СССР НА СТРОЙКЕ

№ 5 1940

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Н

а необъятных пространствах нашей родины, Советского Союза, расположено множество старых древних городов В наших русских летописях многие города IX—Хвв. упоминаются кан давно существующие, с уже сложившимся городским бытом и нультуфой.
Интерес к истории нашей родины и историческим памятникам чрезвычайно велик в Советском Союзе. Но человеку нашей эпохи, будь это юноша, оканчивающий шнолу, или седовласый профессор, интересна не тольно та многовековая история данного города, но в таной же степени интересно, нак изменилась за последние годы жизнь этого города, какие люди выросли в нем, накие новые планы на будущее воодуше
вляют их . Будущее!.. Это слово особенно радостно звучит для многих маленьких городов нашей страны. Наше социалистическое стро
ительство принесло им не только будущее, но и настоящее, которого до революции у них не было. Русская литература и русское искусство оставили незабываемые по силе своей правды картины жизни россий. ской дореволюционной провинции — нищеты, сонной одури, скуки, беснультурья, которые сгубили немало замечательных русских людей. А если этот провинциальный городок был н тому и очень стар, то о нем и подавно забывали, нак о старике, который зажился на свете. Тан до сих пор обстоит дело в Европе со многими малыми городами, нуда туристы приезжают тольно осматривать древности.
Грандиознейшая строительная работа сталинской эпохи, работа, величие которой захватило весь наш народ, с невиданной в истории щедростью распространяет все блага науки, культуры и техники не тольно на все города, большие и малые, но и на самые отдаленные окраины Советского Союза. Нак изменилась жизнь города, его быт, его люди? Для ответа на этот раз мы хотим дать картину жизни двух ма
леньких, притом старинных городов, так как на этом примере еще ярче можно видеть, что старая глухая сонная провинция исчезла безвозврат
но,— и маленькие города обладают такой же полнотой жизни, как и любая из столиц Советского Союза.
Вот два маленьких старинных города: Переяславль-Залесский и Загорск (бывший Сергиев Посад). Переяславль-Залесский основан в пер
вой половине XII в., а бывший Сергиев Посад, нынешний Загорск, — в начале XIV в. Оба города расположены на шоссе Москва — Ярославль.
Переяславль-Залесский назван так потому, что находился за дремучими лесами, отделявшими его от других городов. В древности город был онружен высоким земляным валом, который сохранился до нашего вре
мени. На валу, нак рассказывает летопись, возвышались нрепостные стены с 12-ю башнями. Но крепость и город жгли и разоряли монгольские орды
(1238 г., 1252 г., 1382 г. и 1408 г. ), литовцы (1372 г.) и поляки (1607 г.). Неподалену от города переяславцы указывают место, откуда выгнанные поляни, с наглостью и злобой настоящих разбойников, пытались ворваться в город, но переяславцы, в восьми кровопролитных боях разбили полянов наголову.
Переяславль-Залесский родной город князя Александра Невского. По Плещееву озеру и по рене Трубежу, впадающей в него, юноша Петр 1 водил свой потешный флот.
На водах Плещеева озера зачался руссний морской флот, который скоро показал себя и на море. В 1714 году молодой русский флот разбил флот шведов, ноторый считался первым в Европе до тех пор, пока руссние морские командиры не расшвыряли по ветру его норабли.
В 1719 году Переяславль-Залесский стал уездным городом Московской губернии — и жизнь города, пошла по обычному руслу „забытых11 горо
дов. Это был тихий, сонный городок, нуда окрестное дворянство и нупцы ездили... молиться, так как в этом маленьком городке было 25 церквей и 4 монастыря. Богомолы не дали подвести к Переяславлю железно
дорожную ветку под тем предлогом, что паровозные гудки нарушат „благолепие колокольного звона! В городе было множество монахов, монахинь, попов и дьяконов, зато, нан сообщает нам энциклопедический
словарь, в городе была... одна аптека, одно среднее учебное заведение и неснолько начальных школ; на народное образование тратилось оноло... 4 тысяч в год.
И вот — изменилась вся жизнь города. Город вырос втрое. Маленькие фабрички перестроены, расширены, снабжены новейшей техникой,
н ним вполне применимо выражение, ставшее у нас пословицей: к ста рой пуговице — новая шуба. Таковы, например, бумагопрядильная фаб
рика „Нрасное эхо и вышивальная фабрика „Новый мир —это нрупные предприятия, на которых рабочие насчитываются тысячами,
а не десятками и сотнями, нак прежде. Жизнь этих фабрик в основных своих чертах ничем не уступает жизни любой столичной фабрини. На переяславсних фабринах есть свои знаменитости, замечательные стаха
новцы и стахановки, награжденные правительством орденами; есть свои
библиотеки, клубы, сады, детсние ясли. Видную роль играет в городе самая молодая фабрика, детище Сталинских пятилеток — фабрика кинопленки.
Многие советские фильмы, известные всему миру, напечатаны на нашей отечественной пленке. Одно из самых новых производств основано в старинном городе, существующем с XII вена. По работе и быту этой самой молодой фабрики, которая оснащена новейшей техниной, стараются равняться все предприятия города. Лучший сад в городе — сад фабрики нинопленни, лучшие кружки самодеятельности—ее же, лучшие физкуль
турники— ее же, самые нультурные рабочие и работницы—ее же. Нак
первая скрипка в оркестре тон жизни дает индустрия, радость и гордость человечесного труда!
Партия Ленина-Сталина, наш великий учитель товарищ Сталин учат нас с огромной любовью растить новые надры работников нашей индуст
рии, культуры и науки. Переяславль-Залесский не отстает в этом
деле от других городов. Если до революции в одной гимназии училось всего около 300 человен, то теперь в каждом из 10 средних заведений
число учащихся нолеблется от 1000 до 2200 человек. Лучшие дома в городе отданы школам. Молодые голоса раздаются из распахнутых окон, звонно, уверенно — и вы видите и чувствуете, что в этом маленьком
старинном, но вполне индустриальном городе задают тон жизни культура и науна.
Переяславль-Залесский, бывший город цернвей и монастырей за годы нашего социалистического строительства обратился в индустриаль
ный районный центр. Неотставаяот больших городов Советского Союза, Переяславль-Залесский живет полнокровной общественной жизнью.
Этот маленький город является кроме того и одним из музейных центров области. В ннигах посетителей музея можно встретить имена многих знатных людей нашей родины. Социалистическая эпоха позабо
тилась и о том, чтобы память о славных исторических делах, ноторые неногда совершались в этом маленьком городе, еще более укрепляла бы в нас чувство гордости за нашу прекрасную родину.