. Подделыватели завещаний. Похитители детей. Тайны, тайны, тайны. Какие завязки, какие кульминации, какие встречи в последнем акте, какие слезы, какие пелеринки :на лакеях, какие одергивания масок!
В буржуазном мире каждому предоставлялась «возможность» быть кузнецом своего счастья. Можно было нажить миллион. Можно было найти пакет с деньгами. Этот мир сделал тему денег волшебной. Мечта о внезапном разбогатении трансформировалась в обаятельные образы золушки и гадкого утенка. Этот мир создал тип подкидыша, тип грабителя ради бедных, тип доброго богача. Исподволь, незамет
но, завуалированно внедрялись деньги как стимул жизни в искусство.
Эта тема — тема денег—очень твердо установилась в искусстве, овладела воображением художни
ков. Она начала рождать такие идеальные, такие ангельские образы, что даже забывалось, что она — грубо материальна, грязна, кровава.
Как увлекателен Жан Вальжан в «Отверженных» Гюго. Из вора он стал богачом. Из каторжника — праведником. Он, добрый богач, спас из нужды и унижений девочку. Он встретил ее ночью в лесу. Она неела^ тяжелое ведро. Он взял у нее ведро из рук на-ходу, она вдруг перестала ощущать тяжесть, он понес ведро, обременявшее нищую девочку. Девочку унижали трактирщик и его жена, обиралы,
злые богачи. Добрый богач наказал их, заступившись за нее. Внешне, эстетически это звучит необы
чайно сильно. Вспомните это место. Так рождала и пафос, и нежнейшие мелодии тема обогащения в буржуазном искусстве.
В нашем мире, где частная собственность отмирает, тема обогащения исчезает. Она исчезает, как дым, навеки, рассыпается и никогда не возникнет, она погребена. Миф о золушке неповторим.
В Америке говорят:
— Этот человек стоит два миллиона.
Нас интересует иная стоимость человека. В обществе, где не будет богатых и бедных, получится возможность определять абсолютную стоимость человека. В бесклассовом обществе многое будет обращено на улучшение человека. Тут возникает соревнование. Кто из нас лучше, чище, умней, изобретательней? Чья цена выше?
Абсолютная цена. Без миллионов. Без наследств. Возможно, что этот момент —соревнование чело
веческих качеств — будет главной темой драматургии будущего.
А такое соревнование — ведь оно создаст острейшие конфликты, оно может быть очень трагичным. Но цель его чиста и высока: стать лучше.
Говорят: обаятельный человек.
Есть обаятельные люди. Есть люди без обаяния. Вполне хорошие, умные, образованные, честные, приветливые, по лишенные дара привлекать сердца.
Есть люди, с которыми не хочется возвращаться домой из гостей. Люди, от которых хочется отделаться.
Засл. артистка Е. Д. Турчанинова —- худ. А. Л. Ржевская
А. М. Горький— худ. А. Д. Корин.
„художники РСФСР за XV лет“